В соответствии с Положением о медалях Российской академии наук с премиями для молодых ученых РАН, других учреждений, организаций России и для студентов высших учебных заведений России, утвержденным постановлением Президиума РАН от 24 декабря 2002 года №376, а также постановлением Президиума РАН от 23 января 2007 года №10 и решениями экспертных комиссий РАН по оценке научных проектов молодых ученых РАН и научных работ молодых ученых и студентов высших учебных заведений, Президиум Российской академии наук постановляет: присудить медаль Российской академии наук с премией по итогам конкурса 2008 года в области общей биологии – студентке пятого курса Академии экологии, морской биологии и биотехнологии Дальневосточного государственного университета Александре Сергеевне ДУБРОВИНОЙ за работу «Влияние гена rolB из Agrobacterium rhizogenes на биосинтез резвератрола в культурах клеток винограда (Vitis amurensis Rupr)».
(Из представления Комиссии РАН по работе с молодежью)
Лаборатория биотехнологии Биолого-почвенного института ДВО РАН богата научной молодежью. Студентами начальных курсов отделения биохимии и биотехнологии Академии экологии и морской биологии (АЭМББТ) Дальневосточного государственного университета приходят они в лабораторию, а лучшие остаются. Ребята талантливые все. Например, младший научный сотрудник лаборатории, аспирант Анна Турленко была награждена медалью РАН и премией за победу в конкурсе 2007 года среди студентов вузов России в области общей биологии (цитата: «студентке пятого курса Академии экологии, морской биологии и биотехнологии Дальневосточного государственного университета Турленко Анне Владимировне за работу «Генетические процессы в гибридных зонах у гольцов рода Salvelinus и двустворчатых моллюсков рода Mytilus северной Пацифики на основе PCR-RELP анализа ДНК»). Понятно, что главная и основная заслуга в постоянном притоке молодых и пытливых умов в институт принадлежит профессору кафедры биохимии и биотехнологии ДВГУ, заведующему лабораторией биотехнологии, директору БПИ ДВО РАН академику Юрию Николаевичу Журавлеву…
– Работа в науке мне очень интересна, и чем дольше я работаю, тем сильнее она меня захватывает, – говорит Александра Сергеевна ДУБРОВИНА. Сегодня она уже не студентка последнего курса университета, а молодой специалист. Работает в лаборатории биотехнологии Биолого-почвенного института ДВО РАН. Но прежде …
– … давайте вспомним ваше детство… Расскажите о себе, вашей семье.
– Мое детство, школьные годы прошли в поселке Преображение Лазовского района Приморского края. Училась в местной средней школе №11.
Отец работал учителем истории, мама – оператором на Преображенском отделении связи. Мои родители – простые, но интеллигентные люди. Я благодарна им за то, как они меня воспитывали. Несмотря на то, что время было довольно тяжелое в материальном плане, мое детство было счастливым.
– Когда вас заинтересовала наука?
– Однажды, когда была ученицей 6 или 7 класса, я смотрела передачу «Звездный час». Мальчик, участник передачи, сообщил, что хотел бы стать «генным инженериком». При этом уверенно утверждал, что правильно говорить именно «инженерик». И я заинтересовалась, что же это за профессия такая? Впервые начав серьезно задумываться о своей будущей профессии, я решила, что научная работа может стать одним из возможных вариантов будущей деятельности.
На мой выбор также повлияла учительница биологии в школе. Как-то раз она проводила игру в моем классе по типу передачи «Звездный час». Я тогда выиграла, и этот небольшой успех вдохновил меня на более подробное изучение биологии.
– Наверное, не было длительных раздумий, куда пойти учиться после окончания школы?
– Конечно. Я выбрала Дальневосточный государственный университет. Обучалась на Отделении биохимии и биотехнологии Академии экологии, морской биологии и биотехнологии. Специализировалась на кафедре биохимии и биотехнологии, которой заведует профессор, доктор биологических наук Эдуард Яковлевич Костецкий.
– Как и где устроились ваши однокурсники, друзья?
