Фото @alexthunder_vvo |
16
августа в библиотеке БУК состоялась презентация книги журналиста Натальи
ОСТРОВСКОЙ «Владивосток. Мой и нашенский». Это издание – попытка показать
Владивосток через судьбы четырёх поколений владивостокцев. Двадцать семь
монологов, двадцать семь рассказов о времени, о себе и о городе, ставшем для
каждого из собеседников автора судьбой или, по выражению одного из них, «портом
приписки».
Наталья ОСТРОВСКАЯ. Фото Анастасии КУЛИКОВОЙ |
Один из собеседников Натальи Эдуардовны – академик Пётр Яковлевич БАКЛАНОВ не только мечтает, но и знает в деталях, что делать. Знает, конечно, и кто виноват в том, что далёкий калифорнийский город, да и близкие, растущие как на дрожжах, мегаполисы АТР остаются для Владивостока недостижимым пока идеалом, а сам нашенский до обидного неспешно и лениво снимает с себя потёртый провинциальный пиджачок. Мол, не в одёжке суть, когда красив от природы – морем, закатами, тиграми, сопками… Предлагаем нашим читателям монолог Петра Яковлевича из этой книги.
Пётр Яковлевич БАКЛАНОВ. Фото Леонида МАКОГИНА |
«А не замахнуться ли нам?..»
Петр Яковлевич Бакланов, научный
руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН, академик РАН,
вице-президент Русского географического общества:
–
Пожалуй, нет в сегодняшней России другого такого города, который претерпевал бы
в предельно короткие сроки (всего за несколько лет!) столь бурные преобразования,
как Владивосток.
Новые
современные автомагистрали, небывалые, поражающие своими размерами и
уникальными конструктивными решениями мосты, новый кампус Дальневосточного
федерального университета (настоящий студенческий город!) и океанариум на Русском
острове, международный аэропорт, театр оперы и балета, ледовый дворец
«Фетисов-арена»... Все это уже есть.
А
запланировано еще больше. И свободный порт, и территории опережающего
развития... Словно само имя, данное городу, обязывает все более основательно
владеть Востоком, быть, как сейчас говорят, «в тренде» бурных
макроэкономических и геополитических процессов, происходящих на наших глазах
буквально по соседству от нас – в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Так
сложилось исторически, что Владивосток всегда был и остается городом мечты с
«равнением» то на романтический Сан-Франциско, то на устремленные к высотам
современного градоустройства Шанхай и Сингапур. Но, как известно, наш город
изначально был задуман как главная военно-морская база Российской империи на
Тихом океане. А значит, тем интереснее последующие метаморфозы, изменения
самого «генетического кода» Владивостока: форпост, плюс свободный порт, плюс –
в будущем – центр образования и науки, передовых технологий и современного
производства, международного туризма...
Владивосток. Город у моря. Фото Сергея ЛЕОНОВА |
Сорок
с лишним лет назад, когда я, окончив почти одновременно географический и
экономический факультеты Московского государственного университета им. М.В.
Ломоносова, а следом – аспирантуру, приехал сюда работать, до нынешних устремлений
было далеко. «Закрытый» Владивосток откроют нескоро, в начале 90-х. Однако,
несмотря на глухие советские 70-е, видимо, где-то там, высоко, уже подули ветры
будущих перемен.
Да,
Владивосток закладывался генерал-губернатором Н.Н. Муравьевым-Амурским в
качестве основной военной базы, форпоста России на Тихом океане. И эту основную
свою задачу Владивосток успешно выполнял в течение более чем 100 лет – до конца
XX столетия. Но уже с 1960-х годов город стал приобретать и другие важные
функции, промышленные – были построены новые современные предприятия, заводы
«Дальприбор», «Варяг», «Изумруд» и другие. Город становился крупным центром
морского транспорта и рыбодобычи.
В
1970-е годы начал формироваться Дальневосточный научный центр Академии наук
СССР с образованием ряда новых институтов. Именно тогда мой учитель, крупный
советский и российский ученый и организатор науки, член-корреспондент АН СССР
Андрей Петрович Капица был назначен председателем Президиума ДВНЦ АН СССР. И по
его инициативе во Владивостоке в октябре 1971 года появился мой родной
Тихоокеанский институт географии.
