В гостях у Pravda.Ru побывал Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования. Главная тема интервью - Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Сергей Комков боролся с введением ЕГЭ в российских школах еще на заре "нулевых", но к экспертам не прислушивались. А прислушивались к советникам, командированным в Россию из США, говорит эксперт.
- Для того, чтобы понять, что такое ЕГЭ в России — надо понять, откуда эта зараза появилась. А появилась она в 1966-1967 годах во Франции, когда Франция перестала быть колониальной державой. Отдельные государства, входившее в нее, получили независимость. А молодежь этих стран, получивших независимость, захотела учиться в метрополии, то есть непосредственно во Франции. И тогда французы придумали вот этот удаленный тестовый экзамен, которые проводили на тех бывших колониальных территориях.
И тот, кто этот экзамен удачно сдал, мог уже приехать поступать в вузы Франции. И вот 1966-1967 годы французы понапринимали по этому тестовому экзамену во все свои лучшие вузы таких вот выпускников. К началу 1968 года они поняли, что попали в сложнейшую ситуацию. И начались отчисления. Потому что те, кто пришел и поступил по результатам этого экзамена, они просто не в состоянии были учиться.
ЕГЭ ставит крест на российском образовании?
- Это сделала специальная группа, которая работала с середины 1990-х годов. Cначала под руководством господина Сороса, а потом еще приезжала специальная бригада. Некоторые из этой бригады стали неофициальными советниками при министерстве образования России. Они очень быстро скоординировались на базе Высшей школы экономики, которая была создана в 1992 году на специальный гранд Всемирного банка. И вот эта бригада советников начала внедрять эту штуку, понимая прекрасно, какой будет результат.
А вот Обама в январе 2009 года обратился к конгрессу США с просьбой немедленно отменить все виды тестирования, особенно итоговое тестирование по окончании школы. И даже попросил 5 млрд долларов у конгресса на то, чтобы вернуть прежнюю классическую систему аттестации экзаменов.
А наши продолжают это делать до сих пор. Хотя практически все страны Европы в той или иной степени прошли через ЕГЭ. Все поняли, что это грабли.
- Напомните, сколько лет у нас действует эта система.
- У нас эта система действует с 2000-2001 годов.
- Сначала это был эксперимент?
- Да, сначала это был эксперимент. Мы активно выступали против этого эксперимента. Говорили об этом на коллегии министерства образования. Но с 2009 года ЕГЭ перевели в разряд обязательного экзамена.
И самое страшное в ЕГЭ даже не в самих тестах, а в том, что была перестроена вся система преподавания в старших классах. Фактически началась не учеба, а натаскивание на вот эти тестовые задания. Сейчас тесты потихонечку начали заменять другими видами задания, но суть от этого не меняется. Школьников превращают в тупых, неразмышляющих животных.
- Все действует по принципу шоу "Как стать миллионером". Четыре условных ответа, один из них правильный.
- Да, один ответ выбрал, угадал — хорошо. Кроме того, поскольку у нас все начали ориентироваться исключительно на полное среднее образование (такая установка была поставлена), то фактически началась ликвидация всей системы начального и среднего профессионального образования. ПТУ начали уничтожать, поскольку они оказались непрофильными активами предприятий.
Ведь раньше — в советский период — у каждого училища было свое базовое предприятие. А тут пошел процесс приватизации, ну и новые владельцы стали избавляться от непрофильных активов: поликлиники при предприятиях, дома отдыха, детские сады и ПТУ.
И в результате получилось так, что теперь вся школьная молодежь ориентирована исключительно на то, чтобы по окончании 9-го класса дальше продолжать — 10-11 класс. А раз уж ты 11 классов окончил, то пойдешь только в вуз. Другого варианта нет.
И вот пошли поиски легких путей. А легкий путь — это найти возможность обойти ЕГЭ. Я всегда говорил и продолжаю утверждать, что чем больше мы ужесточаем правила этого так называемого ЕГЭ, тем больше будет вариантов нахождения обходных маневров.
Сейчас последняя новинка! С телефоном мобильным нельзя, но зато можно с часами. А в часиках уже находится мини-компьютер с выходом в интернет. И сидит этот выпускничок и поглядывает как будто бы на время, а на самом деле активно списывает.
- А профессор лопух, как в фильме.
- Да, профессор лопух, а при нем задача, прием. При нем задача.
- Не успел первый экзамен по ЕГЭ закончиться, как сразу в интернете возник вопрос: взломали или не взломали хакеры систему.
