пятница, 17 апреля 2015 г.

Остров моей мечты


Приехав много лет тому назад в Приморье, я сразу и навсегда полюбил этот край, где величайший в мире океан встречается с самым большим континентом, где вздымается валами не только море, но и суша, где летом воздушная стихия в содружестве с морской обрушивается на берег сокрушительными тайфунами, а зимой сияет такое яркое солнце, что загореть можно сильнее, чем летом!


Таёжные тропы, горные реки, прибрежные скалы, поросшие соснами, звали к себе в гости каждый мой отпуск, и от этого предложения было невозможно отказаться. Вот только необитаемые острова на юге Хасанского района, в силу строгости пограничного режима, оставались сравнительно недоступными. Наибольший интерес у меня вызывал самый южный остров нашей страны – остров Фуругельма, в чистейших водах вокруг которого японский гребешок вырастал до размеров средней сковороды, а плоский морской ёж закрывал всё дно песчаных бухт. С 1978 года остров находится в составе и под охраной Дальневосточного морского заповедника, благодаря чему туристы могут насладиться красотами этого чудесного уголка Природы, сохранившего свою прелесть с момента нашей первой с ним встречи почти сорок лет тому назад.


Прибыв на остров, можно обнаружить неподалёку остров Веры. Он находится на той же широте и также может претендовать на роль самого южного острова страны, но недаром наши зарубежные друзья говорят, что без паблисити нет просперити, да и размер, оказывается, имеет значение! Поскольку не известно, назван ли этот небольшой островок в честь прекрасной женщины, или истинной и святой ВЕРЫ, в то время как хорошо известно, что Иван Васильевич (Юган Халтусович) Фуругельм, чьё имя увековечено в названии более крупного острова, был замечательным моряком и администратором, военным губернатором Приморской области, адмиралом, командиром Сибирского флота и портов Восточного океана, главным правителем Русской Америки и так далее.


Остров был открыт и описан русскими моряками фрегата «Паллада» 10 мая 1854 года, однако ясно, что эта территория южного Приморья была благоприятна для проживания людей с глубокой древности. Самые старые археологические памятники, обнаруженные на острове, относятся к периоду раннего железного века (I тыс. до н.э.). Здесь жили люди также и в период средневековых государств. Известно, что во времена Бохайского царства (698-926 гг.) ко двору японского императора отправлялись посольства с территории южного Приморья. Вот если бы удалось проникнуть взглядом в глубину веков, мы, наверное, смогли бы увидеть как отважные бохайские моряки на своих плоскодонных судах, помолившись перед дальней дорогой в храме на острове Фуругельма, отправляются осенью на юг, в страну восходящего солнца, чтобы с летним муссоном вернуться домой.


В двадцатом веке здесь обосновались рыбаки. Как писал первый управляющий «Дальрыбохотой» Борисов, в 1920-е годы в Китай ежегодно вывозилось свыше 10 млн. штук сельди. Но наступило потепление, и сельдь ушла из залива Петра Великого. На смену ей пришла сардина иваси, да в таком количестве, что её просто черпали ведрами из моря. Пятнадцать лет десятки тысяч приморцев и приезжих были вовлечены в процесс промышленного вылова и обработки сардины. На летнюю путину в Посьет вербовалось до пяти тысяч человек – в 10 раз больше, чем население всего прибрежного посёлка! Так продолжалось до 1941 года, когда после похолодания улов сократился в семь раз, а на следующий год сардина вообще не пришла в Приморье.


Широкую известность о. Фуругельма приобрел после открытия на нём в 1929 году зверофермы, на которой начали вольное выращивание голубых песцов. Остров, на птичьих базарах которого весной насчитывали полсотни тысяч чаек, казалось, мог легко прокормить несколько десятков пушных зверей. Но не песцов, жадность, запасливость и страсть к воровству которых превосходили все мыслимые границы. К тому же чайки, выведя птенцов, во второй половине лета покидали остров. Для песцов стали стрелять нерпу, и очень скоро от этого нерпа покинула свои лежбища. Ловили рыбу, стреляли бакланов, но эти меры лишь несколько отдалили неизбежный конец песцовой колонии. Об этом эксперименте рассказал в замечательном произведении «Олень-цветок» писатель Михаил Пришвин, посетивший остров в 1931 году.