Андрей
Петрович был его организатором и первым директором. К тому времени он,
достойный представитель одной из самых знаменитых в отечественной науке
фамилий, участник ряда антарктических экспедиций, крупнейший специалист в
области изучения ледникового покрова и геоморфологии Антарктиды и один из
создателей «Атласа Антарктики», уже был лауреатом Государственной премии СССР.
В центре – Андрей Петрович КАПИЦА. Фото Леонида МАКОГИНА |
Капица
совершил одно из последних, поистине глобальных географических открытий XX
века. Именно он, обработав результаты Первой советской антарктической
экспедиции 1955-1957 гг., выдвинул гипотезу о существовании огромного
подледного озера под станцией «Восток». В 1996 году, к счастью, при жизни
учёного, гипотеза подтвердилась.
После
аспирантуры я мог остаться жить и заниматься своим делом в Москве. Но –
отказаться от приглашения Учителя поработать во Владивостоке? Конечно же, нет!
И я полетел на Дальний Восток.
Замечу,
что впоследствии меня не раз приглашали вернуться в Москву. Но я выбрал
Владивосток, Дальний Восток. И не жалею об этом. Здесь – простор для
исследований, как фундаментальных, так и прикладных, здесь регион будущего.
Более
чем 155-летняя история Владивостока, оценки его прошлого, настоящего и
завтрашнего дня показывают, что наши предки, основав город именно здесь,
нисколько не ошиблись в своем выборе. Конечно, они, прежде всего, оценивали
города с военно-стратегических позиций. Изрезанное побережье, многочисленные
незамерзающие заливы и бухты, острова – всё это оказалось, видимо, наилучшим
именно здесь. Однако следует отметить, что все эти факторы имеют большое
положительное значение и для «невоенного» социально-экономического развития.
Разнообразные
оценки, выполненные в нашем Тихоокеанском институте географии ДВО РАН, хорошо
показывают уникальность географического и экономико-географического положения
города Владивостока.
П.Я. БАКЛАНОВ. Фото Леонида МАКОГИНА |
Избитое
утверждение? Согласен. Но абсолютно бесспорное. Для лучшего понимания места,
где мы с вами живём, важно знать, в чём именно проявляется эта уникальность.
Во-первых, район Владивостока – это одна из крайних точек Евразии,
контактирующая с огромным Тихоокеанским морским пространством. Окраина и
Евразии, и России, очень удалённая от центральных районов страны, но в то же
время это место, расположенное достаточно близко (менее 1 тысячи километров) от
ряда зарубежных стран, в том числе развитых и развивающихся: Китая, Республики
Корея, Японии, КНДР. Имеется хорошая доступность до этих стран морским и
другими видами транспорта. А это – обзорные рынки труда, капитала, технологий
и, конечно, рынки для нашей российской продукции и услуг. Было бы совсем
хорошо, если б наша продукция не экспортировалась сырьем, а сперва
обрабатывалась и прирастала добавленной стоимостью. Надеюсь так всё и будет.
Во-вторых,
здесь мы имеем по существу стык, контакт крупнейших мировых цивилизаций,
европейской и азиатских – китайской, корейской, японской. Поэтому остается
значительной и геополитическая роль Владивостока как основного форпоста России
на Тихоокеанском побережье, важнейшего узла, выполняющего разнообразные
контактные функции во взаимодействии России со странами Азиатско-Тихоокеанского
региона (ATP). В этой связи город уже становится полюсом роста, оказывающим всё
более значимое влияние на своё окружение. А через Владивосток и Россия может и
должна называть своё возрастающее влияние на соседние зарубежные страны и их
регионы, конечно, при этом, не спорю, у Владивостока должна оставаться
достаточной и оборонная функция.
Итак,
по сравнению с другими крупными городами Дальнего Востока
экономико-географическое положение Владивостока наиболее благоприятно.
Вообще-то мы с коллегами уже давно договорились называть отдаленную от Москвы
территорию не Дальним Востоком (есть в этих словах некий смысловой негатив: что
такое дальний? для кого он дальний?), а Тихоокеанской Россией.
На
наш взгляд, этот термин полностью соответствует реалиям.
Смотрите.
Поистине огромный российский регион, протянувшийся с юга (от приморского порта
Посьет) на север (до чукотского порта Певек) на 5 тысяч километров, включает не
только сушу, но и прилегающую к ней акваторию 200-мильной морской экономической
зоны и российского Восточного сектора Арктики. Территория в 5 миллионов
квадратных километров – почти треть всех российских просторов!
Вдумайтесь
и, как говорится, оцените масштаб. В том числе и масштаб вызовов, делающих
необходимым «раскачать» и вывести Тихоокеанскую Россию из депрессивного,
полусонного состояния. И тут роль города нашенского и других крупных городов
региона – как опорных центров регионального развития – трудно переоценить.
Если
помечтать, то почему бы Владивостоку не «замахнуться» на перспективу
превращения в наисовременнейший приморский технополис, подобный тем, что мы
видим, когда прилетаем в Америку, Японию, Китай? Конечно, по этому поводу
можно, наверное, скептически улыбнуться, особенно в сегодняшних сложных
обстоятельствах, когда кризис, санкции, недофинансирование, нестабильность.
А
с другой стороны, если «включить» долгосрочный геополитический взгляд?
Посмотреть и оценить наши возможности на фоне «трендов» социально-экономической
ситуации в соседних с нами странах? Например, в Китае на самый высокий уровень
поднят проект «Нового шёлкового пути», начинают внедряться информационные
облачные технологии, модели «умного города» и т.п.
Вспомним:
ещё совсем недавно мы, владивостокцы, сомневались в том, что и у нac построят
мосты и другие современные мегаобъекты. А теперь любуемся ими и по-настоящему
гордимся. А это, кроме всего прочего, и задел в будущее.
Владивосток. Фото Шоз ЗЫОНГХАИ |
Кстати
сказать, идея мощного развития острова Русского впервые была изложена в нашем
институте. Еще в 2003 году в одной из работ мы предложили создать здесь крупный
международный туристическо-рекреационный комплекс и зону проживания повышенной
комфортности, кстати говоря, с мостами через бухту Золотой Рог и пролив
Босфор-Восточный, яхт-клубом и океанариумом. Идею поддержали губернатор
Приморского края Сергей Дарькин и президент РФ Владимир Путин. Правда, на тот
момент не было речи ни о саммите АТЭС, ни о строительстве ДВФУ.
Речь
тогда шла в основном о развитии туристическо-рекреационной функции города. В
том числе – острова Русского, пригородов, объектов Владивостокской крепости.
Сегодня к ним смело добавляем игорную зону, океанариум, другие туристические
объекты.
Я,
например, давно предлагал создать во Владивостоке, возможно, на том же Русском
крупный Музей военно-морского флота с демонстрацией закончивших свою боевую
службу различных военных кораблей, в том числе атомной подводной лодки.
Умных
и взвешенных подходов требует и организация новых (плюс к уже опробованым и
пользующимся огромной популярностью) экскурсионных маршрутов по объектам
Владивостокской крепости – уникальнейшего во всех смыслах военного сооружения.
Уверен,
такие туристические объекты способны привлечь десятки тысяч туристов в год – и
наших, и иностранных. А в соседних странах и их регионах живут сотни миллионов
жителей, многим из которых небезынтересно и познакомиться с Россией, и просто
увидеть нас, россиян, своими глазами.
Впрочем,
очень важно понимать: расхожее представление о том, что такой город, как
Владивосток, может жить только туризмом, безусловно, иллюзия. Строить будущее
на обслуживающих отраслях, а, как ни крути, туризм именно такая отрасль,
уверен, абсолютно неверно. К сожалению, сегодня появилось много «эффективных
менеджеров», выдающих себя за специалистов по стратегическому планированию,
которые не особенно отягощены знаниями сложных механизмов территориального
развития, региональных особенностей и взаимосвязей. Поэтому городу, с их точки
зрения, не нужны судостроение и судоремонт, другие отрасли промышленности...
Владивосток. Фото Виталия БЕРКОВА |
Будущее
Владивостока во многом – за его агломерацией, за известным проектом «Большой
Владивосток», за разделением труда и усилением связей с пригородами, которые и
сами по себе уже являются точками роста. Это – Артём, Надеждинский район,
Славянка, Большой Камень. Городу необходимы новые территории. А тут, так
сказать, под боком, тысячи, десятки тысяч гектаров земли и широкие возможности
многоцелевого использования прибрежно-морской зоны. Это ещё один наш уникальный
ресурс!
Пока
основной вектор развития агломерации устремлён в северном направлении. Но это –
пока... В ближайшее время, конечно, необходимо доводить Владивосток до города с
совершенной инфраструктурой – современными энергообъектами, надежными
транспортными решениями, бесперебойно работающими очистными сооружениями,
достаточными лесопарковыми структурами, чистой и благоустроенной береговой
зоной.
Я
хочу верить, что о Владивостоке через 5-10 лет будут говорить как о современном
технополисе, где не только покупают-перепродают ширпотреб, подержанные
иностранные автомобили, вывозят сырьё, но и производят высокотехнологичную
продукцию, в том числе и на основе биотехнологий, лекарственные средства на
основе местных ресурсов тайги и моря, создают и выпускают новые материалы,
компьютеры с оригинальным программным обеспечением, строят морские суда,
конструируют робототехнику и приборы для изучения и освоения океана...
Говорите,
трудно всё это сегодня представить? К счастью, порой сбываются даже самые
смелые мечты. Вот пример. Многие сомневались, что в пригороде Владивостока, на
базе Института проблем морских технологий ДВО РАН, может появиться и заработать
целый завод по проектированию и строительству самых современных морских
подводных роботов – необитаемых робототехнических комплексов и сопутствующего
гидроакустического оборудования. А он уже выполняет заказы.
Изготовленные
здесь опытные образцы демонстрируют поистине безграничные возможности
применения! Их глубина погружения и работы – до 11 километров. А это значит,
что новая техника сможет достигать самой глубокой океанской точки планеты – дна
Марианской впадины.
Завод,
как проект ДВО РАН, уникален не только в масштабах Дальнего Востока, но и
России и мира. Это одна из первых ласточек. Подобные научные разработки имеются
как в ДВО РАН, так и в ДВФУ.
Где,
как не во Владивостоке, сосредоточившем в себе половину научно-технического
потенциала всего Дальнего Востока, создавать такие, прямо скажем, футуристические
производства?
Вопрос
вопросов: какими силами и кадрами развивать регион? С моей точки зрения, самая
опасная проблема состоит в том, что Дальний Восток продолжает терять население.
И пока, несмотря ни на что, ситуацию переломить не удается. Более того, по
данным некоторых опросов, до 40-50 процентов молодёжи готово уехать с Дальнего
Востока, если им представится такая возможность.
Это
не может не вызывать тревоги. Как задержать молодых в регионе, чем их
мотивировать? Нужно принимать решения уже сейчас и незамедлительно действовать,
прежде всего, в направлении предоставления начинающим специалистам доступного
жилья и квалифицированных рабочих мест. К примеру, таких, как на том же заводе
подводной робототехники.
В
экономической географии есть такое понятие – «демографическая ёмкость
территории». Это – рекомендуемая специалистами оптимальная численность
населения конкретного региона. Что я хочу сказать? Если все нынешние
дерзновенные планы и мечты о будущем Большого Владивостока как агломерации,
свободного порта и полюса роста не просто слова, и грандиозным проектам суждено
претвориться в жизнь, то демографическая ёмкость нового Владивостока может
составить 2,5-3 млн. человек. Это почти в 1,5 раза больше сегодняшней
численности населения всего Приморского края.
П.Я. БАКЛАНОВ. Фото Леонида МАКОГИНА |
Владивосток
– новый город-миллионник на востоке России. Что, фантастика? Отнюдь.
Убежден,
что это единственно возможный и эффективный путь.
У
нашего города славное прошлое. Мы переживаем этап больших изменений и
трансформаций в настоящем. И, безусловно, у Владивостока очень большое будущее,
знаменательное и делами, и людьми.
Наталья ОСТРОВСКАЯ
Владивосток. Фото Александра БОРИСЕНКО |
Комментариев нет:
Отправить комментарий