суббота, 30 мая 2009 г.

Гурами Цициашвили: «Наши двери открыты новым задачам»

     Лаборатория вероятностных методов и системного анализа была создана еще до образования Института прикладной математики. У ее истоков стоял академик Евгений Васильевич Золотов. Он был первоклассным математиком и инженером. Именно он заложил основы культуры взаимодействия с «прикладными» организациями. Это важно, ведь сотрудники, составлявшие лабораторию, получили физико-математическое образование. «Мы получили подготовку в таких направлениях как стохастический анализ, газодинамика и гидродинамика, биофизика, физика твердого тела. Фактически я стал руководить лабораторией с 1983 года», – рассказывает Гурами Шалвович Цициашвили, доктор физико-математических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института прикладной математики ДВО РАН.



     – Анализ сложных систем сталкивается с очень большими вычислительными трудностями. В разных направлениях коллектив лаборатории искал пути их преодоления. Традиционные способы решения задач системного анализа требуют очень больших и сложных вычислений. Но вот интересный факт: специалисты, хорошо знающие предмет своих исследований, успешно решают возникающие перед ними проблемы, хотя и не знакомы с вычислительными методами. Как это им удается? У нас появились некоторые идеи, которые со временем привели к интересным решениям.
     Мне было интересно изучение систем массового обслуживания. Опирался я на материал, полученный в Приморье. Здесь соединяются океан и суша, малолюдные и густонаселенные территории, сравнительно слабо развитые в промышленном отношении территории и бурно развивающиеся «азиатские тигры»: такие условия делают задачи весьма интересными и содержательными.
     Толчок развитию наших исследований дал академик АН СССР Евгений Васильевич Золотов, но большое влияние на формирование тематики лаборатории оказал такой замечательный ученый, как директор-организатор нашего института, член-корреспондент РАН Виктор Павлович Коробейников. Если Евгений Васильевич был изумительным инженером-математиком, который понимал, как за счет конструктивных изменений можно значительно поменять характеристики системы, то Виктор Павлович был замечательным физиком-механиком, специалистом по моделированию. До конца своей жизни он очень активно работал, предпринимал просто героические усилия в тяжелые для российской науки перестроечные годы и результаты тех лет высоко оценены научным сообществом. Мы ему помогали в расчете моделей, используя свои методы. После В.П. Коробейникова институт возглавил замечательный математик-аналитик член-корреспондент РАН Николай Васильевич Кузнецов. Под его руководством работы по теории чисел, математическому анализу и геометрии и по другим чисто математическим дисциплинам стали основой для разнообразных приложений. Сейчас к руководству институтом пришло новое поколение в лице молодого, но уже завоевавшего высокий авторитет в отечественной науке и на международной арене члена-корреспондента РАН Михаила Александровича Гузева.
     Как руководитель лаборатории, я старался «держать двери лаборатории открытыми новым задачам». Даже если эти задачи кажутся совершенно непривычными.
     По моему мнению, направление, связанное с анализом сложных систем, стохастика в этих системах дает не только интересные математические задачи, но и позволяет применять вероятностно-статистические подходы к анализу явлений повседневной жизни. Мой коллега и старший товарищ, академик Австралийской академии наук, профессор Джо Гани, любит говорить, что самые интересные задачи находятся на стыке разных наук. Как системщику, мне интереснее всего двигаться именно в этом направлении.

     – Гурами Шалвович, какие работы лаборатории вы считаете наиболее важными?

     – Результаты по кооперативным эффектам в стохастических системах не так давно были обобщены в совместной с моей ученицей Мариной Анатольевной Осиповой монографии. Выбор материала для монографии определялся как исходными прикладными задачами, так и методами теории вероятностей, которые применялись при их решении. В ней содержатся и нетрадиционные методы решения задач, и нестандартные модели. Для изучения кооперативных и обратных к ним декомпозиционных эффектов потребовалось разработать специальные приемы, основанные на структурном анализе многоэлементных стохастических систем. Мы «разбивали» систему на независимые подсистемы, исследовали их, а затем «собирали» воедино, «включая» взаимодействие между ними. Наблюдались интересные эффекты, как при сильных, так и при слабых взаимодействиях. Впервые я столкнулся с таким эффектом, познакомившись с моделью, которую рассчитывали японцы, для контейнерного терминала в Находке. Они исследовали ее численно, а мне захотелось получить аналитическое решение. Результаты по сильно взаимодействующим подсистемам получились неожиданные и очень интересные!
     Хочу отметить работы кандидата физико-математических наук Юрия Николаевича Харченко по двумерным моделям Изинга. Есть такая проблема, которая уже много лет не выходит из моды, служа источником задач и полигоном для проверки новых математических методов. Юрий Николаевич уже давно работает в силу доктора наук, и, я думаю, подтверждение его квалификации диссертационным советом – лишь вопрос времени. Он получил интересные результаты для задач физики твердого тела по проблеме фазовых переходов. Фазовых переход, проявляющийся в резком изменении свойств вещества, образованного большим ансамблем частиц, а таковым является любой объект, для которого можно ввести понятие «фаза», а соответственно и «фазовый переход», можно описать моделью Изинга. Юрию Николаевичу удалось придумать быстрый алгоритм расчета для двумерной модели Изинга с полем. Результаты его работ признаны как у нас в России, так и зарубежным научным сообществом.
     В последние несколько лет мы опубликовали в центральных изданиях целый ряд работ по обработке данных. Это, например, работы по медицинской географии, демографии, метеорологии. Для математика, исповедующего аналитические методы такой подход непривычен, но результаты наших усилий оказались востребованы. В этих областях выполнено много измерений, но вот методы обработки результатов пока что далеки от совершенства. Мы собрали наши наиболее интересные публикации на русском языке и получилась неплохая монография, которую перевели на английский язык и готовим к изданию за рубежом в Нью-Йорке, в издательстве Nova Science Publishers.



     Еще хочу отметить цикл работ по исследованию надежности сетей массового обслуживания. Были выполнены символьные вычисления, асимптотический анализ, проведено выделение «узких» мест. Это тяжелые вычислительные задачи. Но можно выделить частный класс задач, для которых эти сложные алгоритмы превращаются в очень быстрые и простые. Результаты работ нашли отражение в публикациях в ведущих отечественных и зарубежных научных изданиях. Эти последние работы связаны с личностью выдающегося ученого в области теории вероятностей, замечательного математика, академика АН УССР Бориса Владимировича Гнеденко. Он был нашим гостем, читал у нас лекции на Дальневосточной математической школе, но сейчас, к сожалению, его уже нет с нами. В интернете, усилиями российских ученых, в том числе и работающих за рубежом, создан сайт с форумом Б.В. Гнеденко. С ним я активно сотрудничаю.
     Ни в коем случае нельзя разрывать связи со своими научными школами, даже если с течением времени они перемещаются территориально. Надо беречь эти связи, со временем они дают нам новые точки роста.

     – Расскажите о взаимодействии с другими лабораториями и институтами.

     – Интересно, что поначалу мои попытки, встречи с коллегами из других институтов не увенчались успехом. Это были в большей степени визиты вежливости. Дело сдвинулось, когда ко мне стали приходить со своими задачами сотрудники, даже не завлабы, из других институтов. Это доктор биологических наук Евгений Ионович Болотин, кандидат географических наук Зинаида Ивановна Сидоркина из Тихоокеанского института географии, Татьяна Александровна Шатилина из Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии и другие. Мне удалось выработать концепцию обработки данных, основанную на первоочередном анализе больших скачков во временных рядах и начались совместные исследования. Коллеги приносили мне огромные массивы данных, мы их обрабатывали, пошли публикации. Сначала благодаря усилиям моих партнеров, затем уже я подключился к написанию статей в международных изданиях. Если не увлекаться «глобализмом», а решать конкретные задачи, то такой подход всегда встречает понимание и поддержку коллег.

     – Подобный подход конструктивен и в международном сотрудничестве?

     – Конечно. С молодым китайским математиком Тангом мы опубликовали четыре работы в престижных международных журналах. В июле встречаемся с ним в Даляне. У меня хорошие связи с австралийской школой прикладной вероятности. Кстати, в Австралии работает много ученых из России. На мой взгляд, мы недостаточно активно используем возможности работы с ними.
     Благодаря моей дружбе с географами установились связи с малыми городами Дальнего Востока России. У меня появились ученики в Уссурийске, Биробиджане, налаживаются связи с Большим Камнем. Работая на периферии, молодым способным специалистам нелегко продвинуться, защитить диссертацию, поэтому такое сотрудничество бывает полезным и плодотворным.

