четверг, 24 сентября 2015 г.

О чём молчат звёзды?

Молодёжь в науке

Достойная научная смена растёт в наших академических институтах. Конечно, молодые люди все разные, но объединяет их целеустремлённость, ответственность, работоспособность. Они активно расширяют поле приложения своих сил и знаний на пути к достижению поставленной цели, становятся профессионалами. Проводят успешные исследования, которые дают начало прорывным направлениям в науке.

И, как правило, они – многогранные личности. Как сказал Лион Фейхтвангер, «человек талантливый, талантлив во всех областях». Или во многих. Один из представителей таких перспективных учёных – кандидат химических наук Тимофей Владимирович МАЛЯРЕНКО, научный сотрудник лаборатории химии морских природных соединений Тихоокеанского института биоорганической химии им. Г.Б. Елякова ДВО РАН. Недавно Тимофей стал лауреатом премии ДВО РАН имени академика Г.Б. Елякова за цикл работ «Изучение структуры, биологической активности и биосинтеза полярных стероидных метаболитов морских звёзд». Ему слово.

Тимофей Владимирович МАЛЯРЕНКО

Истоки

– Родился я на Сахалине в небольшом посёлке Чапланово, в котором на данное время проживает не более тысячи человек. Моя мать – учитель математики, уже более четверти века преподает «царицу наук» в средней школе. Мой отец – военный, ныне в отставке. Именно благодаря ему, точнее сказать, его службе, родители переехали из Приморья, в котором жили и сыграли свадьбу, на Сахалин. Здесь же родился и мой старший брат Иван. Детские годы на острове я помню плохо. В основном, в памяти мелькают разрозненные картинки городка воинской части, холодной горной речки и громадных сугробов, оставленных февральскими вьюгами. Помню, конечно, и некоторых своих друзей, но, к сожалению, связь с ними в настоящее время потеряна.

О жажде научного познания

Когда мне было семь лет, родители переехали в Приморский край. Отец служил тогда в небольшой, забытой Богом и людьми, воинской части. До ближайшей школы в посёлке Минеральном было не менее семи километров, которые мы преодолевали на дежурной машине: утром в одну сторону, а в обед – в другую. Думаю, что именно в этой школе у меня впервые зародился интерес к естественным наукам. И не последнюю роль в этом сыграла моя первая учительница химии и биологии Галина Степановна Кваша. Благодаря её умению интересно преподносить даже самый сложный материал, я открыл для себя интересный и многогранный окружающий мир, со своими законами и явлениями. Она же приобщила меня к школьным олимпиадам, что в будущем мне очень пригодилось. За что ей огромное человеческое спасибо. Думаю, что именно в этот период во мне и зародилась жажда научного познания, которая впоследствии превратилась в цель – поступление в университет и получение естественнонаучного образования. Поэтому после окончания школы я, не раздумывая, поступил на химический факультет Дальневосточного государственного университета.

Определившие выбор в судьбе

В годы моей студенческой бытности могу вспомнить двух преподавателей, которые сыграли решающую роль в моем отношении к химической науке. Первый – Владимир Иванович Высоцкий, доктор химических наук, профессор, на тот период заведующий кафедрой органической химии ДВГУ, читавший у нас курс органической химии. Второй – академик РАН Валентин Аронович Стоник, доктор химических наук, профессор, директор ТИБОХ ДВО РАН, заведующий лабораторией химии морских природных соединений, заведующий кафедрой биоорганической химии и биотехнологии ДВФУ (ранее – ДВГУ), – открывший нам много тайн биоорганической химии.

Будучи на втором курсе университета мне впервые довелось познакомиться с Тихоокеанским институтом биоорганической химии (ТИБОХ). Именно тогда у меня и возникло непреодолимое желание приобщиться к большой науке. Благодаря протекции Виктории Васильевне Сова, кандидата химических наук, старшего научного сотрудника лаборатории химии ферментов, меня определили в лабораторию химии морских природных соединений, возглавляемую академиком РАН В.А. Стоником. В задачи лаборатории входило исследование вторичных метаболитов морских организмов. Мне же предстояло влиться в коллектив, в основные функции которого входило выделение различными хроматографическими методами полярных стероидных соединений морских звезд, а также определение их строения при помощи физико-химических и химических методов. Моими научными руководителями стали две замечательные женщины – Наталья Владимировна Иванчина, кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории химии морских природных соединений и Алла Анатольевна Кича, доктор химических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории химии морских природных соединений. Они научили меня азам работы в научно-исследовательской лаборатории и привили усидчивость и терпение при выполнении поставленных задач. Они же помогли мне в подборе литературы и написании курсовой и дипломной работ, а также некоторых заявок на участие в студенческих конкурсах и грантах. Какие-то из них мне довелось выигрывать, в каких-то – занять призовые места.

Сотрудники лаборатории химии морских природных соединений. 
Слева направо: Н.В. Иванчина, Т.В. Маляренко, В.А. Стоник, А.А Кича

Мой путь

Однако мой дальнейший путь в академическую науку был не прямым и безухабистым. После окончания университета я покинул стены Института и решил поработать на заводе в производственной лаборатории. Не знаю, что именно тогда мною двигало. Возможно, желание построить карьеру в крупной зарубежной компании или какой-то внутренний протест против самого себя. Кто знает. Но два года, что были отданы на поиски своего пути, я не считаю потраченными впустую. Именно за это время мне удалось избавиться от стереотипного мышления и многих иллюзий, навязанных обществом.

Желание же расти и развиваться дальше вылилось в моё возвращение под крыло ТИБОХ и поступление в аспирантуру. Фактически я вернулся к тому, что оставил на какое-то время, ведь мне вновь предстояло погрузиться в мир стероидных метаболитов морских звезд. Безусловно, я бесконечно благодарен и Валентину Ароновичу, и Алле Анатольевне, и Наталье Владимировне за то, что они дали мне второй шанс попробовать себя на научном поприще, поверили в мои силы и желание трудиться. И, думаю, что я смог оправдать их доверие, успешно защитив в 2012 году (ровно через три года) свою кандидатскую диссертацию на тему «Изучение структуры и биологической активности астеросапонинов и других полярных стероидных соединений морских звезд».

В лаборатории химии морских природных соединений
В научном процессе изучения стероидных соединений морских звёзд много различных этапов. В моей работе получение индивидуального соединения, лишённого каких либо примесей – это основная цель и наиболее сложный и трудоёмкий процесс. Ведь, надо сказать, что выделение природных соединений непростая исследовательская задача, так как выделяемые вещества находятся в экстракте в виде сложных смесей, близких по строению веществ. Для их разделения применяется колоночная хроматография на различных сорбентах. Чтобы понять суть этого процесса, можно представить себе просеивание песка через набор сит с разными размерами ячеек. Но «песчинки» можно делить не только по их массе и размеру, а, например, по способности притягиваться к ситу, или отталкиваться от него и т.д. А, кроме того, в последнее время для выделения природных соединений широко используются приборы – высокоэффективные жидкостные хроматографы, которые позволяют разделять соединения с большой эффективностью и за малое количество времени.

Немаловажным этапом моей работы является установление строения выделенных соединений. И здесь на помощь приходят современные физико-химические методы: спектроскопия ядерного магнитного резонанса (ЯМР) и масс-спектрометрия. При помощи ЯМР можно, во-первых, достоверно оценить чистоту полученного образца, во-вторых, получить подробную информацию о некоторых ядрах (протонах и углеродах) выделенного соединения, а также их взаимном расположении друг относительно друга. Но вся полученная информация зашифрована в виде спектров, которые для неспециалиста выглядят подобно китайской грамоте. Но для человека искушенного спектр – это очень ценные сведения, при расшифровке которых можно определить химическое строение исследуемого соединения. Это также довольно сложный, но в то же время очень увлекательный процесс. Он похож на собирание пазлов, когда, только расставив все кусочки по своим местам, можно увидеть целую картину. Масс-спектрометрия же в основном предназначена для получения данных о молекулярной массе вещества и зачастую служит для подтверждения выводов сделанных на основании анализа ЯМР спектров.

