вторник, 6 ноября 2018 г.

Юрий АВДЕЕВ: "Опережающему развитию Дальнего Востока нужна стратегия прорыва"

 Юрий Алексеевич АВДЕЕВ
«Главный враг знания не невежество,
а иллюзия знания».
(Стивен Хокинг)

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) представил своё видение стратегии Приморского края. С ним можно познакомиться на сайте администрации края. Как и с комментариями на него.

Международный центр развития регионов внёс существенные дополнения, что не меняет общую идеологию документа. Вопрос – в чём стратегия прорыва – так и остался невыясненным». Юрий Алексеевич АВДЕЕВ, ведущий научный сотрудник ТИГ ДВО РАН, кандидат экономических наук известен далеко за пределами Приморья своими работами по указанной тематике. На днях он делает доклад в Институте социально-политических проблем в Москве, а перед отъездом согласился встретиться и побеседовать с нами.

– Юрий Алексеевич, каково ваше видение стратегии развития?

– Три проблемы в стране, которые пока не поддаются решению: стратегия, демография и пространственная организация. – Для Дальнего Востока, Приморья все они более чем актуальны. И как мне кажется, это можно продемонстрировать на примере Владивостокской агломерации.

– Уточните, о чём идёт речь?

На призыв Минрегиона край «размахнулся», включив в агломерацию и Уссурийск, и Находку. Потом сократили до четырёх муниципалитетов: Владивосток, Артём, Надеждинский и Шкотовский районы. А где Хасанский район? Проект «Большой Владивосток» начала 90-х предусматривал границы водосборного бассейна залива Петра Великого, учитывая производственные, трудовые, бытовые и рекреационные связи.

Владивостокская агломерация

– Зачем нужна агломерация?

– Прежний губернатор надеялся, что жители Большого Камня чаще будут посещать театры Владивостока. Краевой Закон зафиксировал иную цель – взять на себя управление основными источниками доходов муниципалитетов. Первый врио счёл это глупостью. Мне представляется, что вместо соглашения с муниципалитетами нужно было уже тогда договариваться с основными игроками – Газпромом, Роснефтью, РАО РЖД, ДВМП и т.д., по развитию Владивостокской агломерации.

– Но ведь всё зависит от позиции?

– Субъект федерации до сих пор не наделил Владивосток даже статусом столицы края. Красноярск – последний из 15 городов в стране с населением больше миллиона жителей. Далее на восток ещё две не-до-агломерации – Иркутская и Владивостокская. А по ту сторону границы – сотни крупных агломераций и конурбаций. Суйфэньхэ, ещё на нашей памяти деревушка, несравнимая даже с Пограничным, сегодня позиционирует себя наравне с Владивостоком, а вдоль границы их десятки. Чего ждать завтра?

15 городов-миллионеров России
23 агломерации на территории России 

– Каким вы видите масштаб этой задачи?

– Именно поэтому стратегическая задача: сформировать на востоке России Мировой город, связав Владивосток-Хабаровск. Не конкуренция, не перетягивание функций столицы Дальнего Востока, а углубление специализации каждого из них: один центр координации деятельности субъектов федерации ДВФО, а другой – площадка коммуникаций России, стран Европы и АТР. Обе эти задачи масштабные, у каждого города своя специализация, есть поле для взаимодействия, а не конкуренции на радость третьим лицам. Поэтому Хабаровск – столица Дальнего Востока, а Владивосток – столица Тихоокеанской России, которой на следующий год исполнится 380 лет!

– Но какие есть основания для того, чтобы Владивосток стал не столицей Дальнего Востока, а Тихоокеанской России?

– Основанием является поворот на восток, и приоритет региона на протяжении нынешнего столетия. Министерство Дальнего Востока трактует задачу просто – успеть за это время распродать как можно больше природных ресурсов. Но разве это имел в виду президент? Сравните: рынок Европы 600 млн. человек, Азии – 2,5 млрд. Акватория на Западе – Чёрное море и Балтика вместе меньше 900 млн кв. км, и вокруг около двух десятков стран. А только Охотское море – 1,5 млн. кв. км, плюс исключительно наша зона Тихого океана – всего 2,5 млн. кв. км! А где основные порты: Новороссийск, Усть-Луга. А на Дальнем Востоке – все порты (портики). То есть, национальный приоритет – развитие портов и Транссиба. Перспектива для Владивостока в 30 млн. т, удвоение его мощности, и даже планируемые 260 млн. т грузооборота всех портов Дальнего Востока к 30-му году не превзойдут оборот одного порта Пусан, и не улучшит его низкую позицию в конкуренции за грузовую базу Тихоокеанского бассейна.

В России нет противовеса растущим азиатским мегаполисам


– Поэтому, какая первая задача агломерации?

