воскресенье, 30 сентября 2018 г.

Морская аквакультура: не первые шаги новой индустрии


Фото: ТАСС / Фотобанк ВЭФ

На протяжении долгого времени вклад морской аквакультуры в экономику Дальнего Востока был ограничен. В последние несколько лет объём производства продукции аквакультуры растёт, однако дальнейшее развитие сдерживается административными барьерами. В 2017 году в отрасль впервые пришли крупные иностранные инвесторы, которые вместе с инвестициями принесли и современные технологии. В 2018 году начал работу специальный интернет-сервис по предоставлению морских участков для аквакультуры. До 2020 года с его помощью более 100 тысяч гектаров уйдут под новые плантации. Какие ещё меры необходимы для увеличения объёма продукции аквакультуры, поступающей как на российский рынок, так и на экспорт? Как решить вопросы предоставления земли для создания мариводами береговой базы? Что необходимо сделать, чтобы упростить процедуры прохождения экологических экспертиз для аквакультуры? Каким образом можно повысить эффективность защиты частной собственности для продукции марикультуры? Эти и другие вопросы обсуждались на IV Восточном экономическом форуме в сентябре этого года.

IV Восточный экономический форум. Аквакультура: первые шаги новой индустрии. Фото Максима ГРИГОРЬЕВА

Развитие марикультуры невозможно без поддержки науки, а потому на сессии форума своё слово сказал Сергей Иванович МАСЛЕННИКОВ – руководитель Центра аквакультуры и прибрежных биоресурсов Национального научного центра морской биологии (ННЦМБ) Дальневосточного отделения Российской академии наук, старший научный сотрудник, кандидат биологических наук, по словам модератора сессии, – «самый яркий двигатель дальневосточной аквакультуры». По следам этого выступления мы и решили побеседовать с Сергеем Ивановичем.

Сергей Иванович МАСЛЕННИКОВ

       – Как точнее сказать, чем вы занимаетесь, – аквакультурой и марикультурой?

– Аквакультура – это разведение и выращивание водных организмов (рыб, ракообразных, моллюсков, водорослей) в естественных и искусственных водоёмах, а также на специально созданных морских плантациях. Одно из направлений аквакультуры – марикультура (или морская культура) – занимается разведением или выращиванием морских гидробионтов – водорослей, моллюсков, ракообразных, рыб и иглокожих в морях, лиманах, эстуариях или в искусственных водоёмах.

Разговор шёл о морской аквакультуре – марикультуре и о «первых шагах новой индустрии». Благодаря деятельности Минвостразвития и Фонда развития Дальнего Востока был сделан технологический рывок, но шаги этой индустрии оставляют желать лучшего.

– А кто сделал первые значительные шаги к развитию интенсивной промышленной морской аквакультуры?

– В 1951 году в КНР было принято правительственное решение о развитии марикультуры, а именно – выращивании морской капусты. Интересно, что в Китае морская капуста не «абориген», она интродуцирована в Жёлтое море, и стала гигантским и полностью безвредным рычагом управления прибрежными экосистемами. Но и в КНР развитие марикультуры шло медленно. Скачок был сделан, когда поменяли экономическую модель управления. В 1980 году Китай производит 5 млн т морепродуктов (и это только рыболовство), через пять лет – 10 млн т , а через двадцать лет – уже 50 млн т! Никто, ни в одной стране таких успехов в марикультуре не достиг.

Товарный гребешок

– Когда появилась морская аквакультура в нашей стране?

– В 1961 году в СССР было принято решение о развитии марикультуры, но первые хозяйства созданы в 1972-м. А ещё через десять лет во Владивостоке прошёл Всесоюзный конгресс по марикультуре. К 1990 году ожидался технологический прыжок, который не получился по известной причине – развал государства. В 2002 году состоялся приезд главы государства, посетившего первое крупное хозяйство марикультуры, в работе которого мы принимали участие научно-технологическими разработками. В тот период была совершена первая попытка создать рабочую группу по марикультуре (в неё вошли представители ИБМ ДВО РАН, ТИНРО, администрации Приморского края). Впервые после 2001-го в 2009-10 годах благодаря усилиям членов Совета РФ были проведены распределения дополнительных участков в акваториях для морской аквакультуры. Они прошли с большими нарушениями и последующими рассмотрениями в судах. Затем развитие затормозила нехватка институциальных возможностей, и изменения к лучшему отложились до 2013 года. К сожалению, принятый тогда закон об аквакультуре не соответствовал ожиданиям мариводов и мало изменил существующее положение в отрасли.

Механизмы совершенствования производства в этой индустрии были разработаны командой под руководством Ю.П. Трутнева (полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе) в 2015-17 годах. Тогда состоялись крупные аукционы и стали появляться крупные инвесторы, финансирующие проекты по развитию марикультуры. В числе первых был Приморский край.

– Какова роль науки в развитии морской аквакультуры?

Не так давно представители Минвостокразвития, Фонда развития Дальнего Востока создали электронный сервис, в основу которого были положены биоэкономические исследования институтов Дальневосточного отделения РАН, в частности, нашего Национального научного центра морской биологии.

Исследования выполнены рабочей группой по развитию концепции аквапарков, функционировавшей под руководством академика РАН Ю.Н. Кульчина. Экономическими оценками занимались специалисты Тихоокеанского института географии. О наших исследованиях и успехах неоднократно сообщала газета «Дальневосточный учёный».

Подчеркну ещё раз, такие биоэкономические разработки – результат усилий Дальневосточного отделения РАН, это его точка зрения, потому меня, участника группы и пригласили выступить на сессии «Отраслевые приоритеты Дальнего Востока. Аквакультура: первые шаги новой индустрии», проходившей в рамках Восточного экономического форума этого года. Я присутствовал на трёх из четырёх Восточных экономических форумов, и на каждом из их них говорил о том, что есть основания надеяться, что мы будем двигаться быстрее. Конечно, хотелось бы видеть позитивные изменения чаще, чем раз в десятилетие. А ещё хочется, чтобы «верили своим», потому что Академия наук – институт развития, занимается фундаментальными исследованиями, вскрывая тайны природы, анализирует накапливаемые данные и, соответственно, верные выводы можно получить только здесь.


– Привлекая учёных в качестве экспертов, стоит использовать опыт и зарубежных специалистов?

– Совершенно верно. Кстати, вот совсем недавно появилась новость: правительством КНР поставлена задача к 2020 году сократить в стране производство морепродуктов на 5 млн тонн.

– Интересно, почему?

– Потому что экстенсивное развитие отрасли привело к ухудшению состояния окружающей среды и качества выращиваемой продукции.

– Но как это решение согласуется с ростом потребности в продукции марикультуры?

– КНР планирует вкладывать инвестиции в развитие зарубежных производств продуктов питания и, прежде всего, – морепродуктов. А какие цели стоят перед нами? В первую очередь – обеспечить устойчивость отрасли, чтобы очередной десятилетний период путей проб-ошибок был быстрее преодолён. Мы живём в цифровую эпоху, заимствуем чужие технологии или разрабатываем сами, – это типичный путь инновационного развития. Мир стал глобальным, но, уверяю вас, до сих пор не найдено идеального рецепта развития марикультуры. В этом году в Китае, самой развитой марикультурной державе мира, погибло 68 тыс. т (это 1\3 выращенного ими) трепанга, и в случившемся виноваты климатические явления. Но точных долгосрочных метеопрогнозов до сих пор не существует.

– Итак, предстоит совместная работа?

– А она никогда и не прерывалась. Мы встречаемся с коллегами, обмениваемся информацией, спорим, а результат этой активности – содействие развитию «sea food» – единственной стабильно растущей в мире отрасли производства. Мы всегда говорили о том, что преимущество Дальнего Востока – в отсутствии здесь промышленности, что позволяет сохранять высокопродуктивные морские воды. Этот природный подарок, доставшийся нам от природы, теперь надо использовать для развития марикультуры.

Интересное предложение прозвучало в выступлении президента Wenlian Aquaculture Co. Ltd., товарища Гонань Цю, который пообещал четыре млрд. юаней на развитие заводов по выращиванию молоди гидробионтов.

Мы никогда не догоним Китай по общему объёму производимой продукции, но это и не нужно. Нужно производить самый качественный товар, думаю, это нам по силам. По нашим оценкам, с учётом имеющихся людских ресурсов, можно выращивать 3,5-4 млн т марикультуры. Конечно, это сложная цель – легко сказать, но трудно сделать (как рыболовству, которое интенсивно развивалось 60 лет на Дальнем Востоке). Неслучайно я говорил о десятилетних периодах развития марикультуры, которые привели к пока что скромному результату – 220 тысяч тонн. Именно столько всего в России выращивается в хозяйствах пресноводной и морской аквакультуры.

IV Восточный экономический форум. Аквакультура: первые шаги новой индустрии. Фото Максима ГРИГОРЬЕВА

Вот, собственно, о чём шла речь на сессии форума. Это напоминало небольшой отчёт руководства с разговорами о трудностях, как это происходит на заседаниях рабочих групп. Инвесторы не раз высказывались, что возможности получить акваторию практически нет, но сейчас решение о получении акватории можно согласовать в электронном виде, что улучшит общую ситуацию и повысит дисциплину и ответственность административных органов. Участники дискуссии выразили надежду, что сервис, введённый перед форумом, будет иметь успешный опыт.

Но пока что не решена самая главная проблема – создания береговой инфраструктуры, которую обеспечить может только государство, но не частный инвестор. Поэтому впереди предстоит большая государственная работа. И, разумеется, научное обеспечение.


На рыбном рынке ВЭФ. Фото пресс-службы Минвостразвития


Комментариев нет:

Отправить комментарий