- Да. Дело в том, что это очень большой рынок сбыта. Вы же представляете, в условиях рыночной экономики — это огромнейший рынок, на котором можно заработать огромные деньги. А раз можно, то почему бы не заработать.
- Сергей, можно сказать, что есть лобби ЕГЭ.
- Можно. В первую очередь, конечно, лоббируют все те же люди, которые у нас внедряли ЕГЭ. До сих пор работает целая бригада американских советников. Они работают вахтовым методом — одни приезжают, другие уезжают. Меняются, но суть от этого не меняется.
- Но когда наши говорили о том, что у нас будут ответные санкции, на них это никак не подействовало?
- Абсолютно. Это не тот контингент. Это не тот случай. Потому что в данном случае американцы заинтересованы в том, чтобы продолжать здесь работать.
- На Украине, получается, иностранные военные советники, а у нас советники, которые заинтересованы, чтобы "Протоны" падали и дальше…
- Да, да. Те, которые работают в сфере образования, науки. Это научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Григорьевич Ясин, который одновременно является руководителем соответствующей лаборатории Гарвардского университета (эта лаборатория занимается изучением проблем России). Насколько мне известно, финансирует эту лабораторию определенные американские службы. Он является гражданином США и одновременно научным руководителем Высшей школы экономики.
Ну и естественно, его бывший ученик Ярослав Иванович Кузьминов, который в свое время защитил кандидатскую диссертацию на тему "Трудовые отношения в условиях первобытнообщинного строя". Вот как большой специалист по первобытнообщинному строю он и пытается нас затащить в ЕГЭ.
- Эта проблема уже на президентский уровень выходила. Сколько было обращений по поводу негодности ЕГЭ, причем от разных слоев населения.
- Ну, дело в том, что очень активную позицию по продвижению занимало всегда министерство образования. Бывший министр образования Андрей Фурсенко был активным продвиженцем ЕГЭ. Это тоже понятно. В свое время, еще работая в Санкт-Петербурге, он проходил тоже годичную стажировку в Гарварде. Он умный человек. Он понимал, что мы внедряем и чем это все кончится.
Ну а сегодня это продолжает нынешний министр, господин Ливанов, который по своему профессиональному уровню очень уступает всем своим предшественникам, но тем не менее он продолжает проводить эту политику.
- Смахивает на теорию заговора.
- Вы знаете, заговор в отношении России существует давно. Это ни для кого не секрет. Можно вспомнить один документ. Иногда говорят про некий мифический план Алена Далласа. На самом деле никакого плана Далласа не было, но был один очень важный документ — директива Совета национальной безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 года, которая так и называлась "Задача в отношении России". И вот очень многие пункты этого плана исполняются до сих пор.
- В том числе и касательно образования?
- В том числе. Там речь не шла конкретно об образовании. Там речь шла о том, что необходимо работать над изменением общественного сознания. Потому что у американских военных аналитиков была сделана такая разработка, которая называлась "Теория сети центрических волн". В соответствии с этой теорией, не надо завоевать государство. Вообще не нужно ни ракет, ни атомных бомб, ничего. Достаточно провести целый ряд мероприятий внутри государства, реорганизовать управление, посадить своих агентов влияния, дестабилизировать ряд функций и все — оно у тебя в руках!
И еще раз скажу про систему профессионального образования. Я очень хорошо знаю систему образования в Чехии. Только двадцать процентов тех, кто заканчивает 9-й класс, идут дальше в гимназию, а 80 процентов идут в профессиональные школы. Потому что считается престижным получить реальную профессию и стать мастером своего дела, это гарантирует хорошие заработки, это гарантирует стабильную жизнь и так далее. У нас почему-то решили, что всем давайте исключительно дипломы о высшем образовании. А в результате мы превратились из страны с самым хорошим высшим образованием практически в страну дураков.
У нас в советский период была фундаментальная классическая система образования, которая предусматривала не напичкать ребенка какими-то знаниями, фактами, какими-то событиями там и прочим, а чтобы научить его размышлять, сопоставлять, делать выводы, анализировать ситуацию, то есть развивать интеллект. Вот этим занималась советская школа очень успешно, за исключением того, что она была в чем-то порой чрезвычайно политизирована. Тут, конечно, был перегиб немножко в другую сторону.
- Еще раньше был закон Божий, потом был у нас свой закон. Тем не менее определенная копилка знаний была. Сейчас молодые люди на элементарные вопросы не могут ответить.
