пятница, 26 февраля 2010 г.

Анна ТУРЛЕНКО:«Люблю осваивать все новое...»


Анна Турленко

«В детстве я жила в большой и дружной семье. Братьев и сестер у меня не было, но кроме родителей с нами жила бабушка, которая работала главным бухгалтером и дедушка, 45 лет отдавший службе в органах правопорядка. Он был старшим прапорщиком милиции. В настоящее время все они уже ушли из жизни. Сегодня для меня семья и опора – это моя тетя, мамина родная сестра. У меня всегда было две мамы. После маминой смерти моя тетя для меня – всё. Хотя со многими проблемами я справляюсь сама и уже давно.»

 
С мамой Ольгой Анисимовной Турленко и тетей Татьяной Анисимовной Демидовой

Я беседую с младшим научным сотрудником лаборатории биотехнологии Биолого-почвенного института ДВО РАН, аспиранткой Анной Турленко, награжденной медалью РАН и премией за победу в конкурсе 2007 года среди студентов вузов России в области общей биологии.



Анна Турленко

«О маме, самой главной женщине в жизни каждого человека, хочу рассказать особо. Моя мама была музыкантом, она чудесно играла на фортепиано и обладала прекрасным чистым сопрано. Большую часть жизни она посвятила работе с детьми. Сначала работала музыкальным руководителем в школе, потом в детском саду. Долго трудилась методистом и заведующим детским садом. Можно сказать, что все силы она отдала детям. Последние годы работала начальником караула в воинской части. В 2008 году ее не стало… Самый жестокий диагноз в мире, как для самого человека, так и для родных и близких, – это онкология. 24 февраля ей исполнилось бы 54. Многим в жизни я обязана маме. Она, будучи человеком высокодуховным, старалась привить мне любовь к прекрасному, к музыке, литературе, искусству, истории, помогла развить хороший вкус. Я росла в полной свободе действий, мама никогда не ограничивала мой выбор, но научила принимать правильные решения. Так что сегодня я могу сказать о своей самостоятельности без лишней скромности. За все это я безмерно благодарна моей маме.»

 
С мамой Ольгой Анисимовной

– Анна, расскажите, о себе, о том, как Вы пришли в биологию?
– Я уроженка моего любимого города Владивостока, представитель поколения 80-х годов (родилась 23 августа 1985 года), чьи детство и школьные годы пришлись на период самых сложных для нашей страны лет.
Мне думается сегодня, что многое в моей жизни было предопределено временем моего детства. Тогда было «не модно» быть ученым, учителем или врачом, все хотели стать бизнесменами, экономистами и финансистами. А я никогда не любила делать так, «как все».


Вспоминаю сейчас, что еще в дошкольные годы я живо интересовалась природой, мне дарили энциклопедии о древних животных, о происхождении жизни, естественно, в адаптированном для детей варианте. Меня очень интересовала медицина, и уже в пятом классе я окончательно решила стать врачом. Учась в школе, с превеликим удовольствием посещала уроки биологии и химии.
Моя школа, школа №22, педагогам которой я очень благодарна, с давних времен ведет разные лицейские классы, но традиционно один из них – медицинский. Помимо прекрасных учителей Евгении Сергеевны Букатовой, Марии Васильевны Ермаковой, в наш класс еженедельно приходили преподаватели из Владивостокского государственного медицинского университета. Особо хочу отметить чудесного преподавателя из ВГМУ Надежду Семеновну Иванову. Помимо программы я посещала факультатив «Юный медик» в медицинском университете, где мы преимущественно занимались изучением анатомии и физиологии человека.
Но больше всего меня увлекала генетика, как раздел биологии. Поэтому с девятого класса была прочно убеждена в том, что стану врачом-генетиком, хотела учиться на лечебном факультете ВГМУ. В Дальневосточный государственный университет пришла случайно, в день открытых дверей, в год окончания школы. Послушала выступления директора Института биологии моря ДВО РАН и Академии экологии морской биологии и биотехнологий ДВГУ академика РАН Андрея Владимировича Адрианова, заведующего кафедрой биохимии и биотехнологии доктора биологических наук Эдуарда Яковлевича Костецкого, очень заинтересовалась и решила, что поступать в медицинский конечно буду, но сначала попытаю счастье и подам документы в ДВГУ.
Видимо так было предопределено судьбой, что экзамены (тогда это были настоящие вступительные экзамены с комиссией и билетами) первыми прошли в ДВГУ и я, поступив на бюджетное место, с радостью оставила документы в АЭМББТ.

