Текст выступления В.В. Путина на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям скопирован с сайта Правительства Российской Федерации.
В.В. Путин на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Мы сегодня проведем заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Но, прежде всего, хотел бы сказать о том, что Правительство Российской Федерации приняло решение о присуждении премий молодым учёным в области науки и техники за 2009 год.
Её удостоены 30 молодых исследователей, успешно занимающихся перспективными и востребованными разработками по приоритетным направлениям. Среди них диагностика онкологических заболеваний, внедрение ресурсо- и энергосберегающих плазменных технологий, разработка наноструктур для электронной техники.
Я поздравляю лауреатов и желаю им дальнейших успехов.
Напомню, что размер каждой премии - 500 тыс. руб., возраст соискателей - не старше 33 лет, а авторский коллектив по каждой премии - не более 5 человек.
Сегодня мы проводим, как я уже сказал, заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Такой формат существует уже более года и в целом доказал свою эффективность.
Однако очевидно, что масштаб задач, которые предстоит решать, требует расширения полномочий этой Комиссии, увеличения её влияния на реализацию государственной политики в сфере науки и высоких технологий. Поэтому принимаемые Комиссией решения станут обязательными для всех органов исполнительной власти, руководители которых будут нести персональную ответственность за их выполнение. Также будут усилены кадровый состав Комиссии и её организационные возможности.
Хочу вас проинформировать о том, что в структуре Аппарата Правительства Российской Федерации создан новый Департамент науки, высоких технологий и образования (Распоряжением Председателя Правительства России В.В. Путина А.В. Хлунов назначен директором Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства РФ. (примечание мое А.К.)).
Считаю такие решения оправданными в современных условиях, когда требуется не просто поддержать посткризисное восстановление экономики, но и обеспечить качественные изменения её структуры, рост эффективности.
Государство заявило о своём принципиальном выборе в пользу устойчивого развития на основе инноваций и современных технологических решений. Были сделаны серьёзные шаги по формированию системы институтов и инструментов модернизации инноваций. Однако скажем прямо: по-настоящему инновационного у нас пока слишком мало. И нам предстоит большая, кропотливая работа, построенная не на лозунгах и призывах, а на реальных делах.
Необходимо отчетливо понимать, что инновационное развитие - это сфера ответственности всех без исключения министерств и ведомств, региональных властей, бизнеса, научного и экспертного сообщества. Такой подход должен стать для нас всех аксиомой.
Нам необходимо опираться на наши национальные преимущества - а их у нас достаточно, - консолидировать ресурсы на тех направлениях, которые определяют инновационную специализацию России в мировой экономике.
Какими могли бы быть главные задачи нашей с вами работы в рамках Комиссии?
Во-первых, мы должны продолжить создание институциональных и других условий для внедрения высоких технологий. И дальше продолжать снимать административные барьеры на пути инновационного бизнеса, модернизировать государственный сектор науки.
Второе. Серьёзное внимание Комиссия должна уделить вопросам привлечения капиталов в сферу научных исследований и высокотехнологичных производств. Мы уже много раз и часто возвращаемся к проблеме «длинных денег» и так далее. Понятно, что сегодня у нас их недостаточно в экономике в целом. Искусственные меры здесь работают не очень эффективно. И, тем не менее, мы должны об этом думать и предлагать решения.
Ещё одна тема - это продвижение отечественных инновационных продуктов, стимулирование спроса на них как внутри страны, так и на внешних рынках.
Новые знания и технологии не должны лежать «под сукном», не должны оставаться «мёртвым грузом». Мы с вами все прекрасно понимаем - такой капитал, как известно, очень быстро обесценивается и стареет.
Чтобы этого не произошло, чтобы страна могла зарабатывать на знаниях, предстоит сформировать полноценный рынок интеллектуальной собственности, а также, по сути, заново создать механизмы распространения научной и технической информации, сделать её открытой и максимально доступной для потенциальных партнёров, инвесторов и потребителей.
В том числе, у нас должна появиться единая информационная база НИОКРов, выполняемых по заказам федеральных органов власти. Естественно, она должна быть как можно более открытой и доступной.
Предлагаю также подумать над тем, чтобы организовать регулярную публикацию национальных обзоров инновационного развития России. Умение презентовать свои возможности и потенциал - это необходимое условие для привлечения квалифицированных инвесторов.
И, наконец, ещё одна очень значимая сфера, которая должна постоянно находиться в поле зрения Комиссии. Речь идёт о выстраивании бюджетной политики под интересы инновационного развития.
Начать нашу сегодняшнюю работу предлагаю именно с вопросов эффективности использования государственных ресурсов, выделяемых по различным направлениям на эти цели.
В 2010 году мы выделили порядка 1 трлн 100 млрд рублей (или более 10% федерального бюджета) на фундаментальную и прикладную науку, на высшее образование, на высокотехнологичную медицинскую помощь, профильные федеральные программы. Какие это профильные федеральные программы? Это авиация, космос, Росатом. И, как мы понимаем, это деньги очень приличные.
Кстати говоря, в 2009 году - в наиболее сложном году с точки зрения прохождения кризисных явлений в мировой экономике - мы увеличили на все эти цели наши бюджетные ассигнования по сравнению со вполне успешным 2008 годом почти на 300 млрд рублей сразу, в один год, несмотря на сложность. Вот в этом, кстати говоря, и состояла переориентация бюджетной системы в кризисных условиях.
Конечно, мы и в дальнейшем будем стремиться к тому, чтобы увеличивать долю статей развития в бюджете. Но это не принесёт дóлжного эффекта, если мы не научимся более чётко, более грамотно использовать имеющиеся ресурсы.
Например, у нас есть такой мощный инструмент как система государственных закупок. Но, надо прямо сказать, он используется неэффективно и не ориентирует поставщиков на инновационное развитие. Этого пока, к сожалению, нет.
Считаю, что программы закупок должны включать обязательный инновационный компонент.
Потенциальные поставщики, бизнес должны видеть, что государство намерено покупать современную продукцию, и что доступ к бюджетному заказу в первую очередь будет открыт тем, кто занимается инновациями.
Естественно, такие же принципы нужно распространить и на закупки, которые осуществляются нашими институтами развития, крупными корпорациями и так далее. Должна возрасти доля инновационных проектов и в кредитных портфелях банков с государственным участием. Есть идея, в частности, о выделении ВЭБом целевой квоты для инновационных проектов.
Со значительно бóльшим эффектом призваны работать государственные средства и в сфере науки. Мы давно говорим о том, что без глубоких преобразований здесь не обойтись.
У нас около 4 тысяч научных организаций и 6 государственных академий наук. Но количество здесь зачастую в качество не переходит. Считаю совершенно правильным, что мы сейчас делаем ставку на поддержку лидеров - конкурентоспособных научных и образовательных центров.
Общий объём финансирования программы развития исследовательских университетов составит порядка 50 млрд рублей. Кроме того, в ближайшие три года государство целевым образом направит на поддержку ведущих университетов России еще 90 млрд рублей.
На примере Курчатовского института идёт отработка всех аспектов формирования национальных исследовательских центров. Их деятельность будет нацелена на реализацию проектов по приоритетным направлениям науки и техники.
И дальше нужно уходить от финансирования научных учреждений на основе «безликих смет». Мы не можем себе позволить содержать «вывески», за которыми нет ничего, кроме громкого названия или, может быть даже, достойного прошлого, оплачивать исследования, которые неактуальны, дублируют друг друга, а порой и просто достаются из пыльных шкафов прошлого века. Это неправильно, это ущербно, затратно и неэффективно.
Вместо этого надо активно внедрять проектный подход и конкурентные конкурсные процедуры распределения бюджетных средств, использовать возможности объективной и независимой экспертизы. Это, конечно, не в последнюю очередь касается фундаментальных исследований, потому что здесь, мы понимаем, быстрой отдачи нет и быть не может.
Поддержку инновациям мы оказываем и через налоги. Здесь принято много решений, призванных стимулировать инвестиции в НИОКРы и технологическое перевооружение, в создание малых инновационных предприятий.
В то же время звучит и критика, я считаю, обоснованная. Принятых мер, считается, недостаточно, либо они не работают. Поэтому Минфин совместно с Министерством экономического развития, с другими ведомствами должен еще раз проанализировать ситуацию, провести мониторинг эффективности имеющихся льгот и созданных условий, предложить пути дальнейшего совершенствования наших механизмов и инструментов поддержки этого направления деятельности.