Исследования на службу обществу

Для того же, чтобы придать своим исследованиям прикладной характер, мы, совместно с другими лабораториями нашего института, определяем биологическую активность выделенных соединений. Наиболее важными являются противоопухолевая, нейритогенная и противовоспалительная. Как понятно из названия, первая определяет способность веществ подавлять рост колоний опухолевых клеток. Вторая – выявляет возможность дифференцировки нервных клеток, предварительно обработанных тестируемыми веществами. И, наконец, третья – призвана ответить на вопрос, способны ли стероидные метаболиты морских звёзд противодействовать провоспалительным агентам?

За годы работы в ТИБОХ моими коллегами и мною было выделено и установлено строение нескольких десятков новых полярных стероидных соединений морских звезд, определены их противоопухолевые и нейтирогенные свойства, выявлены некоторые механизмы противоопухолевого действия, а также опубликованы научные статьи в ведущих отечественных и зарубежных изданиях. Однако в наших исследованиях есть работы, не связанные с выделением, определением строения и биологической активностью соединений. Так в 2013 году появилась наша публикация, посвящённая биосинтезу полярных стероидных соединений морских звезд. В этой работе нам впервые удалось показать, что пищевой холестерин является биосинтетическим предшественником полярных стероидных метаболитов. До этого существовали только гипотезы на этот счёт. Нам же удалось провести сложный, но методологически выверенный эксперимент и превратить догадки в доказанную теорию. Могу смело сказать, что наша исследовательская группа может по праву гордиться этой работой.

Слева направо: А.А Кича, Т.В. Маляренко, Н.В. Иванчина

Изучая жителей моря

Конечно, интересы нашей лаборатории не ограничиваются исследованиями полярных стероидных соединений морских звезд. Есть очень сильные группы, занимающиеся изучением вторичных метаболитов губок. А, надо сказать, что эти древние и примитивные организмы просто нашпигованы разного рода необычными соединениями. Татьяной Николаевной Макарьевой, доктором химических наук, главным научным сотрудником лаборатории химии морских природных соединений и её учениками были выделены разные типы алкалоидов, липидов, нуклеотидов, а также открыт новый класс природных соединений – двухголовые сфинголипиды. Кроме того, в лаборатории химии морских природных соединений трудится слаженный коллектив, занимающийся изучением тритерпеновых гликозидов голотурий (морских огурцов). Также есть исследователи, работающие с голожаберными моллюсками и водорослями.

Растим себе смену!

За последнее время наша лаборатория заметно омолодилась. Талантливые молодые специалисты после окончания университета поступали в аспирантуру ТИБОХ и, защитив диссертации, оставались и дальше заниматься научной деятельностью. Думаю, что приток «свежей крови» и передача накопленных знаний и опыта старшим поколением – важная часть научного процесса. Кроме того, сотрудники лаборатории часто руководят дипломными проектами студентов-химиков. Так под моим руководством за шесть лет работы в институте было защищено три дипломные работы.

Постоянное присутствие студентов в стенах ТИБОХ объясняется тесным сотрудничеством Института с ДВФУ (ранее – с ДВГУ), на базе которого много лет назад была организована кафедра биоорганической химии и биотехнологии. Руководителем её является В.А. Стоник. Кафедра играет ключевую роль в подготовке специалистов биооргаников, потому что на её плечах лежит чтение лекций и спецкурсов, проведение летних практик, организация семинарских и практических занятий в разных лабораториях ТИБОХ. И, конечно, «подбор» научного руководителя будущему специалисту-химику. Безусловно, ничего этого бы не было, если бы на кафедре не трудились талантливые учёные-организаторы: член-корреспондент РАН Виктор Евгеньевич Васьковский, кандидаты химических наук Виктория Васильевна Сова и Ирина Владимировна Чикаловец, и многие другие преподаватели из разных лабораторий Института. Вот и мне в последние два года доверили проведения семинара по анализу спектров ЯМР вторичных метаболитов для студентов четвёртого курса.