– В 2008 году со мной окончили Отделение биохимии и биотехнологии пять человек, из которых трое «пошли» в науку. Андрей Мазейка поступил в аспирантуру ДВГУ и работает инженером на кафедре биохимии. Денис Безвербный ведет научную работу в Тихоокеанском океанологическом институте ДВО РАН и учится в магистратуре ДВГУ. Чень Бей (гражданка КНР) в настоящее время учится в магистратуре ДВГУ и ведет научную работу в Институте биологии моря имени А.В. Жирмунского ДВО РАН.
– Как складывался ваш путь в науку?
– Уже на первом курсе университета, в свободное от учебы время, я начала обучаться методам проведения экспериментов и вести научную работу в группе биоинженерии Биолого-почвенного института ДВО РАН под руководством главного научного сотрудника, члена-корреспондента РАН, доктора биологических наук Виктора Павловича Булгакова и старшего научного сотрудника, кандидата биологических наук Константина Вадимовича Киселева.
В конце первого курса я была принята на работу в БПИ ДВО РАН на должность лаборанта-исследователя. Благодаря официальному трудоустройству я смогла посвящать почти все свободное от учебы время научной работе.
Мне повезло с научным руководством. Руководителем моей дипломной работы стал Константин Вадимови;ч Киселев. Он очень трудолюбивый и энергичный человек. Константин Вадимович заразил меня своим энтузиазмом. Наблюдая, как твой руководитель, с пипеткой в руках, буквально «днюет и ночует» в лаборатории, работает без отпуска и выходных, с огромным интересом занимается научными исследованиями, невозможно остаться равнодушным. Во многом благодаря нему моя работа попала в ряды победителей конкурса.
Я очень благодарна Виктору Павловичу Булгакову и академику РАН Юрию Николаевичу Журавлеву за идейную и материальную поддержку моих исследований.
Сразу после окончания университета я начала работу в лаборатории биотехнологии БПИ ДВО РАН в должности младшего научного сотрудника. Поступила в заочную аспирантуру и в настоящее время под руководством Юрия Николаевича Журавлева работаю над кандидатской диссертацией.
– Раз мы заговорили о ваших научных руководителях, – такой вопрос: какими вы видите отношения между «учеником» и «учителем» в науке?
– Уверена, что работа в науке требует от исследователя самостоятельности и инициативы. Отношения между руководителем и аспирантом, безусловно, важны, но самое главное, – интересна ли работа в науке подопечному, насколько он трудолюбив и настойчив в достижении результата. Какой бы ни был квалифицированный и титулованный научный руководитель, одно лишь это не приведет к действительно успешной работе ученика, если тот не думает своей собственной головой, и не проявляет инициативу. Руководитель может помочь, подсказать, что и как лучше делать, чтобы получить интересные результаты, которые могут быть опубликованы, научить методам экспериментальной работы и основным принципам написания научных статей.
Между руководителем и аспирантом допустимы и необходимы научные дискуссии, может быть, даже споры. Активное обсуждение работы скорее приведет к ее успешной реализации.
– Расскажите о своих научных интересах, достижениях.
– Тема моей работы – регуляция биосинтеза резвератрола в клеточных культурах винограда амурского (Vitis amurensis Rupr.). Резвератрол – это ценное биологически активное вещество, которое имеет большой потенциал для создания на его основе биологически активных добавок к пище, а также лекарственных средств. На основе полученных результатов этого направления исследований опубликовано три статьи в международных журналах «Journal of Biotechnology», «Applied Microbiology and Biotechnology» и «Journal of Plant Physiology. В этих публикациях я первый, либо второй соавтор. Также результаты этой работы представлялись в форме устных докладов на всероссийских и региональных конференциях. По теме данной работы моим руководителем К.В. Киселевым были получены гранты ДВО РАН. Недавно мною по данной теме работы получен грант ДВО РАН для молодых ученых.
Также я являюсь одним из соавторов двух статей в журналах «Молекулярная биология» и «Phytochemistry», которые были выполнены не по основной моей теме.
– Как думаете, вам удалось получить интересные результаты?
– Честно говоря, я не знаю, какие из результатов наиболее важны. Все эти статьи были опубликованы недавно. Наверное, лет через десять можно судить об их значимости по числу цитирований другими учеными.
– Давайте поговорим о лаборатории биотехнологии, где вы работаете. Расскажите об основных направлениях ее деятельности.
– Сохранение, восстановление, рациональное использование генофонда полезных дикорастущих растений.
Основная задача исследований – введение в культуру in vitro лекарственных растений дальневосточной флоры и создание коллекции клеточных культур.
В рамках программы восстановления (реинтродукции) приморской популяции женьшеня создана фондовая коллекция растений дикорастущего женьшеня Panax ginseng C.A. Meyer, на базе которой разрабатываются технологии восстановления природных популяций женьшеня и отбора маточных растений для реинтродукции.
Научными сотрудниками лаборатории также проводится изучение внутривидовой изменчивости женьшеня настоящего (эндогенной, индивидуальной, возрастной, экологической и популяционной) по комплексу морфологических, анатомических, цитогенетических и биохимических признаков.
Кроме того, – изучение структурно-функциональных особенностей редких и ценных растений (морфологические признаки семян, биология семенного размножения и мезоструктура фотосинтетического аппарата) и реакции их семян на криоконсервацию – замораживание в жидком азоте (– 196°С).
А также – изучение регуляции вторичного метаболизма растений на транскрипционном уровне.
– Сотрудничаете с коллегами из других институтов ДВО РАН?
– В выполнении работы по теме моего диплома очень помогли сотрудники лаборатории химии природных хиноидных соединений Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН: заведующий лабораторией кандидат химических наук Сергей Александрович Федореев и научный сотрудник кандидат химических наук Марина Владимировна Веселова, за что им большое спасибо!
– А с зарубежными учеными контактировать не приходилось?
– Пока что нет, но я считаю, что сотрудничество с зарубежными коллегами, стажировки за рубежом, учеба или работа за границей очень важны для расширения научного кругозора, обмена научными идеями, повышения квалификации молодого ученого.
– Работают ли в лаборатории молодые специалисты, студенты-дипломники? Не прерывается ли «связь времен» в академической науке?
– Как и в большинстве других лабораторий нашего института, молодые специалисты есть, но их немного, а вот поколение среднего возраста, тридцати-пятидесяти лет, практически отсутствует. Бесспорно: ученые в этом возрасте наиболее продуктивны, а также, что очень важно, они активно обучают молодежь. Считаю, что этот «разрыв поколений», искусственно созданный в годы невнимания к отечественной науке, – наша общая большая проблема. Ученые преклонного возраста важны для науки, они накапливают большой опыт, но обычно уже почти не работают руками и не владеют современными методами исследований. Молодых некому учить, а самостоятельно осваивать современные методы исследований очень тяжело.
– Александра, какие еще проблемы в науке, жизни считаете наиболее важными для молодого ученого?
– В настоящее время трудности с жильем – одна из основных проблем в ряду тех, которые мешают продуктивной работе и мобильности молодых ученых. Судите сами: не редки случаи, когда у научной молодежи нет даже койко-места в общежитии. Снимать жилье на зарплату молодого специалиста… можно, только от этой зарплаты мало что остается.
– Какие исследования в ваших планах на ближайшие несколько лет?
– Планирую изучать участие кальций-зависимых протеинкиназ (CDPK) в регуляции биосинтеза вторичных метаболитов растений, в частности резвератрола. Возможно, исследовать и другие функции CDPK в растительных клетках. Также одно из направлений дальнейшей работы – исследование активности различных стильбен синтаз (STS) и фенилаланин-аммиак-лиаз (PAL) в биосинтезе резвератрола. Это ключевые ферменты в его биосинтезе. Результаты, моей дипломной работы показывают возможность того, что белковые продукты мультигенных семейств PAL и STS обладают различной активностью в биосинтезе резвератрола.
Чтобы быть успешным работником, профессионалом в своем деле, просто чувствовать себя уверенно, необходимо постоянно учиться, непрерывно осваивать что-либо новое. Александра не старается этого делать. Просто она этим живет.