После конфликта на КВЖД в 1929 году, вторжения японских войск на территорию Маньчжурии в 1931 году, когда возникла непосредственная угроза нападения со стороны Японии, было принято решение Реввоенсовета СССР по строительству береговых батарей, прикрывавших морские подступы к Владивостоку. Бои у озера Хасан в 1938 году выявили особую важность морской коммуникации между Владивостоком и заливом Посьета для снабжения войск, расположенных в этом районе. Поэтому в 1939 году на о. Фуругельма появилась 130-мм батарея № 250, которая в августе 1945 года, единственная из всех батарей БО ВМОР, приняла участие в боевых действиях, оказывая поддержку сухопутным войскам при переходе границы до предела дальности огня её орудий, составлявшего 25 км. Артиллерийские установки батареи сохранились поныне.


В начале шестидесятых батарея была упразднена, а в семидесятые здесь всё чаще стали появляться учёные Дальневосточного научного центра АН СССР, создавшие при поддержке военных первый в стране морской заповедник. По острову проложена экологическая тропа, так что туристы могут познакомиться с островным растительным и животным миром, уберегаемым заповедником от антропогенного воздействия. Впрочем, уберегать обитателей острова приходится не только от человека. Лет восемь тому назад, преодолев пятикилометровый пролив, с материка на остров приплыла кабаниха, которая вскоре родила двух шустрых кабанчиков. Пока учёные размышляли и исследовали, кабанья семейка освоилась и «по-свински» принялась регулировать численность птичьего базара, а попросту – разорять попавшие под ноги гнезда, поедая, среди прочих, редких краснокнижных птиц. Учёные запросили в Москве разрешение на отстрел, там сначала удивились столь необычной для заповедника просьбе, а когда посмотрели фотодокументы «разбоя», то сказали, что не разрешают отстрел, а приказывают отстрелять разбойников! Однако встретиться лично с кабанами охотничьей команде не удалось, так что приговор кабанам не был ни оглашён, ни приведен в исполнение. Через некоторое время подсвинки упали со скал и разбились, а кабаниха по-прежнему умело скрывается в непроходимых зарослях густющего островного кустарника, напоминая о себе лишь следами копыт, да пороями на экологической тропе…


Расскажу ещё немного о славном острове Фуругельма и некоторых событиях, которые на нём произошли.


Хотите – верьте, хотите – не верьте, но несколько лет тому назад на остров приехали две молоденькие биологини. На практику или по какой-то другой надобности, уже и не припомню. Девушки были сколь симпатичные, столь и любопытные, интересовались не только растительным и животным миром острова, но и отдалёнными от нашего времени событиями, надёжно скрытыми завесой секретности и спрятанными в неизвестных архивах. Вот, например, великолепно сохранившийся с 1939 года памятник красноармейцу Единцову. Кем был этот двадцатидвухлетний молодой человек, погибший на острове? Какой героический поступок он совершил, что память о нем сохраняется уже три четверти века? Мои коллеги пытались найти в архивах хоть какое-нибудь упоминание о Единцове, но так ничего и не нашли.


Конечно, наших девушек заинтересовал и ДНС (дом начальствующего состава), руины которого нависают со склона сопки над бухтой Западная. Александр Ратников, мой коллега, старожил острова, проработавший на нём три десятка лет, рассказал им душеразрывающую историю о том, как одна из офицерских жён влюбилась без памяти во вновь прибывшего красавца-лейтенанта и, как это случается даже в гражданской жизни, изменила своему пожилому мужу. Даже шила, как известно, в мешке не утаишь, а здесь безумная страсть на сравнительно небольшом острове… Короче говоря, месть обманутого мужа была ужасна. Сначала он убил из табельного оружия неверную жену, а потом повесился сам. А может быть, убил коварного соблазнителя, но это не так важно. Важно то, что через некоторое время, уже после того, как гарнизон покинул остров, а ДНС стал понемногу разрушаться, в доме стали происходить странные вещи. Лунными ночами в окнах второго этажа сначала инспекторы охраны, а потом и учёные стали наблюдать неясный женский силуэт в ночной рубашке, а особо смелые, прошедшие через лес поближе к дому, вроде бы даже слышали женские всхлипывания.


Услышав этот рассказ, наши девушки твёрдо заявили, что никаких призраков в природе не существует, и они готовы в подтверждении своих слов пойти ночью без фонаря к ДНС и принести оттуда в знак подтверждения своего пребывания какой-нибудь предмет: кирпич, например, или дверную ручку.


Ближе к полуночи, после вечернего чая и бокала вина (для поднятия боевого духа) Ратников поставил их на тропу к дому и пообещал, что им запомнится эта ночь. Девушки бодро зашагали к ДНС. Перед домом тропа полностью скрывается под деревьями и даже в полнолуние там темно и, не скрою, жутковато. Ну, а когда отчаянные естествоиспытательницы подошли к самому дому, то к своему ужасу они увидели неясную тень, передвигающуюся по второму этажу. С огромной скоростью, обгоняя звук собственного визга, не верящие в существование призраков, они неслись к кордону! И это правильно, нечего молодым девушкам делать ночью в развалинах, в хорошей компании, у костра, гораздо интереснее!

Позже к огоньку подошёл Ратников и рассказал, как сложно было передвигаться без фонаря по второму этажу ДНС, недолго и шею сломать и пополнить ряды привидений будущего.


Как видите, представительницы прекрасного пола занимают достойное место в истории острова. Взять, к примеру, родник вкуснейшей воды, бьющий из-под скалы метрах в трёхстах от песчаного пляжа бухты Западная. Знаете ли вы, что он носит название «Родник решения женских проблем»? Скорее всего – нет, ведь кроме меня его мало кто так называет, хотя есть все основания для такого названия. Судите сами. Как известно, у женщин, в отличие от нас, мужчин, жизнь полна проблем. Две из них очень значительные – это – забеременеть и, напротив, – не забеременеть. Об этом и поговорим.

Так вот, на острове Фуругельма уже много лет подряд работают очень серьёзные и основательные инспекторы. Кордон они содержат в образцовом порядке, действия нарушителей заповедного режима пресекают решительно, корейских рыбаков задерживают регулярно. А ещё они очень наблюдательны. Вероятно, этому способствует их уединённый образ жизни. В результате инспекторы обнаружили, что регулярное употребление женщинами воды из родника в бухте Западная чудесным образом помогает решить одну из важнейших женских проблем, а именно – забеременеть! Конечно, положительное воздействие родниковой воды можно только приветствовать, если бы не одно побочное действие.

Дети получаются похожими на инспекторов с острова!

Вот такую историю я и коллеги рассказываем туристам в конце маршрута по экологической тропе и они, особенно женщины, с удовольствием пьют холодную вкусную воду. А в прошлом году мой коллега экскурсовод рассказал мне, что ему позвонила одна из туристок и очень благодарила за возможность испить целебной воды. Она, наконец, забеременела! Вот бы узнать, на кого похож ребёнок?


Возможно, вы улыбнётесь при этом, но одна из моих туристок, узнав, что действие целебной воды подтверждено, попросила «для большей лучшести» облить её. Жалко, что ли?! Я облил, мы вышли к беседке на берегу, и девушка прилегла на скамью. «Что с тобой?» – спросила добросердечная попутчица. «Что-то тошнит», – ответила молодая туристка. «Неудивительно», – сказала опытная женщина, – «похоже, у тебя уже токсикоз начинается!».

Вот видите, как важен правильный настрой. Создайте намерение посетить этот чудесный остров Фуругельма – и вы на нём окажетесь! А чувствительные женщины… (см. выше).


Ограниченный объём статьи не позволил мне рассказать о других интересных событиях, связанных с островом Фуругельма. Не беда, приезжайте на экскурсию на самый южный остров России и не только узнаете много нового и интересного, но ещё заглянете в окружающие его бирюзовые воды и поваляетесь на чистейшем песке бухты Западная!

Александр КУЛИКОВ


  








4 комментария:

  1. Душевно написано. Были бы в ЖЖ, подписался бы :)

    ОтветитьУдалить
  2. восхитительно - я как всегда под впечатлением и уже в мечтах

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо :) Мне тоже нравится остров Фуругельма (и рассказ).

      Удалить
  3. восхитительно - я как всегда под впечатлением и уже в мечтах

    ОтветитьУдалить