понедельник, 29 марта 2010 г.

Видеть необычное в обыденном

Альбом: Биологи, биотехнологи

Виктория ШАРМАНКИНА – победитель международного конкурса «Biennale-2000», в городе Ниигата, Япония. Ее линогравюра, посвященная Владивостоку, заняла первое место и была удостоена золотой медали. Виктория – участница выставки «Болдинская осень», выставки молодых графиков Приморья, посвященной памяти Андрея Камалова. В ее активе персональная выставка «В тайном созвучии света и тени». Виктория неспроста носит свое имя, она дипломантка конкурсов художников, обладательница сертификата за лучший научный доклад на английском языке, дипломантка конкурса молодых поэтов «Гул океанского прибоя». Ее стихи опубликованы в сборнике стихов «В тайном созвучии света и тени», в сборнике стихов молодых поэтов «Мое поколение» и в некоторых газетах (в том числе в газете «Дальневосточный ученый»).
Сегодня ее фамилия – Винникова, но имя то же – Виктория. Она успешно учится в аспирантуре Института биологии моря имени А.В. Жирмунского, занимается исследованием дифференцировки клеток морских ежей, пишет научные статьи.
По имени – победительница, а по сути – нежный побег мыслящего тростника.

Альбом: Биологи, биотехнологи

– Виктория, Вы сейчас аспирантка, Ваш день загружен работой с научной литературой, экспериментами, написанием статей для научных журналов. А поэзия, живопись стали увлечением в свободное от работы время?
– Понятия «свободного времени» как такового, для меня не существует. Также для меня не существует понятия «хобби». Я стремлюсь, и пока мне это удается, к тому, чтобы заниматься всем, чем хочется, поэтому разделения моего времени на свободное и несвободное не происходит.

– Когда Вы почувствовали стремление к художественному самовыражению?
– Наверное, каждый из нас чувствует такую потребность еще в детстве, рисуя на обоях. Я не исключение. Эта потребность привела меня в художественную школу. Чуть больше десяти лет тому назад, примерно через год после окончания художественной школы, я стала заниматься художественным творчеством самостоятельно. Это был период увлечения графикой. Частые выезды в живописные места с учебно-научными целями давали необходимый простор взору и находили свое отражение в рисунках тушью в технике суми-э.

– Что это за техника?
Суми-э – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Традиционно она сочетается с поэзией и каллиграфией. Работы суми-э лаконичны, просты, но максимально выразительны и изящны. В отличие от западных техник, художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Я была очарована умением мастеров этой техники любоваться каждым камушком, изображать природу без чрезмерной детализации, но так, чтобы оставить зрителю простор для фантазии. Для меня ничто так полно не выражает поэзию природы, как их картины. На последнем курсе университета появилась идея выставить работы в музее ДВГУ, под каждой разместив мое стихотворение. Во многом, этой идеей и, что очень важно – поддержкой в ее воплощении, я была обязана своим родителям, моему преподавателю художественной школы Нине Ивановне Грабчак и Кириллу Винникову, тогда еще моему будущему мужу.

Альбом: Биологи, биотехнологи


Сейчас пробую вводить цвет в свои работы, перешла на акрил и масло, осмелев в выражении образов, напрямую не связанных с окружающей действительностью. Это дает больший простор для фантазии, позволяет раскрывать необычное в обыденном.
В последнее время учусь работать с глиной, пробую себя в качестве керамиста. Помимо изготовления различной домашней утвари и предметов интерьера мне удалось воссоздать в миниатюре православный храм и буддийскую ступу, получив тем самым опыт сочетания гармонии форм, да и смыслов у разных культур, народов.
Мои поиски в техниках, темах художественного творчества все время продолжаются, я в этом смысле в начале пути.
Очень хочется своими работами приносить радость людям.

Альбом: Биологи, биотехнологи


– Легко ли в одном человеке уживаются интересы к изобразительному искусству, литературе, биологии? Почему выбрали профессией биологию?
– Выбор профессии во многом был определен обучением в Малой академии морской биологии (МАМБ), куда я поступила через год, после окончания художественной школы. Скорее, это даже был выбор образа жизни.  С детства, слушая рассказы отца о многообразии живой природы, о событиях, происшедших с ним «в полях» (он сам биолог), я ассоциировала любовь к природе с биологией. Будучи увлеченной предметом биологии в школе, мне хотелось самой прикоснуться к жизни современного ученого, получить опыт научного видения мира. Все это и даже больше, я нашла в МАМБе. Потрясающие преподаватели, экспедиции в красивейшие места Приморья, как отдельный пункт – знакомство с биостанцией «Восток», с которой связаны некоторые приятные события моей жизни; занятия, проводимые с нами известными учеными, на которых мы получали самую свежую научную информацию, еще не вошедшую в учебники и не предусмотренную программой. Помимо учебы, под руководством  Лилии Геннадьевны Кондрашовой, на сегодняшний день –  координатора образовательных программ музея ИБМ ДВО РАН, мы занимались экологической проектной деятельностью. Огромной нашей победой был проект «Бумажный БУМ: будем утилизировать макулатуру», в рамках которого был куплен контейнер для сбора макулатуры, и мы получили возможность побывать в школах Приморского края со специальными, нами же разработанными занятиями для детей. Полученный опыт сделал меня более социально активной. Учеба в МАМБе была настолько увлекательной, что весь наш выпуск 2002 года дружно и легко поступил на биофак, и мы стали друг для друга однокурсниками. А теперь мы уже коллеги.
Я выбрала кафедру морской биологии и аквакультуры, но на последних курсах училась по индивидуальному плану, который сама себе составила, посещая спецкурсы кафедры клеточной биологии. Университетская жизнь немного остудила мое восторженное восприятие биологии. Курс физиологии животных с его «кровавыми» экспериментами, рутинная работа в лаборатории дали более реальное представление о профессии.

Альбом: Биологи, биотехнологи


– После окончания университета сразу поступили в аспирантуру?
– С момента окончания учебы в университете до поступления в аспирантуру Института биологии моря им. А.В. Жирмунского прошел год колебаний и поисков, временного отказа от занятий биологией. Мучительная двойственность лишала уверенности и не позволяла взять на себя обязательства, которые подразумевает учеба в аспирантуре. Она же, усиливаясь необходимостью искать средства для жизни, перекрывала путь художественному самовыражению. Спустя время, осознала, что не могу без интеллектуальной деятельности, каждодневных маленьких открытий, совместной работы с коллегами. Тема, предложенная научным руководителем для дипломной работы, не вместилась в рамки обычной квалификационной работы и не собиралась меня отпускать. Многие вопросы, возникшие в процессе ее выполнения, не были еще прояснены и вызывали желание «расправиться» с ними.
Мы провели комплексное исследование сердцевидного морского ежа Echinocardium cordatum, обитающего в Японском море. Этот вид широко распространен в умеренных широтах Тихого и Атлантического океанов. Занимая изолированные друг от друга акватории, он сохраняет внешнюю морфологическую общность, чем вызывает особенный интерес у ученых из разных стран. Предварительный анализ строения панциря, педицеллярий, гамет, проведение молекулярно-генетического анализа местных представителей данного вида потребовал более тщательного исследования.
На меня научная работа оказывает дисциплинирующее воздействие. Это конечно творческий процесс, но очень строго организованный методологически, в отличие от современного художественного творчества, свободного от канонов.

Альбом: Биологи, биотехнологи



– Как складывается Ваша учеба в аспирантуре?
– Сейчас я аспирантка второго года обучения, уже свободная от необходимости сдавать обязательные экзамены кандидатского минимума. Поэтому для меня учеба в аспирантуре заключается в интенсивном самообразовании, анализе публикаций по теме и не по теме диссертационной работы, применении полученных знаний в проводимом исследовании, обсуждении идей с научным руководителем и другими специалистами. Это постоянный поиск, попытка увидеть предмет моего исследования с разных сторон, достичь красивого в научном смысле результата.
В прошлом году удалось съездить на стажировку к известному специалисту по систематике правильных морских ежей, заведующему лабораторией беспозвоночных КамчатНИРО, кандидату биологических наук Александру Гертрудовичу Бажину. Этим летом планирую участвовать в Эмбриологической школе, которая будет проходить на Беломорской станции. Каждый согласится, что научные контакты, сотрудничество, общение с ученым, реализовавшим себя в конкретной научной области, просто бесценны. Все это не только повышает профессиональный уровень, расширяет научный кругозор, но еще и надолго вдохновляет.
Работаю над публикациями. Сейчас мы с руководителем готовим третью статью. Нам удалось получить интересные данные, сравнивая регенерационные процессы у разных систематических групп морских ежей. Так, мы впервые описали регенерацию игл плоских морских ежей. Это исследование выполнено в рамках диссертационной работы, заключающейся в изучении дифференцировки половых и скелетных соматических клеток морских ежей.

– Нравится учиться или уже хочется самой учить?
– Пока что больше нравится учиться. Хотя небольшой преподавательский опыт есть. Мне посчастливилось проводить занятия в очень разновозрастных аудиториях. Два года подряд участвую в проведении гидробиологической части летней полевой практики студентов Академии экологии, морской биологии и биотехнологии ДВГУ, которая проводится в Лазовском районе на морской биологической станции «Заповедное». Мы с Екатериной Николаевной Селивановой, преподавателем кафедры морской биологии и аквакультуры, старались сделать учебный процесс не только максимально полезным, но и увлекательным. Мне безумно нравится делиться своими еще не очень обширными знаниями, видеть блеск в глазах молодых людей, которые в скором будущем могут стать моими коллегами. С другой стороны, обучая других, я глубже понимаю предмет собственного интереса – биологию.
Говоря о разновозрастной аудитории, я имею виду опыт работы еще и в детском развивающем центре, где весь прошлый год занималась рисованием с детьми 4-5 лет.

Альбом: Биологи, биотехнологи



– Расскажите немного о лаборатории, в которой Вы работаете.
– Основным научным направлением лаборатории эмбриологии является изучение размножения и развития морских организмов в рамках эволюционно–экологических представлений. Научные интересы сотрудников лаборатории очень широки, затрагивают различные аспекты биологии практически всех основных групп морских обитателей. В лаборатории работает большой творческий коллектив профессионалов высочайшей квалификации. На их счету успешное выполнение многих проектов, в том числе международных и экспедиционных, финансируемых РФФИ и ДВО РАН. Мои коллеги всегда готовы помочь советом, принять участие в обсуждении кажущихся неразрешимыми проблем в работе, что обычно и происходит на лабораторных семинарах. Научный руководитель аспирантуры, профессор, доктор биологических наук Анатолий Леонидович Дроздов, руководит моей исследовательской работой еще со времени моего обучения на третьем курсе ДВГУ. Он заражает своей страстью к научным исследованиям и, что важно, всегда дает возможность проявлять инициативу.
Заведует лабораторией член-корреспондент РАН, доктор биологических наук Владимир Владимирович Юшин. Владимир Владимирович занимается микроскопической анатомией и эмбриологией морских беспозвоночных, прежде всего – круглых червей (нематод), он член редакций международных научных журналов и известен специалистам по морским нематодам во всем мире.

– Вы тоже сотрудничаете с зарубежными коллегами?
– Конечно. Например, с французскими генетиками из Центра океанологии в Марселе, вовлеченными, как и мы, в проблему изучения видов – двойников. Пока что это сотрудничество сводится к обмену информационными материалами.

– Какие проблемы в жизни, науке читаете наиболее важными? Что бы Вы изменили, если бы завтра стали большим академическим начальником?
– В этом смысле я близорука. Системные преобразования конечно нужны, но они почти никогда не могут дать человеку то, чем бы он наполнил свою жизнь, что сделало бы его счастливым. Ученый, погруженный в научное творчество – счастлив. Человек, работающий на конвейере по изготовлению деталей или статей для журналов – нет.
На мой взгляд, даже к самой науке эти преобразования не имеют прямого отношения. Аналогично, самое суперсовременное оборудование не гарантирует соответствующий смысловой уровень проводимого исследования. Научное творчество не создается административными усилиями. Оно рождается внутри человека не как ответ на эти усилия. В человеке возникает стремление к знаниям, творческая инициатива, требовательность к себе и самоотдача, он становится ученым... Почему? Я не уверена, что этого можно достичь реформированием науки, например.

– Какие события планируете на ближайшие несколько лет?
– В ближайшем будущем хотелось бы защитить диссертацию, опубликовать новый сборник стихов и провести выставку картин.

Альбом: Биологи, биотехнологи

  
Наиболее важным в жизни для меня является самовыражение. Художественное творчество дает возможность приоткрыть на мгновение непостижимый для меня самой внутренний мир, выплеснуть в цветах и линиях на лист бумаги, высказать его стихотворной строчкой. Пережив тем самым озарение, личный опыт, который невозможно спланировать заранее. Это творчество чувств.
Наука позволяет творить в мире мысли, вкладывая цветные стеклышки открытий в грандиозную мозаику научного познания. Утолять жажду познания. Важность этой гигантской работы, свою причастность к ней ощущают все ученые, продолжающие заниматься наукой, несмотря на ее мнимую непрестижность или непонятность большинству людей.
Меня восхищают образы титанов эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, масштаб личности и целостность, которых – невероятны для сегодняшней жизни, вмещает в себя, если переводить на современные понятия, десятки профессий. И на всем что они делали – печать гениальности. Восхищают необусловленные люди нашего времени, которые всегда остаются настоящими людьми, не теряют своих ориентиров, себя, порой отказываются от высоких наград, если это противоречит их убеждениям, которые просто делают свое дело, потому что чувствуют в этом потребность и не могут иначе.

5 комментариев:

  1. С удовольствием почитал. Ещё больше полюбил и зауважал Вику. Очень хороший материал получился.
    АЛ Дроздов

    ОтветитьУдалить
  2. Вика! Огромное спасибо тебе за интересую статью! Огромное спасибо тебе за твое чудесное творчество (ты знаешь, оно меня восхищает). Всех благ тебе и дальнейших тебе успехов в науке. С нетерпением жду нового твоего "рукотворного"!
    Аня Турленко

    ОтветитьУдалить
  3. Статья наводит на размышления... Любое познание, как и творчество неисчерпаемо. Радует, что мир еще полон интересного и загадочного. Не удивляет, что Виктория нашла сходство между научным и творческим процессом.
    Н. Демченко

    ОтветитьУдалить
  4. Виктория, ты просто талантище.
    Чуткая, умная, человек, обладающий собственным Я. Желаю тебе гармонии.
    Марина С. Нижний Новгород

    ОтветитьУдалить