- Очень яркий тому пример - Украина. Потому что еще Леонид Кучма очень активно запустил американских советников в систему образования страны и сказал, мы пойдем по проторенным путям, которые прошла Америка. Это привело к тому, что мы сейчас наблюдаем в Незалежной. Там выросла молодежь, не помнящая своей собственной истории, не знающая как и что строилось, не понимающая как и что происходит, не умеющая элементарно мыслить, думать, а слепо выполняющая чью-то волю.
- На всем постсоветском пространстве мы имеем такой печальный опыт ЕГЭ?
- Да. Где-то они переняли это у нас. В частности, от этого страдают, я знаю, в Казахстане. В Таджикистане сейчас думают, отказываться от ЕГЭ или не отказываться. Узбеки пытаются уйти от этого. У них тоже такая итоговая аттестация существует. Они смотрят на нас, а мы следуем самым худшим западным стандартам.
- Постоянно киваем на Запад, а берем оттуда не самое лучшее — гей-парады да ЕГЭ.
- Нам надо брать оттуда реальные достижения культуры и науки. А не брать там всю гадость, которую пытаются нам сюда втащить.
- Получается, уже 15 лет, как существует на территории России ЕГЭ…
- Началось это с 1998 года, когда была принята первая программа развития образования. А 16 лет - это считается в педагогической практике смена одного поколения другим. Сегодня те, кто в период внедрения этой системы поступил в школу, уже выпускники школ.
После Ясена Засурского деканом факультета журналистики стала одна женщина, так она со мной спорила: Вы не понимаете, какие достоинства у ЕГЭ и прочее. Через год после того, как они набрали себе по результатам ЕГЭ абитуриентов, она сказала: "Господи! Что же мы приняли?! Вы представляете, они слово "корова" пишут через "А", слово "генерал" пишут через "И". И в одном предложении делают до десятка ошибок. Каких журналистов мы из них получим?"
- Ну, а какой здесь может быть выход, если правительство пока не дергается.
- Нам все время говорят: "Мы будем модернизировать". ЕГЭ, действительно, немножко изменяется. Если первоначально это была чисто тестовая форма, то потом убрали чисто тестовую часть, заменив ее более усовершенствованной формой, добавили устный вариант ответа. Внесли опять сочинение. Но тоже странно это сделали. Как можно оценить творческую работу ребенка — "зачет-незачет". Я писатель и не могу себе представить, как это вообще возможно.
Вот я написал повесть и кто-то мне скажет: "Ой, тебе зачет". А не скажет, ты на отлично написал или плохо. Самое главное, что введение ЕГЭ — это системная ошибка. И она приводит к очень серьезным системным просчетам. Поэтому у нас вся система образования просела и уровень образования значительно просел. Чего и пытались добиться наши противники. Они получили сегодня недоразвитое, недоподготовленное, неспособное к дальнейшей работе население. Кроме того, перегиб получился в плане того, что все теперь мечтают стать чиновниками и депутатами, и никто не хочет работать на производстве, не хочет становиться инженерами.
Вчера об этом говорил премьер Медведев. Говорил, вот у нас начался ЕГЭ, но никто не хочет идти на инженерные специальности. А кто же пойдет, если вы, начальную и среднюю профессиональную подготовку, ликвидировали. У нас в России всегда были самые лучшие инженеры. Это те, кто прошел через профессиональную школу, которые своими руками потрогали, пощупали. Даже наш великий Королев в свое время начинал работать мастером. Мы саму эту систему разрушили. Возвращаться надо.
Сегодня здесь не нужны никакие перестройки. Никакие модернизации не помогут. Сегодня надо просто честно признать, что была допущена ошибка. Надо возвращаться к классической системе выпускных экзаменов.
Но я боюсь, что с нынешним руководством министерства образования это невозможно. Вот, кстати, руководитель Рособрнадзора, молодой такой, энергичный товарищ Сергей Кравцов. Он недавно обиделся на одного моего коллегу, известного эксперта, проработавшего ни один год в правительстве России, за то, что тот написал материал о том, что ЕГЭ приводит к суициду. Действительно, у нас каждый год дети после ЕГЭ выбрасываются из окон, вешаются, напиваются таблеток. Тут очень характерно и очень интересно, что Тверской суд, куда Кравцов обратился с иском, отказал в иске. Видимо, или у судьи или работников суда тоже дети есть.
- Или сами судьи учились еще по старой системе.
- Да, да. Они понимают, что это все не так безобидно, как кажется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий