В осенний
по-приморски теплый субботний день 12 октября в Центре детского и юношеского
творчества Владивостока царил праздник: институты Дальневосточного отделения
РАН пришли в гости к ребятам. В кабинетах, холлах и даже на лестничных пролетах
центра, на разных уровнях расположились стеллажи с выставками, презентациями,
стендами, столы с научными приборами и оборудованием. Ученые ДВО РАН просто и
доходчиво рассказывали о новейших научных достижениях в своих областях исследований,
отвечали на вопросы ребят и их родителей, тестировали детей. Многие школьники побывали
на мастер-классах и попробовали себя в роли естествоиспытателей. Все
мероприятия проходили в игровой форме, а самые быстрые и находчивые получили
призы, сделанные руками научных сотрудников.
Цель
Фестиваля науки состоит в том, чтобы понятным и доступным языком рассказывать
обществу о том, чем занимаются ученые, как научный поиск улучшает качество
жизни, какие перспективы он открывает современному человеку. По существу – это
своеобразный, праздничный отчет обществу о достижениях науки, способствующий
просвещению общества. Поэтому Фестиваль науки проходит под девизом –
«Прикоснись к науке!».
Люди
тянутся к знаниям в любом возрасте, но особенно важно это для подрастающего
поколения. Фестиваль науки помогает формировать интеллект, прививать интерес к
познанию мира, внушать интерес и уважение к науке с самых ранних лет, поэтому
он рассчитан на школьников и даже на детей младшего возраста.
В
этом году впервые открытие и большинство мероприятий перенесли из Института
биологии моря, где они обычно проводились, в Центр детского и юношеского
творчества Владивостока (ЦДЮТ), администрация которого приветливо распахнула
двери Центра и помогла в организации выставочных площадок. Объясняется такое
перемещение просто: в Центре больше площадей. Все участники и гости разместились
там без труда.
Здание
Центра занимает несколько этажей. Самый нижний уровень имитировал морское дно,
здесь все, что связано с изучением океана. Оформление соответствующее:
драпировки, изображающие море, скала, которую накануне допоздна ваяли ее
создатели, фотографии обитателей моря и даже декорации к интерактивному
спектаклю «Как актиния Анимоша с раком-отшельником познакомилась», который
проводили сотрудники Приморского океанариума.
После окончания спектакля заведующая
образовательным отделом Приморского океанариума Ольга Пермякова подробно рассказала
о животных, которые приобретены для строящегося океанариума и их содержании.
Проходя
по многочисленным лестницам и переходам, подъемам и спускам, оказываешься у
палатки, внутреннее устройство которой напоминает жилище коренных жителей
Приморья, где дети слушают сказки, написанные Виктором Квашиным, сотрудником
музея Института биологии моря, по мотивам мифов и сказаний народов Дальнего
Востока. Эти сказки вошли в сборник «Хозяин моря», а объединены они главной
мыслью: человек вовсе не хозяин мира, он лишь равный среди многих существ,
имеющих одинаковые права на жизнь…
Особый
интерес у посетителей наблюдался к фотовыставке «Малые академики в море Большой
науки» и к самой Малой академии морской биологии, которая в следующем году отметит
свое 35-летие. Вот пример тесной интеграции школы-вуза-академической науки! Среди
ее выпускников сегодняшние молодые научные сотрудники и преподаватели вузов,
кандидаты, доктора наук.
Подхожу
к столу, у которого молодой научный сотрудник с дистанционным пультом в руках, будто
играя, управляется с роботом – этаким радиоуправляемым механизмом на колесах.
–
Мы представляем лабораторию робототехнических систем Института автоматики и
процессов управления, – рассказывают магистрант Максим Шумаков, участвующий на
фестивале науки уже третий год, и инженер лаборатории Эдуард Мусалимов. – Наша
лаборатория занимается созданием интеллектуальных систем управления роботами
различного вида и назначения, разрабатывает системы управления манипуляторами и
другим автоматизированным оборудованием, позволяющим выполнять сложные и
ответственные операции. Здесь мы представляем мобильного робота. В позапрошлом
году у нас демонстрировался другой робот, но поскольку люди постоянно хотят
видеть новое, мы сделали новую модель. Все наши роботы проходят заданную
оператором траекторию, объезжают препятствия, появляющиеся на их пути. Основная
их задача – ориентация и автономное выполнение различных задач на местности. Пораженные
«умным» роботом мальчишки глаз не
сводили с аппарата, который непостижимым образом добирался до нужной точки.
Научный
сотрудник лаборатории оптики и электрофизики ИАПУ, кандидат
физико-математических наук Константин Галкин, представляющий лабораторию
оптических экспериментов, принимает участие в Фестивале науки уже четвертый
раз, а студент 2 курса Института физики и информационных технологий ДВФУ Илья
Иванов – впервые. Они показывали школьникам оптические эксперименты с
разложением света в спектр с помощью дифракционной решетки и оптической призмы.
Анализировали спектр излучения лампочки с вольфрамовой нитью накаливания («лампочка
Ильича»), сравнивая его со светом от различных, цветных и белого светодиодов,
показывали и разъясняли детям, в чем заключается различие спектров «холодного»
и «теплого» света. Константин рассказал, что в лаборатории, где он работает,
ученые создают новые материалы на основе кремния, исследуют их оптические,
электрические и термоэлектрический свойства, занимаются разработкой новых видов
полупроводниковых приборов на кремнии с использованием систем пониженной
размерности.
В ЦДЮТ в этот
день ученые привезли приборы, которые можно потрогать руками, посмотреть, как
они действуют. Фестиваль позволяет любому человеку стать полноправным
участником научного исследования. Это означает, что выставка, например,
непременно должна быть интерактивной, чтобы можно было не только дотрагиваться
до экспонатов, но и самостоятельно повозиться с ними. Если проводятся научные
опыты для школьников, лучше, чтобы они имели возможность «нажать на кнопку».
–
Мы долго уговаривали нашего директора, академика Юрия Николаевича Кульчина дать
разрешение показать школьникам электронный микроскоп. И он это сделал под
ответственность молодых ученых. Кстати, оптика тоже впервые принесена сюда.
Вот
этот, малогабаритный компактный оптический спектрометр стоит 650 тысяч рублей.
Любое научное оборудование либо с трудом транспортируется, либо очень
дорогостоящее, часто – и то, и другое вместе. Важно, чтобы школьники и студенты
видели современное научное оборудование, поэтому мы организовываем экскурсии в
наш институт.
Для
Александра Непомнящего, аспиранта, сотрудника лаборатории физических методов
мониторинга природных и техногенных объектов ИАПУ участие в Фестивале науки –
дебют. Его коллеги по лаборатории разрабатывают физические методы мониторинга
природных и техногенных объектов, проводят исследования в области живых систем,
нанотехнологий и наноматериалов и рационального природопользования, занимаются
получением, исследованием и моделированием биогенных наноструктурированных
материалов и нанофазных гетеросистем. Александр ни на шаг не отходит от своего
дорогого во всех смыслах прибора – электронного микроскопа стоимостью 4,5
миллионов рублей. Это его первый прибор, на котором он начинал работать в науке.
У прибора 10.000-кратное увеличение, он нередко используется в вузах, поскольку
эффективен и прост в обращении. Большой интерес у окружающих прибор ребятишек
вызывает кусочек крыла стрекозы, который при многократном увеличении выглядит
совсем не так, как в «обычной жизни».
А
основной рабочий инструмент Александра – электронный микроскоп с
300.000-кратным увеличением, позволяет не только исследовать морфологию образца,
но также определить его элементный состав. То есть, по электронному спектру
определить, из каких элементов состоит образец: будь то железо, золото, никель
или другой элемент. Сейчас, с разрешения руководства института, с одним из лабораторных
приборов посетители могут познакомиться прямо в ЦДЮТ, а с остальным приборным
парком, с состоянием научных исследований студенты и школьники знакомятся во
время экскурсий в ИАПУ.
На
столик с обработанными минералами от Дальневосточного геологического института волна
за волной набегают группки детей. Всем хочется потрогать красивые камешки. Анна
Асеева, научный сотрудник ДВГИ, кандидат геолого-минералогических наук
участвует в Фестивале науки уже пять лет подряд. Она представила выставку «Минералогия
на наноуровне». Анна вместе с аспирантом Андреем Округиным провели с детьми викторину
со специальными призами – разными минералами, которые ученые сами же и
отполировали. Ребятам было очень интересно. Несколько классов стояли у столика,
рассматривали минералы, участвовали в викторинах часа полтора!
Рядом
с выставкой минералов расположился столик с литературой от Института истории,
археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Книжками с выставки
интересуются студенты, которым они могут пригодиться для учебы, привлекают они и
взрослых: родителей, учителей истории.
–
Мы принимаем участие в Фестивале уже четвертый год, – говорит представитель
ИИАЭ Галина Кондратенко, научный сотрудник отдела востоковедения института. – У
нас многоуровневая программа, которая рассчитана на детей разных возрастов. Рассказываем,
что за наука – история. Для старшеклассников мы предлагаем лекции,
мастер-классы по истории России и по истории стран АТР, в том числе, и
викторины, конкурсы. Я провожу мастер-класс по китайской иероглифике. С детьми
с третьего по пятый класс мы пишем иероглифы.
Предмет
внимания ребят зависит от возраста и от программы, которую им предлагают.
Например, заинтересованные старшеклассники спрашивают об истории России, потому
что многие из них поступают на гуманитарные специальности вузов. А детям из
младших классов нравится писать иероглифы. Это и интересное действие – рисование
кисточкой и черной гуашью, которая очень похожа на тушь, и новые для них
занимательные исторические факты, и к тому же детишки чувствуют свою
причастность к культуре Китая. Так что на фестивале сотрудники Института
истории работают на все возрасты.