Обеспечить уровень конкурентоспособности на внешних рынках за счёт модернизации и наращивание портовых мощностей, углубления специализации и синхронизации деятельности всех участников. Большой Камень, Славянка, Зарубино, Посьет, Суходол вместе с Владивостоком, Артёмом развиваются уже не каждый сам по себе, конкурируя за бюджетные деньги, а по общему согласованному плану, в рамках единой стратегии. Законы об СПВ, ТОРах, ДВ гектаре – это рычаги для формирования в кратчайшие сроки конкурентоспособных портов, по мощности сопоставимых с нашими соседями. Тогда 15 млн. т Владивостока могут быть перераспределены между новыми портами, а здесь (прежде чем строить рыбный рынок) пригласить японцев, корейцев, китайцев для рекультивации бухты Золотой Рог, с последующей специализацией на туризме, яхтах, пассажирских перевозках. Может быть, тогда не будет так стыдно принимать круизные «принцессы».

– Тогда нужен будет иной Генеральный план агломерации?

Да. Принимая такой подход за основу, по-другому будет выглядеть Генеральный план будущего города «Большой Владивосток». По-другому могут быть решены проблемы расселения, точечной застройки, ЖКХ, водоснабжения, лесопарковых зон, транспортных потоков, и даже по-другому можно увидеть, где должен быть обустроен новый центр города.

Беда в том, что в текучке проблемы решаются по-старому. А задача такова: оценить ситуацию с позиций того, что нам оставили предки, назвав будущий город «Владеть Востоком», и с того, что мы оставим потомкам. И хочется быть такими же прозорливыми как Г.И. Невельской и Н.Н. Муравьев-Амурский, чтобы внуки оценивали наши решения не ниже.

– Юрий Алексеевич, какие, по вашему мнению, задачи потребуется решить для достижения цели?

– Утвердить границы Владивостокской агломерации, включив в неё часть акватории залива Петра Великого.

Наделить Владивостокскую агломерацию статусом субъекта федерации. Кстати, на Восточном форуме Валдайский клуб озвучил идею о переносе столицы России во Владивосток, хотя они не первые. До них лет десять назад это предлагал С. Переслегин.

Разработать стратегию данного субъекта федерации до конца столетия, выделив этапы и конкретные проекты.

Сделать Генеральный план развития Владивостокской агломерации на основе Стратегии до 2050 года.

Сконцентрировать финансовые ресурсы на решении задач по развитию портовых мощностей, инфраструктурному обустройству, созданию производств, включая все преференции, предусмотренные федеральными законами о ТОРах, Свободном порте Владивосток, Дальневосточном гектаре.

Инициировать разработку закона об особом миграционном режиме, позволяющим получить гражданство любому инвестору, который «вписывается» в планы развития территории.

Обеспечить тесное взаимодействие городов Владивостока и Хабаровска, каждый из которых специализируется на выполнении определённых функций, исключающих конкуренцию между ними, и усиливающих друг друга за счёт согласования действий между собой.

Хабаровск – центр Дальневосточного федерального округа, координирующий деятельность девяти (десяти) субъектов федерации, где основное место Министерства по развитию Дальнего Востока (с филиалами в Москве и в каждом из субъектов региона).

Владивосток – центр международных коммуникаций со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (с размещением штаб-квартиры Полномочного представителя президента России, и служб Министерства иностранных дел), с размещением на территории консульских организаций стран Азии и Европы, штаб-квартир транснациональных корпораций, финансовых и страховых компаний и др.

Роль Большого Камня при такой постановке задачи принципиально меняется: это уже не просто малый город с его проблемами, а часть формирующегося Мирового, который выполняет ведущую функцию в освоении Мирового океана.

Особая роль острова Русский как площадки международного сотрудничества, где для каждой экономики АТЭС может быть предоставлена территория для презентации своей культуры, экономических достижений и народа, и здесь же представительства городов России, демонстрирующих всё разнообразие культуры страны. Сегодня эта идея реализуется как «дальневосточная улица», а может быть представлена как взаимодействие культур Европы и Азии, что значительнее и по масштабу, и по туристической привлекательности.

– Что следует сделать в качестве первого шага?

– Для начала я бы предложил поставить на правильную сторону дороги скульптуру моряка около ростральной колонны, чтобы он радостно приветствовал каждого на въезде во Владивосток. Теперь же он с печалью провожает тех, кто покидает нас.

Для серьёзной работы необходима постоянно действующая площадка, на которую можно было бы приглашать специалистов, и последовательно шаг за шагом обсуждать стратегию развития нашей территории. В противном случае, нам свое видение так и будут «впаривать» то «Вышка» со «Стрелкой», то японцы с корейцами и китайцами.



Комментариев нет:

Отправить комментарий