Говоря о своих увлечениях, упоминает о том, что любит английский язык, активно его изучает. Но самое главное увлечение из всех – научная работа; постановка экспериментов, чтение научной литературы. Радуется, получив сообщение о приеме статьи в печать, увидев в статьях зарубежных коллег ссылки на ее работы.
Что может быть лучше ощущения проникновения в тайну природы, открывшуюся только ей!
(Из представления Комиссии РАН по работе с молодежью)
Лаборатория биотехнологии Биолого-почвенного института ДВО РАН богата научной молодежью. Студентами начальных курсов отделения биохимии и биотехнологии Академии экологии и морской биологии (АЭМББТ) Дальневосточного государственного университета приходят они в лабораторию, а лучшие остаются. Ребята талантливые все. Например, младший научный сотрудник лаборатории, аспирант Анна Турленко была награждена медалью РАН и премией за победу в конкурсе 2007 года среди студентов вузов России в области общей биологии (цитата: «студентке пятого курса Академии экологии, морской биологии и биотехнологии Дальневосточного государственного университета Турленко Анне Владимировне за работу «Генетические процессы в гибридных зонах у гольцов рода Salvelinus и двустворчатых моллюсков рода Mytilus северной Пацифики на основе PCR-RELP анализа ДНК»). Понятно, что главная и основная заслуга в постоянном притоке молодых и пытливых умов в институт принадлежит профессору кафедры биохимии и биотехнологии ДВГУ, заведующему лабораторией биотехнологии, директору БПИ ДВО РАН академику Юрию Николаевичу Журавлеву…
– Работа в науке мне очень интересна, и чем дольше я работаю, тем сильнее она меня захватывает, – говорит Александра Сергеевна ДУБРОВИНА. Сегодня она уже не студентка последнего курса университета, а молодой специалист. Работает в лаборатории биотехнологии Биолого-почвенного института ДВО РАН. Но прежде …
– … давайте вспомним ваше детство… Расскажите о себе, вашей семье.
– Мое детство, школьные годы прошли в поселке Преображение Лазовского района Приморского края. Училась в местной средней школе №11.
Отец работал учителем истории, мама – оператором на Преображенском отделении связи. Мои родители – простые, но интеллигентные люди. Я благодарна им за то, как они меня воспитывали. Несмотря на то, что время было довольно тяжелое в материальном плане, мое детство было счастливым.
– Когда вас заинтересовала наука?
– Однажды, когда была ученицей 6 или 7 класса, я смотрела передачу «Звездный час». Мальчик, участник передачи, сообщил, что хотел бы стать «генным инженериком». При этом уверенно утверждал, что правильно говорить именно «инженерик». И я заинтересовалась, что же это за профессия такая? Впервые начав серьезно задумываться о своей будущей профессии, я решила, что научная работа может стать одним из возможных вариантов будущей деятельности.
На мой выбор также повлияла учительница биологии в школе. Как-то раз она проводила игру в моем классе по типу передачи «Звездный час». Я тогда выиграла, и этот небольшой успех вдохновил меня на более подробное изучение биологии.
– Наверное, не было длительных раздумий, куда пойти учиться после окончания школы?
– Конечно. Я выбрала Дальневосточный государственный университет. Обучалась на Отделении биохимии и биотехнологии Академии экологии, морской биологии и биотехнологии. Специализировалась на кафедре биохимии и биотехнологии, которой заведует профессор, доктор биологических наук Эдуард Яковлевич Костецкий.
– Как и где устроились ваши однокурсники, друзья?
– В 2008 году со мной окончили Отделение биохимии и биотехнологии пять человек, из которых трое «пошли» в науку. Андрей Мазейка поступил в аспирантуру ДВГУ и работает инженером на кафедре биохимии. Денис Безвербный ведет научную работу в Тихоокеанском океанологическом институте ДВО РАН и учится в магистратуре ДВГУ. Чень Бей (гражданка КНР) в настоящее время учится в магистратуре ДВГУ и ведет научную работу в Институте биологии моря имени А.В. Жирмунского ДВО РАН.
