пятница, 4 сентября 2015 г.

Санкции не помешали встретиться учёным: Конференция Международного географического союза

Один из корпусов научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова, где проводились заседания конференции

С 17 по 21 августа 2015 года в Москве проводилась конференция Международного географического союза (IGU). Эта организация была образована в Брюсселе в 1922 году. Однако история международных совещаний географов значительно продолжительнее. Встречи географов на регулярной основе (первая из них состоялась в Антверпене) начались с 1871 года.

Международный географический союз состоит из трёх компонентов: Генеральной ассамблеи делегатов из стран – членов Международного географического союза (сейчас их 87); Исполнительного комитета, в который входит президент (в период 2012-2016 годов им является сотрудник Института географии РАН, доктор географических наук В.А. Колосов), восемь вице-президентов и Генеральный секретарь; Комиссий и рабочих групп, которые ведут и координируют текущую работу географов из разных стран по основным направлениям географии. Практика такова, что раз в четыре года проводятся Международные географические конгрессы, на которых выбирается руководство организации, а между ними проходят конференции, которые являются чисто научными мероприятиями.

Надо сказать, что проведение этой конференции вызывало некоторую обеспокоенность, что было обусловлено двумя причинами: 1) нынешняя международная ситуация, ведь санкции распространяются не только на экономику и политику; 2) совпадение сроков её проведения с другой близкородственной конференцией (с 19 по 22 августа в британском Оксфорде проходила Четвертая Всемирная конференция по экономической географии, которая неизбежно оттягивала часть потенциальных участников московского форума).

Стоит отметить, что эти опасения хотя и оправдались, но лишь в самой минимальной степени. Ниже приведена количественная информация по предыдущим конференциям Международного географического союза, в которых я участвовал. Видно, что по количеству участников она никак не выделяется из этого списка. Замечу, что в 2010 годы сходная ситуация была в Тель-Авиве. Незадолго до конференции израильские военные обстреляли колонну «Флотилия свободы», которая пыталась прорвать блокаду сектора Газа. В результате взятия на абордаж одного из судов погибли 16 человек, еще 30 были ранены. Тогда были многочисленные призывы бойкотировать конференцию и это, безусловно, сильно отразилось на количестве участников.
Таблица
Количество участников и стран на предыдущих конференциях
Международного географического союза

Место проведения
Год
Общее кол-во участников
Кол-во стран
Кол-во участников из страны-организатора
Тунис, Тунис
2008
1205
75
около 50
Тель-Авив, Израиль
2010
450
42
около 100
Сантьяго, Чили
2011
1100
30
около 200
Кёльн, Германия
2012
2800
82
1075
Киото, Япония
2013
1431
61
688
Краков, Польша
2014
1374
64
357
Москва, Россия
2015
1500
60
около 700

Очевидно, что на качественном составе участников сложившаяся ситуация всё же сказалась. Это выразилось в непропорционально большом представительстве развивающихся стран и значительной доле российских участников (хотя если сравнивать с конференцией в Киото, то там соотношение местных и зарубежных участников было практически таким же). В общем, надо сказать, что в сложившихся неблагоприятных условиях потери оказались достаточно небольшими.

Заседания проводились в трёх корпусах Фундаментальной библиотеки Московского государственного университета. В целом конференция была организована неплохо, хотя без накладок не обошлось. Так, в первый день были огромные очереди в столовой, в результате чего многие участники не уложились в отведённое на обед время. Также нарекания вызвали выданные участникам книги с программой конференции. В них не было указателя участников, в результате поиск нужного доклада требовал больших затрат времени.

Плохо был продуман и итоговый сборник конференции (он, естественно, был в электронном виде, бумажные варианты давно не выпускают). Возможность поиска по фамилии там была, но полностью отсутствовала информация, позволяющая этого человека найти. Не было не только адресов электронной почты, но даже и названий учреждений, которые они представляли. Представьте себе, что вы нашли в сборнике тезисов интересные для вас доклады условного Смита или Иванова, а вся информация по ним сводится лишь к указанию страны (США и Россия).

Большинство делегатов на конференции представляли различные университеты, научные учреждения и географические общества разных стран мира. Из нашего института в конференции участвовали директор, академик П.Я. Бакланов, заместитель директора по науке, кандидат географических наук В.В. Ермошин, главный научный сотрудник, доктор географических наук С.М. Говорушко, ведущий научный сотрудник, доктор биологических наук В.Н. Бочарников и заведующий лабораторией, кандидат географических наук К.С. Ганзей.

Работа конференции, в основном, была сосредоточена в рамках существующих комиссий и рабочих групп. Только перечень их названий дает представление о широте тематики современной географии. В их число входят такие комиссии как: Прикладная география, Аридные территории, Биогеография и биоразнообразие, Климатология, Прибрежные экосистемы, Окружающая среда холодных районов, Эволюция окружающей среды, Гендерная география, Географическое образование, Географические информационные системы, География туризма и отдыха, Природные опасности и риски, Здоровье и окружающая среда, История географии, Коренные народы, Острова, Карст, Деградация земель и пустынивание, Землепользование, Местное развитие, Политическая география, География населения, Водообеспеченность, Мегаполисы и другие.

В большинстве доклады были на английском, но некоторые участники конференции делали доклад на французском языке. Это допускалось, поскольку наряду с английским, французский язык является вторым официальным языком Международного географического союза.

Сергей ГОВОРУШКО,
доктор географических наук, главный научный сотрудник
Тихоокеанского института географии ДВО РАН



Комментариев нет:

Отправить комментарий