Что день грядущий нам готовит?

К сожалению, в последнее время многие учёные и преподаватели ощутили на себе все «прелести» реформ образования, а затем и науки. На мой взгляд, предпринятые меры против когда-то лучшего в мире образования и передовой науки явно отдают нечистым духом мракобесия. Или даже лучше сказать, целенаправленным разрушением институтов среднего и высшего образования и академической науки. Прискорбно осознавать, что качество подготовки студентов в последнее время постоянно падает. И это заметно не только мне и моим коллегам, но и многим работодателям. Что же касается науки, то с 2013 года мы живём, как на пороховой бочке, ожидая очередного подвоха со стороны правительства. Хотя и до этого периода наука не жила на широкую ногу. Я уже не говорю о слабости социальных программ для научных сотрудников. А те, что действуют – или остались со времен СССР или жалкое подобие того, что было. Но, несмотря на пугающие перспективы, у нас в стране и на Дальнем Востоке, в частности, живёт и трудится много талантливых учёных и преподавателей, готовых преодолевать различные трудности и верой и правдой служить на благо Отечеству. Потенциал велик и, думаю, пока не обеднеют людские ресурсы, наука и образование в нашей стране не умрут. Ведь именно на людях сейчас все и держится.

«Другая» жизнь

Конечно, как и у любого учёного, помимо науки у меня есть и «другая» жизнь, со своими интересами. Пожалуй, на сегодняшний день моим главным увлечением является литература, как чтение, так и написание собственных произведений. Одно время я увлекался американскими авторами начала двадцатого века: О. Генри, Дж. Д. Селинджером, Р. Брэдбери, Г. Ф. Лавкрафтом. Но в последнее время предпочитаю отечественную классику: А.П. Чехова, и особенно М.А. Булгакова с Л.Н. Толстым. Что же касается моих произведений, то часть из них опубликована в некоторых интернет-журналах. Помимо литературы всегда увлекался физической культурой: настольным теннисом, лыжами, плаваньем. Но особую страсть всегда питал к тренажерному залу, которому в общей сложности посвятил около семи лет и даже имею парочку невысоких спортивных разрядов.

Олеся и Тимофей МАЛЯРЕНКО

Мой солнечный мир

В 2011 году я принимал участие в научно-исследовательской экспедиции на НИС «Академик Опарин» на Курильские острова. Именно тогда мне довелось познакомиться со своей будущей женой Олесей Вищук, теперь – Маляренко. К слову сказать, о существовании друг друга мы знали и до этого, но узкие рамки корабля способствовали нашему духовному сближению. Кто бы мог подумать, что я смогу разглядеть свою родственную душу в человеке, которого часто встречал в институте! Олеся – кандидат химических наук, научный сотрудник, работает в лаборатории химии ферментов и занимается выделением и определением биологической активности полисахаридов бурых водорослей. В августе 2013 года мы поженились и устроили себе небольшое турне по Европе, о котором часто с удовольствием вспоминаем. В этом году у нас родился первенец – сын с редким славянским именем Яромир.

В будущем мне, безусловно, хочется и дальше продолжать свою научную и преподавательскую деятельность: исследовать ранее неизученные вещества, бывать в экспедициях и на конференциях, получать новые знания, вести семинары и читать лекции. Также хочу, чтобы в моей семье всегда был лад, гармония и благополучие, а моё творчество не страдало от кризисов. И в этой связи самое время вспомнить старую русскую пословицу: «На Бога надейся, а сам не плошай».


Фото Леонида МАКОГИНА и из личного архива Тимофея МАЛЯРЕНКО



Комментариев нет:

Отправить комментарий