суббота, 30 мая 2009 г.

Не терять из вида цель

      Что предстоит пережить россиянам в связи с кризисом? Когда он закончится? Эти вопросы сегодня волнуют многих. Мнения на этот счет самые разные – от безудержного оптимизма до крайне пессимистических прогнозов. Меньше всего доверия заслуживает самоуверенность той части либеральной экономической элиты, которая еще осенью бодро уверяла, что Россию мировой финансовый кризис не затронет, что ситуация у нас вполне благополучная, что экономический рост и финансовые накопления гарантируют стране полную стабильность. Они ошиблись.

      «Рыночный фундаментализм, вера в то, что рынок может сам себя корректировать, привели к дерегуляции глобального рынка. Банкротство (международного банка) Lehman Brothers стало коллапсом финансовой системы, началом падения экономики, и нет никакого сигнала, когда она достигнет дна».
Джордж Сорос


      Наш собеседник – директор Тихоокеанского института географии, академик РАН Петр Яковлевич БАКЛАНОВ.



      – Глобальный кризис затрагивает все страны, но в разной степени. В тридцатые годы прошлого века западная экономика была придавлена Великой депрессией, а в СССР успешно шла индустриализация страны. Стоило ли открываться рынку полностью?

      – В связи с мировым кризисом многие задаются вопросом, стоило ли российской экономике настолько глубоко интегрироваться в мировую экономическую систему? Да, было время, когда жили за железным занавесом… Но в начале девяностых с крушением СССР пала плановая экономика, и произошел стремительный переход к рыночной системе хозяйствования. А суть свободной рыночной экономики в том и состоит, что производством, капиталом, реальными экономическими процессами, клеточками экономического организма, руководит не государство, а частные владельцы, акционеры. Собственник организует производство и сбыт там, где выгоднее ему, а не президенту или губернатору. Наши обрабатывающие отрасли так и не вышли на доперестроечный уровень производства, внутренний спрос был недостаточным и, естественно, продукция добывающих и сырьевых корпораций во все большем объеме предлагалась на внешнем рынке, где норма прибыли была выше. Академия наук, ученые-экономисты, не раз говорили о необходимости преодоления сырьевой направленности развития нашей экономики, подчеркивали необходимость диверсифицировать экономику. Слишком велика стала ее зависимость от мировых цен на энергоресурсы. За счет продажи нефти и газа формировалось около 40% бюджета РФ, обеспечивалось до 50% реальных доходов населения. Однако правительству эта задача оказалась не по плечу. Как отметил известный экономист, академик РАН Абел Гезевич Аганбегян, «Мы ничего не делали, мы 10 лет купались в деньгах, не развивая ни нефтехимию, ни лесопереработку, ни электромашиностроение».
      Миной замедленного действия, подготовившей кризис, стала супердоходность некоторых товаров и видов деятельности. Это прослеживается и на мировом, и на российском уровне. В начале 2001 года цена барреля нефти на мировом рынке составляла 22 доллара. Что могло произойти в нормальной экономике, если к июлю 2008 года эта цена выросла в шесть с половиной раз? Всем известна азбучная истина о том, что цена на рынке определяется спросом и предложением. О мировых ценах не договариваются в подворотне, они устанавливаются на крупнейших товарно-сырьевых биржах в мире. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах мира – США, Великобритании и Японии, на которые приходится до 98 процентов объема биржевых сделок с товарами в стоимостном выражении. Неужели столь стремительно выросло потребление нефти или снизилось ее предложение? Нет. Экономика деградировала в суперспекуляцию. От нефтяных цен все пошло по цепочке. И вот уже цена квадратного метра жилья превышает в три-четыре раза его себестоимость. Таковы последствия спекулятивной экономики. Конечно, все это рано или поздно, но должно было лопнуть.