У
стола с образцами лишайников, которые можно посмотреть с использованием USB-микроскопа, пусто не бывает. Лидия Яковченко,
старший научный сотрудник, кандидат биологических наук, работает в лаборатории
криптогамной биоты Ботанического сада-института ДВО РАН. Она секретарь Совета
молодых ученых ДВО РАН, участвует в Фестивалях науки четвертый раз. И это
участие вызывает у нее только положительные эмоции, потому что видит, какой
неподдельный интерес проявляют дети к этой экспозиции.
–
Очень им нравится разглядывать лишайники, особенно, с помощью портативного USB-микроскопа, который мы приобрели в Японии. Он
позволяет получить отчетливое изображение мельчайших деталей этих удивительных
организмов, – говорит она. – Мы показываем сегодня образцы лишайников, которые
представлены различными эколого-субстратными группами, например, произрастающие
на камнях, коре, почве. При подготовке к демонстрации образцов обращаем внимание
на то, чтобы они были разнообразны по форме и цвету таллома, в общем, делаем
все, чтобы привлечь детское внимание.
И
учащиеся среднего звена средней школы, и старшеклассники, и даже взрослые – все
проявляют интерес. Ребята задают вопросы: как живут лишайники, как они
размножаются, чем питаются? Трогают образцы, пытаются заглянуть, рассмотреть,
как они устроены… Лишайники, действительно, – благодатный объект исследований,
уж очень они красивые и загадочные. И мы отвечаем на все детские вопросы. Если
какой-то из образцов будет поврежден, в результате не очень аккуратного
обращения с ними, не беда, ведь это от заинтересованности и стремления поближе
с ними познакомиться.
С
лишайниками можно познакомиться поближе и в Ботаническом саду. Там разработаны
экскурсии, например, «Волшебный мир лишайников», в большом лесном массиве можно
посмотреть, как живут лишайники в природе.
У
выставочного стенда Тихоокеанского института географии занимается с детьми Елена
Ивакина, младший научный сотрудник лаборатории биогеографии и экологии ТИГ. По
ее словам, институт принимает участие в этом мероприятии с самого начала его
проведения, а сама она участвует уже четвертый год.
–
Мы составляем для детей индивидуальные тесты, тематика которых очень широка –
начиная от физической и до экономической географии. А также – биогеография,
экология, ландшафтоведение и так далее, в общем, все, чем занимаются ученые в
нашем институте. Ребенку становится ясно, что же он понимает в этой области,
интересна ли она ему, и он самостоятельно может решить, стоит ли ему в будущем
заниматься профессионально географией или нет. Таким образом, мы пытаемся заинтересовать
его географией, мотивировать к серьезному изучению этой науки.
Каждый
раз, общаясь с школьниками или студентами, мы даем информацию о нашем
институте, научных направлениях, которыми мы занимаемся, тематике лабораторий.
Если школьник заинтересовался географией, подскажем, где и как можно выучиться
на географа. Учиться он будет в Школе естественных наук ДВФУ, а писать курсовые
работы он может в нашем институте. После окончания университета у хорошего
студента может появиться возможность работать в Тихоокеанском институте
географии.
Сотрудники
института тестируя, заинтересовывают детей в изучении географии. Они не только
проверяют знания, но и объясняют, где ошибся ученик, помогают ему наводящими
вопросами самому найти верное решение. И за правильные ответы выдают призы.
Занимаясь
с детьми, я обратила внимание на то, что с картами они совершенно не умеют
работать. Не умеют ориентироваться по ним, не умеют находить объекты по их координатам.
Поэтому в этом году впервые мы разработали и провели мастер-класс «Как не
заблудиться в лесу». Участвуя в нем, ребята узнали, какие бывают карты, как
ориентироваться на местности по компасу, что такое азимут и как с ним
«бороться». А главное, – что делать, чтобы не заблудиться. Но если вы все-таки заблудились,
как выбраться из создавшейся ситуации и вернуться к людям.
Невозможно
перечислить все выставки, лекции, презентации, мастер-классы, проходившие в рамках
Фестиваля. Да это и не нужно. Главное, что было весело и интересно детям и
взрослым. То, что праздник удался, – особая заслуга организаторов. Основные
организационные заботы легли на образовательный отдел Океанариума ДВО РАН,
среди сотрудников которого можно упомянуть Анну Добржанскую.
Все ребята,
побывавшие на Фестивале науки, конечно, были в восторге. И не только они. На
следующий день в автобусе я случайно услышала, как одна бабушка, побывавшая
накануне с внуком в ЦДЮТ, рассказывала своей знакомой о том, какое удовольствие
получили и ее внук, и она от праздника. И о том, какую важную и нужную работу
проводят наши ученые, привлекая подрастающее поколение в науку. Больше всего ее
удивило и обрадовало, что в науке так много молодежи, которую эта бабушка с
внуком и многие другие дети и взрослые видели своими глазами.
А у нас с
дочкой-школьницей на память о Фестивале остался сувенир от геологов – маленькая
друза горного хрусталя, похожая на зайчика со скрещенными ушками. Через год он
мне напомнит об очередном празднике науки, который будет проводиться уже в
седьмой раз.
Замечательный репортаж получился, Анастасия!
ОтветитьУдалитьЖелаю интересных материалов и удивительных встреч!
Виктор Квашин