– Не жалеете, что поступили на биологический, а не на лечебный факультет?
– Уже давно мои интересы сосредоточились на стыке биохимии и медицины. Меня увлекают исследования живых систем и процессов, протекающих в них на молекулярном уровне. Мне интересно все, что связано с ДНК и наследственным материалом.
Учась в университете, уже с первого курса (это было в 2002 году) по собственной инициативе, пришла в лабораторию генетики Института биологии моря, где проводила все свободное от занятий время, работая лаборантом-исследователем. Там, под руководством замечательного ученого и человека, доктора биологических наук Владимира Алексеевича Брыкова, мною были выполнены все квалификационные работы, а именно: две курсовые и дипломная, занявшие в конкурсах для молодых ученых призовые места. Особенно удалась работа, за которую мне была присуждена медаль Российской Академии Наук с премией. В том году по секции «Общая биология» такой медалью по стране была награждена только я, что вселило гордость в меня и очень обрадовало моего, теперь уже бывшего, научного руководителя Владимира Алексеевича Брыкова. С ним по сей день сохраняю хорошие теплые отношения и выражаю свое уважение и глубокую признательность за все, чему он меня научил.


На Сахалине в экспедиции под руководством В.А. Брыкова 

– А какими исследованиями Вы занимались в Институте биологии моря?
– С начала работы в его лаборатории, мне была поручена тема, связанная с изучением зон генетической гибридизации двустворчатых моллюсков, а именно двух подвидов Mytillus trossulus и M. galloprovincialis. Позже, к концу четвертого курса к заделу по этой теме прибавилась сходная, но по лососевым рыбам, а именно по гольцам (Salvelinus malma malma и S. m. krascheninnikovi). Природные гибридные зоны представляют собой области, где периодически или постоянно происходит успешное скрещивание особей из популяций, отличающихся по каким-либо генетически наследуемым признаками. О степени совместимости исходных геномов и величине предшествующей дивергенции популяций можно судить по результатам вторичного контакта. В целом, гибридизация способна повысить изменчивость природных популяций, и, таким образом является поставщиком материала для естественного отбора. Кроме того, эволюционная судьба самой гибридной популяции может быть различной. При определенных условиях она может стабилизироваться и даже дать новый таксон; в других случаях, напротив, возможна интрогрессия и слияние, то есть поглощение одного вида другим. Об этом была моя работа, награжденная медалью РАН.


С дипломом и медалью РАН

Мы нашли некоторые особенности и закономерности гибридных зон гольцов в популяциях от южной Камчатки до южного Сахалина. Анализ же зоны гибридизации моллюсков в заливе Петра Великого Японского моря выявил некоторые закономерности встречаемости гибридных особей.

– Работу, выполненную в ИБМ, решили отправить на конкурс?
– В конкурсе решила участвовать по примеру знакомых. Каково же было мое удивление, когда спустя полгода после отправки работы, как раз перед Новым 2008 годом, мне позвонили из Москвы и сообщили о победе. Это было для меня неожиданно, но очень приятно. Весной 2008 года в Москве в главном здании РАН прошло торжественное вручение медалей, премий и дипломов.



На вручении "красных" дипломов в ДВГУ 

– Анна, почему после успешного начала научной деятельности в Институте биологии моря, Вы перешли в Биолого-почвенный институт?
– После окончания с отличием университета, я перешла из Института биологии моря в Биолого-почвенный институт. Во всем мире считается вполне нормальным и даже желательным, чтобы молодой исследователь пробовал себя в работе по разным научным тематикам. Вот и мне в какой-то момент несколько наскучила генетика популяций морских организмов, чему собственно и было посвящено все мое студенчество и работа в ИБМ.



По прежнему, центром моих научных интересов был геном, но мне хотелось не просто изучать изменения, в нем происходящие, но и их взаимосвязь с клеточными механизмами. Из нескольких возможных вариантов более всего приглянулась работа в лаборатории биотехнологии в Биолого-почвенного института ДВО РАН по теме «Механизмы эмбриогенеза в культуре клеток женьшеня» под руководством Константина Вадимовича Киселева. Мы с ним познакомились еще во время моей учебы на третьем курсе ДВГУ, когда Константин Вадимович читал спецкурс «Молекулярная биология и генетическая инженерия растений». То, как понятно и доступно он объяснял нам сложные для понимания процессы, как рассказывал о еще неизвестных методах генетической инженерии, поразило всю нашу группу! Именно таким в моем представлении должен быть настоящий ученый. После его лекций у нас не было и сомнения в том, что предмет, сразу ставший любимым, мы сдадим успешно!


В Москву, на конференцию!

– Впоследствии, Константин Вадимович стал Вашим научным руководителем?
– Да. В 2008 году я поступила в аспирантуру Биолого-почвенного института. По рекомендации его директора, академика РАН Юрия Николаевича Журавлева, Ученый совет БПИ назначил научным руководителем моей аспирантуры К.В. Киселева. В свои 28 лет он стал, наверное, самым молодым научным руководителем аспиранта за всю историю БПИ.
Несмотря на сравнительно молодой возраст (в этом году ему исполнится лишь 30 лет), Константин Вадимович организовал эффективную работу сотрудников нашей группы и поддерживает в нас постоянный научный интерес. Для меня Константин Вадимович не только научный руководитель, но также наставник и просто замечательный человек. Кроме меня, под его началом работают три студента АЭМББТ ДВГУ (из них Галина Исаева и Алексей Тюнин учатся на четвертом курсе, а Ольга Шумакова на втором). Также в нашей группе работает Александра Дубровина – аспирантка Юрия Николаевича.


 К.В. Киселев, А. Дубровина, А. Турленко

– Расскажите немного о Вашей нынешней научной работе.
– Научные исследования, выполняемые сотрудниками нашей лаборатории, связаны с изучением ценных растений Дальнего Востока. Объект моих исследований – это женьшень. Всем известно, что женьшень является одним из ценнейших растений, широко используемых как в традиционной китайской медицине, так и в медицине многих стран. Это и объясняет повышенный интерес со стороны ученых к этому растению. Мои исследования направлены на изучение молекулярно биологического механизма регуляции эмбриогенеза женьшеня, так как лучшее понимание данных процессов поможет в размножении этого редкого и ценного растения.


Выступление на конференции в Москве

Эмбриогенез – это очень сложный процесс, сопровождающийся многими изменениями на клеточном уровне. На разных стадиях развития эмбриона экспрессия одних генов уменьшается, а других, напротив, возрастает. Имеется ряд наиболее важных для эмбриогенеза растений генов, изменение экспрессии которых – один из факторов управляющих этим процессом. В своей работе я сосредоточилась на изучении кальций зависимых протеинкиназ женьшеня (или CDPK). Это группа протеинкиназ эукариотического происхождения, катализирующая обратимый перенос фосфата с ATP на боковые участки аминокислот белковой цепи. Изучение их важно не только с точки зрения эмбриогенеза, но и необходимо для понимания многих процессов в растительной клетке.
– Анна, как Вам работается в лаборатории? Расскажите о людях, моральном климате, взаимоотношениях ученых разных поколений.
– Лаборатория у нас большая, одна из крупных в институте. Коллектив представлен двумя возрастными группами: ученые старшего возраста, с большим опытом и стажем работы в науке, работающие еще с советских времен – хорошие ученые, хорошие люди; и вторая группа – это мы, молодежь. Как это бывает в любом большом коллективе, люди разбиваются на группы по интересам, научным и не только, по родству взглядов и мировоззрению. Наша группа внутри лаборатории существует уже два года. Коллектив небольшой, но очень сплоченный. Все мы в добрых дружеских отношениях, помогаем друг другу, поддерживаем в трудных ситуациях, как в семье, можно сказать.
Проблемы взаимопонимания между научной молодежью и учеными в возрасте всегда были, есть и будут, особенно, если возрастной разрыв очень велик. Извечная философская проблема взаимоотношений поколений не обошла нас стороной. Воспитывали нас в разных условиях, при различном социальном устройстве общества, можно сказать, в разных странах. Достигаем взаимопонимания, избегая острых ситуаций, а если таковые возникают, то стараемся расходиться, не вдаваясь в полемику, не допуская конфликтов, идем на компромиссы, причем обоюдные.
При всем уважении ко всем ученым старшего поколения в нашем институте и в лаборатории, хочу особое слово сказать о заведующем, директоре института, академике РАН Юрии Николаевиче Журавлеве. Юрий Николаевич выделил нас в отдельную группу внутри лаборатории, определил научное направление, помогает и содействует нам, обеспечивая свободу научного поиска. Он всегда был и остается на стороне творческой и инициативной молодежи. Это помощь не только мудрого человека и авторитетного ученого, но и администратора. Например, в нашем институте аспирант, если он успешно справляется с планом обучения и демонстрирует успехи в научной деятельности, может занимать полставки младшего научного сотрудника. Поддержка оказывается даже особо старательным и подающим надежды студентам. Так, наши четверокурсники Галина Исаева и Алексей Тюнин приняты на работу как лаборанты-исследователи, правда, всего на 0,1-0,2 ставки. Конечно, эти деньги небольшие, но для них не лишние. Важно и то, что молодые видят – финансовый результат работы прямо зависит от успехов в научной деятельности.


В лаборатории Альбом: Биологи, биотехнологи

– Вас, молодого специалиста, тоже беспокоит опасность разрыва «связи времен» в науке?
– Считаю эту проблему основной в современной российской науке. Я не первая и не последняя, кто говорит об этом. Раньше обсуждали нежелание молодых идти в науку, а сейчас – нехватку ученых среднего возраста от 35 до 45 лет, с хорошим багажом знаний и умений, опытом работы с современным оборудованием, желанием и умением вести за собой молодежь, которой в последнее время становится все больше. Основная масса ученых этого поколения в 90-е годы прошлого столетия покинула нашу страну, отправившись творить большую науку за рубеж, либо просто сменила поле деятельности, выбрав бизнес. В то смутное и нестабильное время так было проще построить карьеру инициативным и талантливым людям. За прошедшие годы, оставшиеся на родине ученые среднего возраста перешли в старшую возрастную категорию, а заменить их оказалось некем. Поэтому разрыв, как я уже говорила, и ощущается сейчас так остро. А выходов из этой ситуации, по моему и не только моему мнению, два: отправлять молодых перспективных ученых, тех, кто сможет перенять опыт, на стажировки и в аспирантуру в ведущие зарубежные научные центры и приглашать, хотя бы на время, из заграницы тех самых, кто уехал когда-то, всему научился и теперь может передать молодым ценнейший опыт. Так делают во многих странах и получают неплохие результаты.

– А Вы не отказались бы от стажировки за рубежом?
– Я там была. Минувший год стал для меня очень продуктивным. В соавторстве с Константином Вадимовичем Киселевым и Юрием Николаевичем Журавлевым было опубликовано три статьи в международных журналах. Во время поездки на конференцию в Краков (Польша) осенью прошлого года удалось установить научные связи с польскими коллегами из университета Адама Мицкевича (город Познань). К ним я ездила на двухмесячную стажировку.


С польскими коллегами 



В Праге

– Значит, перенимать опыт удается. А отдавать?
– Мой преподавательский опыт пока еще небольшой. Летом 2007 года, сразу после окончания университета, а также в следующем году я работала в летнем образовательном лагере «Мечта» под Находкой, в смене «Эрудит». Эта программа была организована для старшеклассников – победителей предметных олимпиад. Я преподавала биологию с акцентом на биохимию. Одна из моих тогдашних учениц, Оля Шумакова, успешно поступила в АЭМББТ ДВГУ, уже второй год работает в нашей лаборатории и делает неплохие успехи. Я горжусь ею!


В летнем лагере среди своих подшефных

Говорят, не хлебом единым жив человек, так и в моей жизни, кроме научных интересов и работы есть увлечения и хобби. Давно, еще со школы, я занимаюсь танцами, черпаю в этом виде искусства жизненную энергию. Люблю путешествовать и открывать для себя новые страны и города. С удовольствием, в компании близких друзей, отправляюсь в походы. Люблю различные зимние виды спорта, катаюсь на коньках. Очень люблю общение с интересными и неординарными людьми, открыта всему новому и увлекательному, так что в планах на будущее очень много всего того, чем еще хочу овладеть.

 
 
Теперь несколько слов о том, чего я терпеть не могу. По жизни я максималист и считаю, что черное должно быть черным, а белое белым. Серые оттенки – это не для меня. В людях не люблю, лицемерия, двуличия. К сожалению, в сегодняшней циничной реальности, эти качества не редки. Люди зачастую подменяют дипломатию и воспитанность – лицемерием, направленным на достижение собственной выгоды. Не люблю пустых обещаний и попыток представить вещи такими, какими они не являются. Я за правду, это мой жизненный девиз.
После стажировки за границей убедилась, что больше всего люблю родную страну. Вопреки расхожему мнению о том, что молодые ученые, оказываясь за границей, стремятся остаться там, либо нехотя возвращаются домой, в моем случае вышло иначе. Я приехала из Европы убежденным патриотом своей страны. Думаю, что молодым ученым полезно стажироваться в европейских или американских университетах, научных центрах. Я вообще за мобильность молодежи. Молодые должны чаще ездить, приобретать опыт международного сотрудничества, обмениваться идеями, узнавать новое, общаться. Но этот приобретенный опыт надо привезти домой и использовать здесь в своей дальнейшей работе. Какое-то время можно работать за границей, там для этого созданы замечательные условия, но жить все же надо в родной стране.





 

 
 





5 комментариев:

  1. Victoria Sharmankina написала:

    Замечательная статья! Спасибо!

    Всего самого солнечного,Вика..

    ОтветитьУдалить
  2. brykov vladimir написал:

    Спасибо!
    Брыков

    ОтветитьУдалить
  3. Анютка так держать. Ты должна многого достичь в жизни! Мы тебя помним и любим!

    Марина из Нижнего Новгорода

    ОтветитьУдалить
  4. Аня, прекрасная статья. Получила огромное удовольствие от прочтения! Спасибо!
    Спиченкова Наталья

    ОтветитьУдалить
  5. Всеволод Шиловский31 января 2012 г. в 02:52

    Не у всех так хорошо сложилась жизнь, как у тебя.

    ОтветитьУдалить