«Владельцы капитала будут стимулировать рабочий класс покупать все больше и больше дорогих товаров, зданий и техники, толкая их тем самым брать все более дорогие кредиты, до тех пор, пока кредиты не станут невыплачиваемыми. Невыплачиваемые кредиты приведут к банкротству банков, которые будут национализированы государством, что в итоге и приведет к возникновению коммунизма».
Карл Маркс


      – Со времен Маркса известно, что кризисы сопутствуют капитализму. Почему же не было оценок вероятности и масштабов кризиса, сценариев возможного развития событий и тому подобное?

      – Став на капиталистический, рыночный путь развития, мы не должны забывать об его циклическом характере. Кризис – его неотъемлемая черта. Ученые Секции экономики РАН давно выступали с предостережениями в отношении кризиса глобальной финансовой системы и выдвигали предложения по модернизации российской экономики на базе новых технологий.
Основными причинами, ускорившими наступление глобального кризиса, явились: саморазрушение финансовой пирамиды долговых обязательств США, недооценка финансовых рисков и отрыв финансового рынка от реального сектора экономики, обесценение значительной части капитала в условиях исчерпания возможностей экономического роста на основе доминирующего технологического уклада и связанного с этим структурного кризиса мировой экономики. Сейчас очень важно иметь долгосрочное видение и понимать, куда двинется экономика ведущих стран мира.
      Многие из нас познакомились с финансовыми пирамидами сравнительно недавно, по деятельности «МММ», «Хопер-Инвест», Торгового дома «Селенга». А в США они возникли еще девяносто лет тому назад и существовали до последнего времени, собрав десятки миллиардов долларов обманутых вкладчиков. Финансовые институты и сейчас сохраняют в себе элементы пирамид. Возьмем, к примеру, банки. Они выполняют важную роль, финансируя реальный сектор экономики, но их главная цель – получение прибыли. Поэтому финансы вращаются и умножаются «изо всех сил», даже не будучи обеспечены. Рано или поздно, рискованные вложения прерываются неплатежами, и рушится вся цепочка взаимных обязательств.
      Пока все обстоит благополучно, обыватель не обращает внимание на взаимозависимость составных частей экономики. Связи эти тесны и многообразны. Невозврат должниками кредита банку может привести к задержкам платежей другим предприятиям, финансовым затруднениям, а порой к банкротству банков или предприятий по вине третьих лиц. Цепочка неплатежей может поставить под угрозу функционирование всей банковской системы.
      Кризис обнажил изъяны мировой экономики и закончится с перетоком оставшегося после разрушения финансовых пузырей капитала в производства нового технологического уклада. Это произойдет после структурной перестройки мировой экономики, которая продлится несколько лет и будет сопровождаться изменением ведущих компаний, стран и управленческих практик.

«Мы вынуждены констатировать, что кризис далек от завершения и даже не достиг своего пика. Предпринимаемые правительствами наиболее развитых экономик мира меры пока видимых результатов не приносят. А это значит, что такое состояние может сохраниться на достаточно долгое время. Слишком велики масштабы накопившихся в мировой экономике диспропорций».
Владимир Путин

      Я – за то, чтобы государство больше влияло на ситуацию, регулировало ее, активнее сдерживало изменение в нежелательном направлении. Пофантазируем: допустим, нефтяные компании в середине прошлого года снизили экспорт своей продукции. Вероятно, падение цен не было бы столь значительным. Тогда и они, в прибыли, и государство, в отчислениях и налогах, в сумме больше бы выиграли, чем сегодня. А так – терпят убытки нефтяные, газовые, металлургические и прочие компании, сокращаются бюджетные доходы государства, теряют работу люди.
      Уверен, что сегодня крупные научные силы должны не только анализировать происходящие процессы, но и исследовать, какие рычаги нужно включать в регулирование развития экономики, а Правительству следует больше прислушиваться к рекомендациям ученых.

      – Петр Яковлевич, на Ваш взгляд, как может сказаться кризис на состоянии экономики Приморья? Какие отрасли могут пострадать более других? Как сильно скажется на занятости и доходах населения рост таможенных тарифов на ввоз автомобилей?