– Как складывался ваш путь в науку?
– Уже на первом курсе университета, в свободное от учебы время, я начала обучаться методам проведения экспериментов и вести научную работу в группе биоинженерии Биолого-почвенного института ДВО РАН под руководством главного научного сотрудника, члена-корреспондента РАН, доктора биологических наук Виктора Павловича Булгакова и старшего научного сотрудника, кандидата биологических наук Константина Вадимовича Киселева.
В конце первого курса я была принята на работу в БПИ ДВО РАН на должность лаборанта-исследователя. Благодаря официальному трудоустройству я смогла посвящать почти все свободное от учебы время научной работе.
Мне повезло с научным руководством. Руководителем моей дипломной работы стал Константин Вадимови;ч Киселев. Он очень трудолюбивый и энергичный человек. Константин Вадимович заразил меня своим энтузиазмом. Наблюдая, как твой руководитель, с пипеткой в руках, буквально «днюет и ночует» в лаборатории, работает без отпуска и выходных, с огромным интересом занимается научными исследованиями, невозможно остаться равнодушным. Во многом благодаря нему моя работа попала в ряды победителей конкурса.
Я очень благодарна Виктору Павловичу Булгакову и академику РАН Юрию Николаевичу Журавлеву за идейную и материальную поддержку моих исследований.
Сразу после окончания университета я начала работу в лаборатории биотехнологии БПИ ДВО РАН в должности младшего научного сотрудника. Поступила в заочную аспирантуру и в настоящее время под руководством Юрия Николаевича Журавлева работаю над кандидатской диссертацией.
– Раз мы заговорили о ваших научных руководителях, – такой вопрос: какими вы видите отношения между «учеником» и «учителем» в науке?
– Уверена, что работа в науке требует от исследователя самостоятельности и инициативы. Отношения между руководителем и аспирантом, безусловно, важны, но самое главное, – интересна ли работа в науке подопечному, насколько он трудолюбив и настойчив в достижении результата. Какой бы ни был квалифицированный и титулованный научный руководитель, одно лишь это не приведет к действительно успешной работе ученика, если тот не думает своей собственной головой, и не проявляет инициативу. Руководитель может помочь, подсказать, что и как лучше делать, чтобы получить интересные результаты, которые могут быть опубликованы, научить методам экспериментальной работы и основным принципам написания научных статей.
Между руководителем и аспирантом допустимы и необходимы научные дискуссии, может быть, даже споры. Активное обсуждение работы скорее приведет к ее успешной реализации.
– Расскажите о своих научных интересах, достижениях.
– Тема моей работы – регуляция биосинтеза резвератрола в клеточных культурах винограда амурского (Vitis amurensis Rupr.). Резвератрол – это ценное биологически активное вещество, которое имеет большой потенциал для создания на его основе биологически активных добавок к пище, а также лекарственных средств. На основе полученных результатов этого направления исследований опубликовано три статьи в международных журналах «Journal of Biotechnology», «Applied Microbiology and Biotechnology» и «Journal of Plant Physiology. В этих публикациях я первый, либо второй соавтор. Также результаты этой работы представлялись в форме устных докладов на всероссийских и региональных конференциях. По теме данной работы моим руководителем К.В. Киселевым были получены гранты ДВО РАН. Недавно мною по данной теме работы получен грант ДВО РАН для молодых ученых.
Также я являюсь одним из соавторов двух статей в журналах «Молекулярная биология» и «Phytochemistry», которые были выполнены не по основной моей теме.
– Как думаете, вам удалось получить интересные результаты?
– Честно говоря, я не знаю, какие из результатов наиболее важны. Все эти статьи были опубликованы недавно. Наверное, лет через десять можно судить об их значимости по числу цитирований другими учеными.
– Давайте поговорим о лаборатории биотехнологии, где вы работаете. Расскажите об основных направлениях ее деятельности.
– Сохранение, восстановление, рациональное использование генофонда полезных дикорастущих растений.
Основная задача исследований – введение в культуру in vitro лекарственных растений дальневосточной флоры и создание коллекции клеточных культур.
В рамках программы восстановления (реинтродукции) приморской популяции женьшеня создана фондовая коллекция растений дикорастущего женьшеня Panax ginseng C.A. Meyer, на базе которой разрабатываются технологии восстановления природных популяций женьшеня и отбора маточных растений для реинтродукции.
Научными сотрудниками лаборатории также проводится изучение внутривидовой изменчивости женьшеня настоящего (эндогенной, индивидуальной, возрастной, экологической и популяционной) по комплексу морфологических, анатомических, цитогенетических и биохимических признаков.
Кроме того, – изучение структурно-функциональных особенностей редких и ценных растений (морфологические признаки семян, биология семенного размножения и мезоструктура фотосинтетического аппарата) и реакции их семян на криоконсервацию – замораживание в жидком азоте (– 196°С).
А также – изучение регуляции вторичного метаболизма растений на транскрипционном уровне.
– Сотрудничаете с коллегами из других институтов ДВО РАН?
– В выполнении работы по теме моего диплома очень помогли сотрудники лаборатории химии природных хиноидных соединений Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН: заведующий лабораторией кандидат химических наук Сергей Александрович Федореев и научный сотрудник кандидат химических наук Марина Владимировна Веселова, за что им большое спасибо!
– А с зарубежными учеными контактировать не приходилось?
– Пока что нет, но я считаю, что сотрудничество с зарубежными коллегами, стажировки за рубежом, учеба или работа за границей очень важны для расширения научного кругозора, обмена научными идеями, повышения квалификации молодого ученого.
– Работают ли в лаборатории молодые специалисты, студенты-дипломники? Не прерывается ли «связь времен» в академической науке?
– Как и в большинстве других лабораторий нашего института, молодые специалисты есть, но их немного, а вот поколение среднего возраста, тридцати-пятидесяти лет, практически отсутствует. Бесспорно: ученые в этом возрасте наиболее продуктивны, а также, что очень важно, они активно обучают молодежь. Считаю, что этот «разрыв поколений», искусственно созданный в годы невнимания к отечественной науке, – наша общая большая проблема. Ученые преклонного возраста важны для науки, они накапливают большой опыт, но обычно уже почти не работают руками и не владеют современными методами исследований. Молодых некому учить, а самостоятельно осваивать современные методы исследований очень тяжело.
– Александра, какие еще проблемы в науке, жизни считаете наиболее важными для молодого ученого?
– В настоящее время трудности с жильем – одна из основных проблем в ряду тех, которые мешают продуктивной работе и мобильности молодых ученых. Судите сами: не редки случаи, когда у научной молодежи нет даже койко-места в общежитии. Снимать жилье на зарплату молодого специалиста… можно, только от этой зарплаты мало что остается.
– Какие исследования в ваших планах на ближайшие несколько лет?
– Планирую изучать участие кальций-зависимых протеинкиназ (CDPK) в регуляции биосинтеза вторичных метаболитов растений, в частности резвератрола. Возможно, исследовать и другие функции CDPK в растительных клетках. Также одно из направлений дальнейшей работы – исследование активности различных стильбен синтаз (STS) и фенилаланин-аммиак-лиаз (PAL) в биосинтезе резвератрола. Это ключевые ферменты в его биосинтезе. Результаты, моей дипломной работы показывают возможность того, что белковые продукты мультигенных семейств PAL и STS обладают различной активностью в биосинтезе резвератрола.
Чтобы быть успешным работником, профессионалом в своем деле, просто чувствовать себя уверенно, необходимо постоянно учиться, непрерывно осваивать что-либо новое. Александра не старается этого делать. Просто она этим живет.
Говоря о своих увлечениях, упоминает о том, что любит английский язык, активно его изучает. Но самое главное увлечение из всех – научная работа; постановка экспериментов, чтение научной литературы. Радуется, получив сообщение о приеме статьи в печать, увидев в статьях зарубежных коллег ссылки на ее работы.
Что может быть лучше ощущения проникновения в тайну природы, открывшуюся только ей!
Комментариев нет:
Отправить комментарий