* * *
СПРАВКА:
Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям является постоянно действующим координационным органом, образованным для обеспечения осуществления согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и взаимодействия их с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными академиями наук, общественными объединениями, организациями науки и иными заинтересованными организациями по выработке предложений, связанных с реализацией основных направлений государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, включая вопросы научной, научно-технической деятельности, а также развития высокотехнологичных секторов экономики.
Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям является постоянно действующим координационным органом, образованным для обеспечения осуществления согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и взаимодействия их с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными академиями наук, общественными объединениями, организациями науки и иными заинтересованными организациями по выработке предложений, связанных с реализацией основных направлений государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, включая вопросы научной, научно-технической деятельности, а также развития высокотехнологичных секторов экономики.
Основной задачей Комиссии является обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы, устойчивого технологического обновления экономики Российской Федерации, в том числе по вопросам долгосрочного научно-технологического прогнозирования, развития нанотехнологий и наноиндустрии, формирования рынка нанопродукции и наноуслуг.
Об изменениях в составе, ближайших планах Комиссии можно прочитать, например, здесь
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 23 июня 2008 г. № 898-р
С О С Т А В
Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям
(в ред. распоряжений Правительства РФ от 14.07.2008 № 1007-р, от 5.12.2008 № 1811-р, от 16.07.2009 № 999-р)
Иванов С.Б. - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (председатель Комиссии)
Набиуллина Э.С. - Министр экономического развития Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)
Фурсенко А.А. - Министр образования и науки Российской Федерации (заместитель председателя Комиссии)
Агамирзян И.Р. - генеральный директор открытого акционерного общества «Российская венчурная компания» (по согласованию)
Артемьев И.Ю. - руководитель ФАС России
Боровков И.В. - руководитель аппарата Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации - заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Дмитриев В.А. - председатель государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
Борисов С.Р. - президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», член Общественой палаты Российской Федерации» (по согласованию)
Каблов Е.Н. - генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов»
Карачинский А.М. - председатель совета директоров общества с ограниченной ответственностью «Информационные Бизнес Системы» (по согласованию)
Кириенко С.В. - генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
Клепач А.Н. - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
Ковальчук М.В. - директор государственного учреждения «Институт кристаллографии имени А.В.Шубникова Российской академии наук», директор федерального государственного учреждения Российский научный центр «Курчатовский институт»
Мазуренко С.Н. - руководитель Роснауки
Мантуров Д.В. - заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации
Мезенцев Д.Ф. - заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
Меламед Л.Б. - президент открытого акционерного общества «Эффортел» (по согласованию)
Моисеев Н.Ф. - директор Департамента оборонной промышленности и высоких технологий Правительства Российской Федерации (ответственный секретарь Комиссии)
Мордашов А.А. - член правления Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», генеральный директор открытого акционерного общества «Северсталь» (по согласованию)
Нестеренко Т.Г. - заместитель Министра финансов Российской Федерации
Осипов Ю.С. - президент Российской академии наук
Перминов А.Н. - руководитель Роскосмоса
Петриков А.В. - статс-секретарь - заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации
Поляков С.Г. - генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Попик В.М. - заместитель начальника Экспертного управления Президента Российской Федерации (по согласованию)
Поповкин В.А. - начальник вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации - заместитель Министра обороны Российской Федерации
Примаков Е.М. - президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (по согласованию)
Прохоров М.Д. - президент общества с ограниченной ответственностью «Группа ОНЭКСИМ» (по согласованию)
Садовничий В.А. - ректор федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»
Сафонов А.Л. - заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Толоконский В.А. - губернатор Новосибирской области
Федоров И.Б. - ректор федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана»
Хлунов А.В. - заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Черешнев В.А. - председатель Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям (по согласованию)
Чубайс А.Б. - генеральный директор государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий»
Шохин А.Н. - президент Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» (по согласованию)
Щеголев И.О. - Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Язев В.А. - заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Якунин В.И. - президент открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (по согласованию).
Комментариев нет:
Отправить комментарий