      – В девяностые годы европейские и другие удаленные рынки стали недоступны, и приморские предприятия вышли на рынки ближайших соседних стран. К сожалению, это удалось только предприятиям сырьевой направленности: горнодобывающим, лесным, рыболовецким. Что творится сейчас на сырьевых рынках – известно, поэтому у них, в особенности у горняков, большие трудности со сбытом, приведшие к остановкам некоторых производств. Трудности не обошли стороной морской транспорт: десятки судов стоят на рейдах Владивостока, Находки, в Восточном порту. Ситуацию усугубило введение заградительных пошлин на ввоз подержанных японских автомобилей. Сама по себе мера понятна. Нужно поддерживать отечественного производителя, углублять переработку своих ресурсов, развивать машиностроение. Кстати, не все знают, что столь популярной ныне среди автовладельцев автоматической коробкой передач был оснащен наш отечественный автомобиль ГАЗ-21 «Волга», удостоенный в 1958 году «Гран-при» на международной Брюссельской выставке. Однако время введения пошлин выбрано неудачно. Оказались затронуты интересы значительных групп населения Приморского края. Снизился объем морских перевозок, уменьшился объем продаж на авторынках, потеряли значительную часть заказов автомастерские, уменьшается объем автоуслуг со стороны малого бизнеса и так далее. По нашим оценкам, указанную меру ощутит на себе каждая четвертая приморская семья. Совпав по времени с кризисом, она увеличит число людей, оставшихся без работы.
      Не секрет, что многих здесь удерживал автомобильный бизнес. Да и сама возможность приобрести недорогой и комфортабельный автомобиль, раз в три-четыре года менять его на более «свежий» повышала качество жизни многих дальневосточников. Поэтому указанные обстоятельства не лучшим образом повлияют на стабилизацию населения – ключевую проблему для Дальнего Востока. Сейчас только в двух регионах: Республике Саха (Якутия) и в Чукотском автономном округе прирост населения начал превосходить естественную убыль.

      – Наверное, оттуда уехать не могут?

      – Не скажите, численность населения Чукотки с начала девяностых снизилась почти втрое. Все кто хотел – уехали. На рост численности населения повлиял ряд факторов, в том числе грамотная экономическая политика субъектов РФ.
      Раз уж мы заговорили о закреплении и умножении населения, замечу, что здесь, на Дальнем Востоке, следует концентрировать усилия не на запретительных мерах, а на развитии преимуществ, которыми обладает регион, благодаря своему географическому положению. Мы удалены от центральной части России, ее культурных, промышленных центров и эта удаленность все более усугубляется кризисом. Почему, в таком случае, не содействовать расширению контактов с сопредельными странами? Формально их никто не запрещает. Но посмотрите, часовой полет до Японии стоит тысячу долларов! Летит только тот, кому это крайне необходимо. Японские туристы за эти деньги посещают Гавайи, Европу, Америку. Ясно, что такие цены устанавливает не рынок, а монополия. Искусственная она или естественная – вопрос уже не столь важный. Нужно упростить поездки, контакты, торговые отношения с нашими ближайшими соседями. Пусть и к нам приезжают побольше. Давайте сделаем возможным получение туристкой визы, скажем на неделю, прямо в аэропорту Владивостока! К сожалению, наши предложения не всегда находят понимание в «высоких» кабинетах.
      Нас окружает уникальная по своему растительному и животному многообразию Уссурийская тайга, омывают воды великого Тихого океана. А легко ли нам отдохнуть в тайге или на побережье, порыбачить или поохотиться? Ответьте сами на этот вопрос. Владивостокские пляжи остаются закрытыми. Наше гигантское преимущество – расположение на берегу моря используется, в лучшем случае, процентов на десять. Сколько говорим о привлечении туристов, но наладить инфраструктуру не удосужимся. Даже в советское время были круизы «Из зимы в лето», «По морям и землям Дальнего Востока». Целые поезда рыбаков в Посьет тоже были!
      Посмотрите результаты опросов. Большая часть молодежи готова при возможности уехать с Дальнего Востока. Поэтому аргументация некоторых московских чиновников: «Что вы просите всякие льготы, не нравится – уезжайте», – работает против российских государственных интересов. Природа пустоты не терпит, если мы уедем, эти земли займут соседи и будут уже без нас развивать территорию.
      Но не все так уж плохо. На Дальнем Востоке получают развитие крупные инвестиционные проекты, связанные с транспортировкой и переработкой нефтегазового сырья. Недавно на Сахалине пустили первую очередь завода сжиженного природного газа. Процентов на семьдесят построен участок нефтепровода от Тайшета до Сковородино. К концу года должны подходить к завершению работы в Козьмино. Уже проектируется крупный нефтеперерабатывающий завод под Находкой. Трудно переоценить важность создания перерабатывающих звеньев здесь и сейчас. Не менее важно все это делать на современной инновационной основе. Речь идет не только о переработке углеводородов, но также древесных и недревесных продуктов леса, рыбной продукции, марикультуры. С начала текущего года вся пойманная рыба должна проходить оформление на нашем берегу. Казалось бы, отправляйте экспортный улов прямиком зарубежному покупателю, зачем это удлинение путей доставки? Но на практике до половины улова шло без оформления, контрабандой. Доставка рыбы на берег стимулирует ее переработку, улучшит снабжение продукцией населения, увеличит налоговые поступления в бюджет. Появятся новые инвестиционные проекты. Очень хорошо, что идет строительство объектов к АТЭС 2012 во Владивостоке. Будем надеяться, что на них смогут найти работу те, кто оказался за бортом автомобильного бизнеса.

      – А мне, как жителю Владивостока, бросается в глаза остановка строительства жилых домов. Не хотелось бы, чтобы строительная отрасль сдавала свои позиции.

      – О проблемах жилищного строительства скажу ниже, сейчас об объектах АТЭС. Игорь Иванович Шувалов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, возглавивший оргкомитет подготовки к саммиту АТЭС-2012 и Госкомиссию по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, в середине февраля посетил Владивосток. Он провел совещание и осмотрел ряд стройплощадок Саммита АТЭС от 37-го причала в бухте Золотой Рог до полуострова Назимова и острова Русского. Этот визит важен сейчас потому, что мы еще раз получили подтверждение в отношении проведения Саммита АТЭС в нашем городе. В первую очередь это касается перечня основных запланированных объектов и финансирования их строительства, несмотря на мировой финансовый кризис. Есть полное понимание того, что Владивосток нужно развивать. В то же время говорится, что в условиях кризиса необходимо максимально оптимизировать планируемые затраты, повысить эффективность использования средств. Например, вместо того, чтобы строить новый медицинский центр, целесообразнее отремонтировать существующие больницы и поликлиники и снабдить их новым современным оборудованием, то есть вкладывать деньги не в строительство нового здания, а в модернизацию того медицинского оборудования, что имеется. Для Владивостока это означает не только реализацию стратегических планов развития города, но и создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в городскую казну уже сегодня. Что касается строительства жилья, то трудности строителей связаны с падением платежеспособного спроса населения и с тем, что заемные деньги стали менее доступными. Теперь инвесторы не хотят принимать на себя те риски, которыми они готовы были пренебречь ранее. Поэтому-то сейчас гораздо сложнее привлечь финансирование, чем год – полтора назад.
      Важно понимать, что до кризиса первичный рынок являл собой своего рода пирамиду, где основные продажи приходились на еще не построенные квартиры. Значительная часть этого недостроя покупалась населением в кредит. Банки активно кредитовали и самих строителей под обещавшие прибыль проекты. Собрав средства на один дом, застройщик (строительная фирма) мог начать строительство трех-четырех, рассчитывая на неумолимый рост стоимости квадратного метра и высокий спрос населения. В результате кризиса платежеспособный спрос рухнул, денег на завершение строек нет, кредиты в банк ни застройщик, ни население – жертва ипотеки вернуть не могут и банки остаются с многомиллионными убытками и по кредитам застройщикам, и по ипотеке. Надеждой на хотя бы частичное решение проблем остается государственная помощь, которая может быть оказана в разных формах: от прямого выкупа метров под социальные нужды, до вливания денег в рынок через госбанки. Однако опыт показывает, что решить такие комплексные проблемы сложно: много коррупции, административных барьеров и серых схем заложено в цене квадратного метра.
      В более благоприятном варианте банкам удастся профинансировать достройку, поскольку у строителей почти не осталось на это денег, но тогда возникает вопрос: как реализовать этот товар? Необходимо всячески стимулировать внутренний спрос в России, в Приморском крае, во Владивостоке. Именно с него начинается выздоровление экономики. Посмотрите, жители японских островов, включая премьер-министра, получат от правительства наличные деньги для покупки товаров народного потребления. Китайское правительство, при покупке крестьянином (а их в стране девятьсот миллионов), скажем, отечественного холодильника, компенсирует седьмую часть цены. Наше правительство обещает преференции поставщикам российских товаров и услуг. Но, не дожидаясь, пока «приедет барин», на местном уровне можно и должно принимать меры, поддерживающие занятость и спрос населения. Строительство и ввод жилья – особенно важны.
      У нас столько заброшенных земель! Местные власти могли бы закрепить за людьми неиспользуемые участки земли хотя бы на короткий период времени, пока еще находятся желающие работать на ней, шире практиковать «казенные работы» на строительстве объектов инфраструктуры, помочь организовать микропредприятия по производству «мелочевки», которая могла бы иметь, пусть небольшой, спрос на внутреннем рынке, частично заместить импорт.

      – Согласно одному из вариантов прогноза экспертов Всемирного экономического форума, кризис в США и Европе в ближайшие годы углубится, Азия становится экономическим и геополитическим лидером, доллар США и евро теряют статус главных резервных валют. Что Вы думаете по этому поводу?

      – Различные страны будут выходить из системного кризиса не все вместе, а поодиночке, и Россия сможет это сделать, лишь, если создаст собственную модель развития, не заимствованную у развитых стран. Тем не менее, следует внимательно изучать опыт поиска решений по выходу из кризиса, поддержки реального производства и стабилизации национальной экономики. В этом смысле определенный интерес представляет собой антикризисная программа правительства Республики Корея, которая основывается на всестороннем инновационном подходе, мощном финансовом резерве и способности эффективно привлекать иностранные инвестиции в собственную экономику.
      Помимо создания благоприятных условий для крупного бизнеса, программа предполагает создание инвестиционного фонда для поддержки малого и среднего бизнеса за счет приватизации ряда государственных компаний, запуск целой сети социальных программ по поддержке незащищенных слоев населения.
      Программа предусматривает увеличение финансовой поддержки государством местных администраций. Инвестиции на развитие индустрии и инфраструктуры в провинциях запланированы в сумме около сорока миллиардов долларов, которые распределены между тридцатью проектами и рассчитаны на пять лет. В рамках программы правительство ожидает создания свыше восьмисот тысяч новых рабочих мест.
      Антикризисная программа сориентирована на развитие двадцати двух приоритетных направлений, которые объединены в шесть групп. К первой относятся направления: «Увеличение потребления чистого угля», «Разработка биотоплива из биоресурсов океана», «Солнечная энергия и ее использование», «Углеводороды, выбросы, сепарация и переработка», «Создание электростанций нового поколения, способных работать на альтернативном топливе», «Развитие атомной энергетики».
      Во вторую группу вошли направления – «Биологически чистый транспорт» и «Судостроение и океанские системы». Необходимо отметить, что судостроение и автомобилестроение остаются приоритетными направлениями государственной экономической политики. Южная Корея намерена по-прежнему лидировать в области судостроения, доля которого сегодня составляет около 40% мирового судостроительного рынка.
      К третьей группе относятся – «Полупроводниковые системы», «Дисплеи нового поколения», «Мобильные телефоны нового поколения», «Новые технологии освещения», «Новые системы логистики». Информационные системы и электроника являются одной из базовых составляющих экономики страны. Развитию новых технологий в этих отраслях правительство уделяет самое серьезное внимание.
      В составе четвертой группы – «Роботизация», «Новые материалы и нанотехнологии», «Инновационные технологии, новые продукты и процессы», «Развитие и объединение телекоммуникационного и радиовещательного направлений». Ожидаемый экономический эффект только от внедрения автоматизированных линий (роботизации) – составит свыше четырехсот миллиардов долларов к 2020 году.
      В пятой группе направлений – «Новая медицина и медицинское оборудование», развитие будет сфокусировано на разработке новых лекарственных препаратов и медицинского оборудования, на увеличение экспорта выпускаемой продукции. Задача, которую ставит правительство, – обеспечить прорыв в области производства высококачественной и высокотехнологичной медицинской продукции.
      В шестую группу входят направления: «Проектирование», «Мягкие материалы», «Медицинское обслуживание», «Культура и наследие».
В целом, учитывая высокий экономический потенциал Южной Кореи и целеустремленную, направленную на высокий результат, инновационную экономическую политику правительства, есть все основания полагать, что страна преодолеет последствия кризиса и, возможно, совершит очередной экономический рывок, который в будущем могут назвать новым корейским «экономическим чудом».

      – Мы встречались с Вами больше года тому назад. Какие события прошли в этот период времени, в каких программах сейчас участвует институт?

      – В два последних года при подготовке ряда региональных программ Тихоокеанский институт географии оказался очень востребован. По заказу Правительства России мы принимали участие в разработке программы подготовки к Саммиту АТЭС-2012, участвовали в обосновании развития транспортной сети, оценке воздействия строительства на состояние окружающей среды. Что касается работ на острове Русском, то следует напомнить, что еще в 2005 году наш институт занимался разработкой первого проекта создания там крупного международного рекреационно-туристического центра. Проект получил высокую оценку администрации Приморского края, был представлен президенту России В.В. Путину. Так что наше участие в проектах подготовки объектов к Саммиту АТЭС-2012 вполне естественно.
      Институт в 2007-2008 годах выполнил значительный объем полевых и камеральных работ по эколого-географической оценке трасс под нефте- и газопроводы. Составлено большое количество крупномасштабных карт, проведены оценки возможного экологического ущерба. Нас пригласили к выполнению работ по проектированию нефтеперерабатывающего завода в Козьмино, под Находкой. Возможно, строительство завода начнется уже в конце текущего года. Хорошо, что крупные инвестиционные проекты не обходятся без эколого-географических оценок территорий и площадок под объекты. Развитие экономики Приморья – не абстрактное понятие для нас, специалисты ТИГ востребованы и не остаются в стороне. Завершив работы по оценке трасс трубопроводов, мы получили предложение (от которого не хотелось бы отказаться) по разработке программ мониторинга на этих трассах в процессе строительства и эксплуатации трубопроводов. Мы определим перечень контролируемых параметров среды, последовательность и периодичность их измерения, места заложения площадок контроля.

      – Что Вы хотели бы пожелать коллективу института, нашим читателям?

      – В сложнейшие девяностые годы мы выжили и сохранили основной потенциал института. Сейчас нашей стране, которая по макроэкономическим показателям только поднялась до уровня 1990 года, всем нам вновь придется пережить нелегкий период. Я верю, что мы достойно выйдем из кризиса. Наши знания, терпение, трудолюбие и опыт еще не раз пригодятся. Мы не склонны паниковать, а напротив, готовы, учитывая изменившиеся условия, разрабатывать более глубокие научные основы и модифицировать стратегии экономического развития Приморья, Дальнего Востока. Не теряйте из вида долгосрочную цель, а препятствия… все вместе преодолеем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий