среда, 25 декабря 2013 г.

«Мы призваны заниматься земными делами»



В.И. Голов

В одной из статей, которую наш постоянный автор Владимир Иванович ГОЛОВ написал в «Дальневосточный учёный», есть строчки, простыми словами говорящими о старой, как мир истине: «…мы все, живущие на этой планете люди – земляне, мы призваны заниматься земными делами: растить и воспитывать детей, хорошо трудиться и обмениваться культурными ценностями. Искусство, как никакой другой вид деятельности, позволяет донести до сердца другого человека свои мысли, чувства и устремления». Владимиру Ивановичу это удалось и не раз; как в науке, так и в искусстве.

Владимир Иванович Голов, главный научный сотрудник Биолого-почвенного института ДВО РАН, доктор биологических наук более полувека отдал науке в стенах Биолого-почвенного института ДВО РАН.

Он – признанный учёный, крупнейший специалист в области почвоведения и агрохимии. Замечательный человек с обширным кругом интересов. Неравнодушный и общительный, дружелюбный и обаятельный, весёлый и остроумный... 

Детство, как и у всего военного поколения, было нелёгким. Родился он перед Великой Отечественной войной в многодетной семье (три сестры и четыре брата). Двое братьев умерли в раннем детстве, в основном, от недоедания, вызванного хозяйственной разрухой и войной. 

В детстве и юности, как и большинство послевоенных мальчишек, Владимир Иванович мечтал стать военным моряком. Романтика моря, красивая форма, повышенное внимание девушек притягивали! Но основная причина заключалась в том, что до окончания средней школы он жил в Амурской области и море видел только на репродукциях картин Айвазовского, в кино и, самое главное, в ярких солнечных мечтах! Комиссия военкомата, которая распределяла ребят по воинским специальностям, посчитала его негодным для флота из-за дефицита веса (до нормы не хватило 15 кг). 

Решение стать учёным пришло благодаря двоюродному брату Геннадию Васильевичу Голову. Геннадий жил в Благовещенске и учился в сельскохозяйственном институте (ныне ДальГАУ). Он был старше Владимира Ивановича на 10 лет, служил во флоте и в августе 1945 года принимал участие в войне с Японией. Геннадий был непререкаемым авторитетом для Владимира Ивановича и посоветовал ему поступать на тот же агрономический факультет, на котором он учился к тому времени уже на 2-ом курсе. 

Впоследствии Геннадий Васильевич стал известным агрохимиком, много лет преподавал в этом же вузе, затем работал заместителем директора ВНИИ сои в период его организации и становления (1968-1971 годы), а в последние годы жизни перешел на работу в Ботанический сад Амурского научного центра ДВО РАН. 

В период учёбы в БСХИ в Благовещенск приехали из западных регионов страны много интересных и очень квалифицированных профессоров. Приезжали по разным причинам. Были ссыльные за проживание на временно оккупированной территории, были те, кто переехал из романтических соображений – регион отдалённый и малообжитый, слабо изученный во многих отношениях. Из вновь прибывших особенно выделялись: профессор химии В.В. Тихомиров, почвовед, профессор А.Т. Терентьев, доцент А.П. Тильба, преподававший ботанику и лесоведение. Постепенно у этой профессуры подросли ученики, окончившие в разные годы институт сельского хозяйства, ставшие в дальнейшем известными учёными: профессор В.Т. Куркаев (агрохимия), профессор Т.Е. Малофеев (экономика и организация сельского хозяйства), профессор М.Г. Гершевич (механизация сельского хозяйства) и другие. Всех их отличал талант, увлечённость своим делом, позволявшая подниматься выше житейской суеты и бытовой неустроенности.

На Амурскую опытную станцию, где после окончания вуза начал работать Владимир Иванович, летом для проведения полевых опытов приезжали молодые учёные лаборатории биохимии и физиологии растений ДВ филиала СО АН СССР, которую возглавлял И.Ф. Беликов. Здесь он познакомился с сотрудниками Беликова: Б.Ф. Жирновым, А.В. Крыловым, Э.П. Костецким, ставшими впоследствии известными учёными. Этих ребят отличала внутренняя свобода и независимость в суждениях. Они смело говорили о «лысенковщине» в науке, о пороках и недостатках общественного устройства в стране, чем разительно отличались от коллег Владимира Ивановича. 

Именно тогда возникло и окрепло желание заниматься наукой в Академии наук. Поэтому Владимир Иванович, отработав по распределению положенные три года, переехал во Владивосток, где в это время (9 февраля 1962 года) открылся Биолого-почвенный институт. Уже с апреля месяца он приступил к работе в должности старшего лаборанта лаборатории почвоведения, которую тогда возглавлял кандидат сельскохозяйственных наук Г.И. Иванов. Нужно подчеркнуть, что академические учёные не могли стоять в стороне от грандиозных планов преобразования природы, которыми жила страна. Их призывали при планировании НИР быть ближе к сельскохозяйственной практике, где ситуация была критической. Многое, конечно, зависело от лидера, и если таковой появлялся, тематика исследований могла существенно преобразиться и стать практически прикладной, как произошло после перехода на работу в БПИ академика ВАСХНИЛ доктора сельскохозяйственных наук Б.А. Неунылова. Прикладные задачи решались в лабораториях И.Ф. Беликова и В.Г. Рейфмана. 

Работая на опытной станции, Владимир Иванович занимался поисками увеличения эффективности применения минеральных удобрений при выращивании сои. Поскольку основные удобрения, содержащие азот, фосфор и калий при внесении под сою были неэффективны, пришлось изучать влияние других элементов питания, которые практически не применяли в качестве удобрений. С энергией, свойственной молодости, он собрался исследовать всю таблицу элементов Менделеева. Во всяком случае, изучил действие микроэлементов, соли которых удавалось найти. В первый же год исследований они получили удвоение урожая зерна сои от внесения всего 25 грамм молибдена на 1 га. Владимира Ивановича это настолько потрясло, что молибденом он занимается до сегодняшнего дня. 

Затем, вместе с коллегами подробно изучил круговорот этого элемента в агрофитоценозах, установили причину беспрецедентного истощения почв этим элементом и отработали способы борьбы с его недостатком в посевах сои. Примерно по такому плану изучили другие малоизвестные элементы. Поскольку он стал работать в академическом институте, решил исследовать те аспекты проблем, которые ему никогда бы не позволили изучать в отраслевом институте. Например, миграцию питательных элементов с воздушным звеном, для чего приходилось анализировать жидкие и твёрдые осадки при разном удалении от береговой линии океана, поскольку известно, что океан поставляет многие элементы на сушу. В то время эти исследования только начинались. 

Наиболее важным из сделанного на сегодняшний день Владимир Иванович считает создание органоминеральных (торфогуминовых) удобрений нового поколения, на которые исследователи получили патент в 2009 году. А в 2010 году разработка была признана Президиумом Российской сельскохозяйственной академии лучшей в России. Преимущества этих удобрений перед чистыми минеральными удобрениями очевидны даже неспециалисту. Искусственные минеральные удобрения – это совсем не естественная пища для растений. Их интенсивное применение в период «зеленой революции» в 60-80-е годы минувшего столетия хоть и отодвинули на время продовольственную проблему, вызванную резким ростом населения нашей планеты, но породили много глобальных экологических проблем (эвтрофикация водоёмов, парниковый эффект, накопление нитратов в овощной и кормовой продукции и так далее). 

Торфогуминовые удобрения хороши тем, что элементы питания, содержащиеся в них, имеют более высокий коэффициент усвоения растениями (90-100%, при 30-50% у минеральных удобрений), поэтому не создают перечисленные выше экологические проблемы, экономят дорогие минеральные удобрения и, благодаря высоким адсорбционным свойствам, не вымываются из почвенного профиля в грунтовые воды. Важно, что сырья для его производства на Дальнем Востоке очень много. 

Сегодня Владимир Иванович, как куратор группы микроэлементов лаборатории почвоведения и экологии почв, поддерживает постоянную связь со многими вузами Владивостока. Поиски способной к научной деятельности молодёжи ведутся им сразу в нескольких вузах, где готовят почвоведов, экологов, химиков, агрономов и других. Сейчас ДВФУ хорошо снабжается оборудованием, повысили стипендию студентам, специальность стала выглядеть более привлекательной и интересной, а потому и результат не замедлил сказаться, – наборы увеличились, и в первую очередь, на почвоведение. 

В отношении студентов В.И. Голову импонирует принцип академика Л.А. Арцимовича, который утверждал, что «студент – это не сосуд, который нужно заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь». Студентов необходимо увлечь своей темой, научным направлением, проблемой, и для этого не стоит жалеть ни времени, ни сил. Под его руководством защитилось четыре кандидата наук, и сейчас он ведёт двух аспирантов и двух соискателей. Все они разные, одних приходилось и приходится опекать и постоянно поддерживать, других деликатно сдерживать и призывать к здравому смыслу, но все они талантливы и одержимы и, что самое главное, в них горит огонь познаний!

В семье Владимира Ивановича двое сыновей. Внуки, а их тоже двое, – оба мальчики. По его стопам, к сожалению, никто из них не пошел. Старший сын стал врачом-хирургом, младший – механиком (судовые и силовые установки). Однако все увлекались музыкой. 

Профессионально занималась этим только жена, которая в своё время окончила музыкальную школу, а затем музыкальное училище и несколько лет работала учителем пения в школе. Владимир Иванович увлекся хоровым пением ещё в школе и, работая долгое время в БПИ, стал заниматься в академическом хоре «Коллаж» со дня его основания. О хоре он несколько раз писал в нашей газете. Музыка очень помогает ему в научной работе, где необходимы не только терпение, трудолюбие и целеустремленность, но и вдохновение, фантазия и умение отвлечься от «суеты и будней».

А ещё ему помогает шутка. Гораций в свое время говорил: «Шутка, насмешливое слово часто удачнее и лучше определяет даже важные вещи, чем серьёзное и глубокое изучение». Этот афоризм Владимир Иванович доказывает всей своей жизнью не только себе, но и своим коллегам, которые занимаются рядом с ним изучением самых серьёзных вещей и разделяют его мнение о том, что к месту сказанная шутка помогает и в жизни, и в работе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий