После защиты проектов |
В
«Приморском океанариуме» – филиале ННЦМБ ДВО РАН уже третий год под
руководством главного специалиста отдела просвещения, кандидата педагогических
наук Татьяны Владимировны Черных, действует эколого-биологическая студия
«Белёк». Дети дошкольного возраста знакомятся с биоразнообразием пресных и
солёных водоёмов планеты Земля, встречаются со специалистами профессий
естественно-научного направления. В рамках просветительской программы студии
каждый год семьи выпускников участвуют в полевой практике в Центре
экологического просвещения Дальневосточного морского заповедника» – филиала
ННЦМБ ДВО РАН на острове Попова. На время прохождения практики семья
приобретает статус экипажа, который имеет своё название и девиз. Каждый год
названия экипажей не повторяются. В этом году изучали морское побережье:
«Весёлые креветки», «Весёлый китёнок», «Морская молния», «Океан», «Волна» и др.
Возраст детей смены этого года – от 2-х лет до 15 лет. Некоторые из экипажей
уже второй год активно участвуют в полевой практике. Программа была выстроена
так, что дети каждый день отправлялись на изучение морского побережья, лишь
сильный дождь мог нарушить планы. Некоторые семьи первый раз посетили остров,
поэтому открыли для себя пролив Старка, бухту Алексеева, бухту Пограничную –
новые места для познавательного отдыха. Каждое из этих мест имеет свои
природные особенности.
Поход в бухту Алексеева |
Согласно
программе, каждый день был тематический. Тема раскрывалась на протяжении дня. Например,
темы: «Приливы и отливы», «Биоразнообразие», «Зелёные, бурые, красные –
незнакомцы», «Такие разные дома» и др. закреплялась в игровых минутках, в
творчестве, в познавательных заданиях на море. В этом году изучение биоразнообразия
морского побережья началось с игры бинго «Тот, который строит дом», проиграв в
неё, дети поняли, что дома морских беспозвоночных обитателей бывают разные, и
это отличное приспособление, чтобы выжить в приливно-отливной зоне.
Рассматриваем личинку полихеты |
Знакомство
семей с технологией изготовления гербария из разноцветных водорослей вызвало
большой интерес у детей. День сбора водорослей проходил в пасмурную погоду, но
это нисколько не испортило настроения путешественникам, каждая семья согласно
технологии сбора водорослей сделала свой выбор. Большое впечатление произвело
на семьи знакомство с экспозициями музея «Природа моря и её охрана». Семьи
увлечённо слушали рассказ Анны Алексеевны Гульбиной, заместителя директора
филиала по развитию Дальневосточного морского заповедника, об обитателях залива
Петра Великого, тропических морей, дети вступали в диалог, задавали вопросы и
очень прониклись темой сохранения биоразнообразия на планете Земля.
Игровые разминки |
В
археолого-этнографическом комплексе «Наследие» дети узнали об отношении
коренных народностей Приморья и Приамурья к морю и его обитателям, в какие игры
играли их сверстники и сверстницы, проиграв в некоторые из них. Исследуя пролив
Старка, экипажи познакомились с историческими страницами острова Попова.
Знакомство с ритуалами коренных народностей |
В
лагере работала полевая лаборатория, дети и взрослые имели возможность
познакомиться с личинками беспозвоночных. В дневнике «Как я изучал(а)
побережье» по желанию выполняли зарисовки микроорганизмов, учились оформлять
этикетки находок по образцу, отмечали погоду, фиксировали разнообразие морских обитателей
в разных бухтах. Каждый вечер все экипажи делились своими открытиями.
Делимся своими открытиями |
День лепки из природной глины стал для детей особенно интересным. С помощью ведущей мастер-класса специалиста заповедника Галины Борисовны Корниенко они освоили способ лепки посуды, который использовали коренные народности Приморья. Научились изготавливать глиняный гербарий и игрушки в образе разных животных. Прикосновение к природной глине было настолько увлекательным процессом для детей, что оторваться было трудно. Каждая поделка была неповторима.
Экипажи
приняли участие в семейном межмузейном маршруте «Заповедное погружение» с
помощью главного персонажа – мудрого осьминога. Находясь на маршруте,
разработанном ведущим методистом заповедника Натальей Сергеевной Божок, дети узнали,
что такое заповедник, имена редких животных и растений планеты Земля, и какой
цветок стал природным символом города Владивостока.
|
По
завершении полевой практики была закреплена традиция, когда каждый из детей мог
послушать шум моря и высказать своё пожелание.
Слушаем шум моря |
В
последний день отъезда в «Самый важный день для экипажа» выпускники эколого-биологической
студии «Белёк» представили свои семейные проекты, которые касались изученных
тем: «Мой первый гербарий», «Мои открытия», «Моллюски о. Попова» и др.
Представление
проекта экипажа «Весёлые креветки»
|
Хочется
отметить, что каждое представление было неповторимым, не обошлись и без стихотворных
строк:
«Наблюдали за погодой,
Измеряли в воде соль.
Ты ботаник иль художник?
У кого какая роль?
Может, глядя на баклана,
Станешь орнитологом,
Или, встретив пеленгаса, –
ихтиологом?..»
(Экипаж
«Весёлый китёнок», семья Бондарь)
Рисуем вместе |
В
заключение хочется добавить, что обретённый опыт полевой практики студии
«Белёк» значим для активизации всех чувств у детей в условиях природного
окружения, необходимых для интеллектуального развития и стимуляции воображения
ребёнка. Включение музейного пространства, а именно содержательных экспозиций
музея «Природа моря и её охрана», археолого-этнографического комплекса
«Наследие», расширило детское представление о всевозможных способах охраны и сохранения
водных биоресурсов.
|
Выражаем
свою благодарность руководству и сотрудникам Дальневосточного морского
заповедника, Приморского океанариума за предоставленную возможность обращаться
к данному опыту каждый год.
Ольга БЕЛАЯ
Комментариев нет:
Отправить комментарий