     – Давайте поговорим подробнее о работе с молодежью.

     – Это взаимовыгодное сотрудничество. При работе в одиночку не можешь рассмотреть все варианты решений: не хватает времени и ресурсов. Мое сотрудничество с молодыми идет по линии работы с аспирантами. Четыре моих аспиранта успешно защитили кандидатские диссертации, а пятый, вероятно, выйдет на защиту в следующем году. Не форсирую события. Пусть продвижение к защите будет не очень быстрым, но не пострадает качество работы. Я доволен сотрудничеством с молодыми коллегами. Мы много публикуемся, пишем статьи, монографии учебники. Кстати, благодаря учебнику, получившему гриф Минобрнауки и написанному совместно с моей уже защитившейся аспиранткой Анной Борисовной Талалаевой, я получил звание профессора, а она - доцента. Много публикаций, среди которых две монографии вышедшие в России и и две - в Нью-Йорке, мы выполнили с Мариной Анатольевной Осиповой. Недавно закончил аспирантуру Евгений Святославович Скварник. Сейчас он работает в фирме, но наше сотрудничество продолжается. Наталья Владимировна Маркова из Биробиджана успешно защитила диссертацию и возглавила там кафедру математики. Александр Сергеевич Лосев из Уссурийска успешно работает и, я надеюсь, успешно защитится.
     Сотрудничество с молодежью, безусловно, продуктивно, но ставить его «н;а поток» по моему мнению неверно. Мне по душе работа с молодыми, определенно решившими связать свою жизнь с работой в науке, образовании, но другие специалисты считают, что надо активнее работать с ребятами со студенческой скамьи. Очень важно правильно подобрать тематику работы. Она должна быть перспективной, «амбициозной», интересной молодому исследователю и, вместе с тем, такой, чтобы три года работы над диссертацией увенчались достижением результата, а не прошли в бесплодных метаниях, отвративших человека от занятий наукой. Осторожный, взвешенный подход в работе с молодыми даст лучший результат, нежели попытка массового охвата.

     – Вы не сторонник работы со студентами?

     – Напротив. Как профессор я преподаю на кафедре математического моделирования и информатики Дальневосточного государственного технического университета. Три года являюсь председателем Государственной аттестационной комиссии у математиков в Дальневосточном государственном университете. Чтение лекций, работа со студентами на экзаменах, защита дипломных работ требует затраты и сил, и времени. Она не носит глобальных форм, таких как формирование научной школы. На мой взгляд, практическая конкретная работа предпочтительнее рекламных заявлений об успехах.

     – Гурами Шалвович, скажите, реформирование науки коснулось вашей лаборатории и института?

     – Конечно, и весьма болезненно коснулось института, лаборатории. Не секрет, что часть академических ученых активно работает за пределами Академии. Может быть, даже основные деньги они зарабатывают там. На мой взгляд, не стоит распылять силы, даже если такая деятельность приносит существенный доход. В нашем случае следует сконцентрировать усилия на исследовательской работе в институте и преподавании на базовых кафедрах в ДВГУ и ДВГТУ. Иначе качество работы, да и само здоровье научного сотрудника могут пострадать.
     Творчество не должно перебиваться предпринимательством, такой перегиб должен исправляться. Реформирование – процесс неоднозначный. Его следует выполнять очень осторожно. Нужен дифференцированный подход. Если откровенно – нужно просто пожалеть дальневосточных ученых. Им приходится очень нелегко, тяжелее, чем коллегам в Центральной России. Не нужно трясти их этими усредненными процентами сокращений, которые создают острейшие, долгоиграющие конфликты внутри коллективов! А при сохранении здравого смысла любые проблемы могут быть разрешены.

     – Большое спасибо за интересный разговор. Остается пожелать вам и вашей лаборатории новых творческих успехов, крепкого здоровья, оптимизма, благополучия и удачи во всем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий