понедельник, 23 ноября 2009 г.

«Лед тронулся»?!

«Особую роль в условиях экономического кризиса имеет усиление государственной поддержки для создания и поддержки ранних стадий деятельности инновационных компаний, для чего необходимо развитие имеющихся и формирование новых организационных и финансовых механизмов поддержки.
Непосредственная поддержка создания малых инновационных компаний, в том числе с участием студентов и аспирантов ведущих научных организаций и ВУЗ, будет осуществлена за счет введения ряда новых программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и мер по созданию студенческих бизнес-инкубаторов, что также будет способствовать обеспечению занятости молодых специалистов в кризисных условиях.
Важное значение для развития активных процессов коммерциализации технологий, будет иметь обеспечение льготного доступа для инноваторов к объектам интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат государству. Данная мера может значительно расширить круг инноваторов – физических и юридических лиц, способствовать быстрому введению в хозяйственный оборот не используемых в настоящее время результатов интеллектуальной деятельности.»
Создание нового, инновационного типа экономики предполагает не просто преодоление технологического отставания и модернизацию производства, а способность экономики быстро меняться, генерировать новые идеи, продукты, услуги. Творческий подход должен стать нормой во всех сферах. 
Меняется вся мировая экономика, и в лидеры прорываются те страны, которые очень активно и быстро занимаются перестройкой экономики, сферы технологий, реорганизацией инновационной политики. О том, как не остаться в стороне от этого процесса мы беседуем с председателем Наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий внаучно-технической сфере  доктором технических наук Иваном Михайловичем Бортником.


 
И.М. Бортник 


– Иван Михайлович, как удержаться в инновационном коридоре, с чего начать?
– Если мы намерены идти по инновационному, технологическому пути развития, то, естественно, надо начинать с поддержки науки. После того как Россия позволила себе в течение 20 лет лишь в малых объемах финансировать фундаментальную науку, мы провалили основу инновационно-технологической деятельности. Не создавали новых заделов, так что по большому счету, превращать в продукт нечего. Что особенно важно – мы упустили молодежь.
Позволю себе привести несколько цитат из недавнего Послания Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России. «Наши научно-исследовательские и производственные организации будут нацелены на внедрение инновационных технологий. …Я поручаю Правительству обеспечить расширение грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе. Институты развития должны заниматься поиском и отбором перспективных проектов по всей территории страны, предоставлять финансовое содействие инновационным предприятиям, в том числе малым инновационным предприятиям, которые создаются сегодня по известному закону при вузах и научных учреждениях, при этом разделять риски и с частными инвесторами. …предлагается создавать прямо на базе современных вузов бизнес-инкубаторы. И именно в них выпускники будут учиться превращать технические замыслы в прибыльные бизнес-проекты. Я полагаю, что такого рода идеи заслуживают всяческой поддержки. …Правительство должно в I квартале следующего года представить законопроекты, предусматривающие создание благоприятных условий для инновационной деятельности».
Так что будем искать молодежь с инновационными идеями и поможем им создавать соответствующие продукты.


Ю.Н. Кульчин, зам.председателя ДВО РАН, И.М. Бортник , А.А. Фаткулин, ректор ДВГТУ 


– Да. При подготовке закона Минобрнауки прогнозировал создание 2800 предприятий и 30000 рабочих мест. Теперь администрация Президента спрашивает, где эти 30000 рабочих мест? Обратите внимание на позицию Президента. Он говорит о рабочих местах преимущественно для выпускников вузов. Это отличается от позиции некоторых руководителей РАН, которые хотели бы направить в малые предприятия ученых пенсионного возраста, с целью высвобождения ставок для молодых ученых.
Разработчики, как правило, не готовы «запрячься» в работу по реализации проекта, провести хотя бы первичные маркетинговые исследования, просчитать окупаемость, писать бизнес-планы. Поэтому вузы и научные учреждения не смогут обойтись без помощи успешных предпринимателей, их деловой хватки и навыков продвижения продукции. Важно понять интересы бизнесменов и пригласить их в инновационную сферу своего учреждения на взаимно приемлемых условиях. Бизнес стремится к уменьшению риска, а потому хочет получить от партнера как можно больше: авторские права, уникальное оборудование, специалистов и льготную аренду. К сожалению, учебные заведения не могут свободно распоряжаться своим имуществом, их собственником является государство, а сдача в аренду должна проходить через конкурс. По закону вуз может передать малому предприятию финансовые средства, имущество только с согласия учредителя – Федерального агентства по образованию. Так что де-факто вклад вуза в будущее предприятие ограничится интеллектуальной собственностью. Ее оценки бизнесом и разработчиками могут отличаться в десятки раз. Прийти к взаимоприемлемому решению им будет не просто.
Как видите, создавать и сохранять малые предприятия в научно-технической сфере – сложная задача.

 
И.М. Бортник   


– Значит нужно обратиться за помощью в ваш Фонд?
– Почему нет? Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – государственная некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 65 – один из трех государственных научных фондов. Ежегодно в Фонд направляются 1,5% средств федерального бюджета на науку (в 2009 году – 2,5 миллиарда рублей). Он создан для содействия развитию российской научной и инновационной сферы и проведения государственной политики развития и поддержки малых предприятий. Помощи «стартапам» служит программа «Старт» по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития («посевное» финансирование). Программа содействует инноваторам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации. Для реализации проекта участники конкурса – физические лица – должны зарегистрировать малое предприятие, которое в первый год получает финансирование в размере одного миллиона рублей. Со второго года Фонд финансирует проект в двух случаях: софинансирует проект вместе с внебюджетным инвестором или софинансирует совместно с предприятием. Второй случай относится к ситуации, когда предприятие не нашло инвестора, или считает нецелесообразным развиваться за счёт привлечения средств инвестора, но сумело в течение года приступить к реализации своей продукции.
– Есть другие, кроме Фонда, учреждения, которые могут помочь разработчику в выполнении НИОКР?
– Не буду утверждать, что совершенно случайно, но у меня есть еще одна «шляпа» – я руковожу рабочей группой по "Направлению 2" (Обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры) Федеральной целевой программы «Научные инаучно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008года № 568 
Системой мероприятий программы предусматривается сочетание адресного финансирования научных исследований в научно-образовательных центрах, исследований под руководством ведущих российских ученых, исследований, проводимых молодыми учеными и целевыми аспирантами, в том числе – под руководством приглашенных из-за рубежа известных российских ученых. Предусматривается также целевое финансирование инфраструктурных проектов – стажировок молодых ученых, проведения всероссийских и международных научных конференций, школ, олимпиад, конкурсов, поддержки программ развития домов, центров, кружков детского (юношеского) научно-технического творчества молодежи.
В Роснауке есть идея финансировать НОЦ в связке с малыми предприятиями. Логика такова: если НОЦ создается, значит, есть научный задел. Если есть задел, надо попытаться его коммерциализовать. Таким образом, ежегодно ФЦП планирует финансирование 450 НОЦ и из них 45 в увязке с каждым от одного до трех малых предприятий. В течение трех лет НОЦ должен получать по 5 миллионов рублей.

 
И.М. Бортник   

– Получается, что при наличии инициативы инноваторам реально получить государственную поддержку?
– Хорошо, что Вы заговорили об инициативе. Должен сказать, что приличные средства (10 миллиардов рублей) Минэкономразвития направляет на поддержку малых предприятий. Эти средства идут в регионы по схеме трансферта. На практике, региональные администрации выбирают эти деньги для участия в программах МЭР, но только под обычные программы поддержки МП, поскольку эти программы курируют департаменты экономики, а не науки. Работайте с администрациями на местах! Добивайтесь, чтобы эти деньги шли также на бизнес-инкубаторы, поддержку экспортно-ориентированных и наукоемких МП.
«Сверху», возможно, будет дана команда о поддержке инновационных проектов, но снизу обязательно должна быть проявлена инициатива.
– Где еще могут быть деньги?
– Под ключевые направления технологического прорыва, озвученные президентом, будут создаваться шесть инновационных поясов, которые сосредоточат деньги распорядителей федерального бюджета. Ищите близкую вам тематику. К примеру, в области ядерных технологий с высокой степенью вероятности распорядителем пояса может быть  МИФИ со своей сетевой структурой, включающей, например, Томск и другие центры. Им вы подходите? Можете предложить что-то уникальное? Если нет, то, возможно, вам ближе производство лекарственных препаратов? Дерзайте. Полагаю, что Дальний Восток не будет забыт.
– Как изменилась работа Фонда с наступлением кризиса?
– На первый взгляд, может показаться странным, но многие малые инновационные предприятия успешно проходят кризис. Более того, у некоторых дела пошли лучше, чем до кризиса. Если подумать, то понятно почему. Темпы развития предприятия связаны с востребованностью производимого им продукта. Расскажу случай из жизни. Металлургам нужно обрабатывать свод печей. До кризиса, в условиях избытка денег и рабочей силы владельцев производства не особенно заботила необходимость сравнительно частой замены осыпающейся обмазки: остановили печь, запустили рабочих, обмазали и через некоторое время повторили процедуру. Ударил кризис, и металлурги нашли одно из наших предприятий, выпускающее продукт, который позволяет на полгода забыть об осыпании обмазки. Правда, металлургам требовалась более высокая рабочая температура. За полгода предприятие провело НИОКР, добилось нужной температуры и приступило к выпуску востребованной продукции.
Фонд участвует в реализации антикризисной программы Правительства РФ. В этом году мы израсходуем на неё 800 миллионов рублей. В программе «Антикризис» участвуют малые инновационные предприятия, повысившие в последние годы эффективность своей работы, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию. Особое внимание уделили предприятиям, наиболее перспективным в плане импортозамещения и наращивания внутреннего спроса. В результате выполнения проекта предприятия должны приступить к выпуску новой инновационной продукции, существенно повысить объемы реализации продукции и увеличить число рабочих мест.

 
И.М. Бортник   

– Эта программа разовая или будет иметь продолжение?
– Зависит от бюджета. В этом году мы честно отработали антикризисную программу. На что нацелит нас правительство в следующем году? Возможно, главным образом на реализацию закона  №217-ФЗ.
Кризис подталкивает бизнес к снижению издержек, стимулирует интерес к инновациям, а предприятия, создаваемые в рамках этого закона Российской академией наук, вузами, будут содействовать переводу отечественной экономики на инновационную основу.
– По моему мнению, российский бизнес не стремится стать инновационным, а если ищет инновации, то часто за рубежом, но не на родине.
– Давайте-ка сначала договоримся о терминах. В 2005 году в Осло приняты очередные рекомендации по анализу инноваций («Руководство Осло»). В соответствии с международными рекомендациями, инновацией является конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, либо в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. То есть – существенное изменение в любой области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике. Присмотритесь внимательно к российскому крупному бизнесу, и вы увидите, что на самом деле он не такой уж неинновационный. Зачастую мнение о том, что бизнес не является инновационным, основывается на его нежелании брать наши суперсовременные научные, технологические разработки. Но ведь путь движения бизнеса определяют деньги. Он идет туда, где им выгодно размножаться. Высокотехнологичный бизнес самый выгодный, но – в дальней перспективе. Инвестиции в него самые рисковые и возвращаются они не скоро. Поэтому сегодня бизнесу предпочтительнее идти в маркетинговые инновации и в организационные инновации. На самом деле, это очень важные виды инновационной деятельности. Эффект от движения по этому пути приходит быстрее и он менее рискован. Крупный российский бизнес движется к технологическим инновациям, но он пока еще не использовал резерв маркетинговых и организационных инноваций. Почему бизнес ищет за рубежом? Зачастую, ему трудно договориться с отечественной наукой. К сожалению, они говорят на разных языках.
Есть ментальные проблемы. Например, часто те, кто много зарабатывают на наукоемком бизнесе, стесняются об этом говорить.
Ключевая проблема состоит в формировании инновационной среды и инновационной культуры в целом, что потребует не одного года. Это вопрос не реформы организационно-управленческой структуры, а смены отношения к производству, обращению и потреблению знаний.
– Иван Михайлович, расскажите о планах Фонда.
– Основные задачи Фонда на ближайшее будущее – постепенное продвижение к проектам НИОКР компаний, находящихся на более ранних стадиях инновационного цикла и основанных на результатах фундаментальных исследований, а также развитие взаимодействия с венчурными и другими структурами, участвующими в финансировании проектов по всему инновационному циклу.
Фонд приступает к формированию в рамках программы «Старт» специального раздела по конкурсному финансированию работ хозяйственных обществ (малых инновационных предприятий), учрежденных в соответствии с ФЗ №217. Для определения масштабов этой части программы в 2010 году Фонд объявляет запрос предложений по проектам таких предприятий. По итогам анализа поступивших предложений Фондом в установленном порядке будет объявлен конкурс проектов. Отчасти под него будет создан «посевной фонд» с участием Российской венчурной компании в размере 2 миллиардов рублей.
Обратите внимание на концепцию посевного фонда РВК. Эти деньги даются не на НИОКР, но на привлечение партнеров, которые берутся «упаковывать» результаты готовых НИОКР. Это посев не бизнесов, но команд, которые могут и готовы управлять.

 
И.М. Бортник вручает диплом победителя участнице конкурса "УМНИК"   

– Вы довольны результатами работы Фонда?
– Фонд работает неплохо. Каждый год мы получаем 1500-2000 заявок. Финансируем 450-500 предприятий на сумму от 700 миллионов рублей до миллиарда (с учетом второго и третьего года). 100 предприятий, «раскрутившись», обеспечивают налоговые поступления в размере большем полученных средств. На 1 января 2009 года в Фонд поступило 16500 проектов, свыше половины из них – из регионов России, поддержано свыше 5500 проектов. Представительства Фонда активно работают в 29 регионах Российской Федерации. Проекты проходят независимую экспертизу на научно-техническую новизну, финансово-экономическую обоснованность, перспективу производственной и рыночной реализации продукции.
К работе в качестве экспертов и членов конкурсных комиссий были привлечены 4000 ученых, из них 31 академик РАН, РАМН, РАСХН, 35 членов-корреспондентов РАН, РАМН, РАСХН и 1385 докторов наук.
Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве около 3500 запатентованных изобретений, выпустили продукции на 6 миллиардов рублей, их отчисления государству в виде налогов превышают в 1,8 раза сумму полученных ими бюджетных средств, а выработка на одного работающего достигла 1,5 миллиона рублей. На фирмах созданы тысячи новых рабочих мест.
За период активной работы Фонда на территории Дальневосточного федерального округа с 2004 по 2009 год было создано 150 малых фирм, которые получили 100 миллионов рублей бюджетных средств. Этот вид бизнеса – рисковый и, естественно, большая часть предприятий не переходит на второй год. Нас не пугает, что «выживает» пока только 7% предприятий. Но нужно быть готовым к вопросу о том, где эти 100 миллионов в виде налоговых поступлений?
Беседовал Александр КУЛИКОВ,
директор НП «Высокие технологии»,
г. Владивосток

Комментариев нет:

Отправить комментарий