суббота, 7 мая 2011 г.

На пути небольших побед


В разговорах с учеными старшего поколения я не раз слышала обеспокоенность за будущее российской науки. Они переживают, видя падение престижа труда ученого. Воспитанные на правиле «раньше думать о Родине, а потом о себе», с тревогой наблюдают за укреплением в общественном сознании принципа «личный успех любой ценой». Вспоминая свою молодость, прошедшую в лабораториях, сомневаются в действенности нынешних стимулов к исследовательской деятельности. Случается, высказывают недовольство тем, какая нынче молодежь…


Лаборатория палеогеографии 

Молодые люди сейчас очень разные, возможно в большей степени, чем в прежние годы. Хочу познакомить вас с кандидатом географических наук, научным сотрудником Тихоокеанского института географии ДВО РАН Мариной Сергеевной ЛЯЩЕВСКОЙ – удивительным молодым человеком из совершенно другого, чем большинство ее коллег по лаборатории, поколения. Целеустремленная, скромная, она не теряет доброжелательности, желания помочь коллегам, что даже как-то не современно в наш агрессивный век, в котором ценности смещены не в пользу высших душевных качеств.

«Очень хороший человек, – говорят о ней в лаборатории палеогеографии, где работает Марина, – а не только перспективный специалист. После защиты диссертации занялась спорово-пыльцевым анализом, не чурается кропотливой «черновой» работы, обрабатывает очень много проб. Все это она делает с ответственностью и большим энтузиазмом. А еще работает по грантам РФФИ, выступает на конференциях с докладами, охотно сотрудничает с коллегами из других институтов и лабораторий.

Кроме того, она очень отзывчивая и приветливая».

От себя добавлю, что она милая, улыбчивая девушка. Когда я стала расспрашивать о ее жизни, Марина пожала плечами: «Ничего особенного, разве это может быть кому-то интересно?»…


Марина ЛЯЩЕВСКАЯ

– Я родилась 9 августа 1980 году в городе Владивостоке в обычной семье. Мама вот уже более 40 лет работает в детском саду музыкальным руководителем, а папа работал электриком в строительных организациях, пока у него не случился инсульт, после которого он получил инвалидность.

Я второй по счету ребенок в семье, у меня есть старший брат Геннадий, сейчас он работает в ОАО РЖД. И так как я была младшим и поздним (у нас с братом разница в семь лет) ребенком, родители меня очень любили и любят до сих пор, гордятся моими успехами. В школе я училась хорошо, посещала разные кружки: танцами занималась четыре года, пять лет училась в музыкальной школе по классу фортепиано, а потом целых семь лет увлеклась конным спортом.

– Как вы пришли к занятиям географией?

– После 10 класса я задумалась о выборе будущей профессии. Хотелось стабильной работы, с нормальной оплатой труда, поэтому в 11 классе я пошла на подготовительные курсы в Таможенную академию по специальности экономика. В программу обучения входила география, так как она была одним из вступительных экзаменов. Лекции по географии читал профессор, доктор географических наук, Петр Федорович Бровко из ДВГУ – хороший педагог и замечательный лектор. Он так увлекательно рассказывал нам о своей кафедре географии стран АТР, о том, где работают ее выпускники, и какие возможности перед ними открываются, что я решила подавать документы также и на отделение физической географии геофизического факультета ДВГУ.

Вот так я стала географом. На четвертом курсе у меня родился сын Артем, но я решила не брать академический отпуск и продолжала ходить на занятия. Я очень благодарна моим родителям и еще второй бабушке Артемки, которая специально приезжала из г. Артема, чтобы посидеть с внуком. Когда я получила свой красный диплом, сынишке было всего полтора года. Научный руководитель моей дипломной работы, профессор, доктор географических наук, Алексей Михайлович Короткий пригласил меня продолжить обучение в аспирантуре Тихоокеанского института географии ДВО РАН. Вот так я и попала в науку.


Альбом: Школьники, студенты и молодые ученые


– Как складывалось ваше становление в профессии?

– С нашего курса в аспирантуру в ТИГ ДВО РАН поступило три человека и все к Алексею Михайловичу Короткому, заведовавшему тогда лабораторией палеогеографии. Другие однокурсники устроились кто – где и кто – кем, некоторые пошли получать второе высшее образование, в основном, экономическое.

Мой научный руководитель решил, что мне нужно продолжить работу по теме диплома «Водопады Приморья», расширив и углубив ее. В результате сформировалась диссертационная тема – «Географические особенности распространения водопадов юга Дальнего Востока и их рекреационный потенциал». После окончания аспирантуры Алексей Михайлович порекомендовал мне освоить спорово-пыльцевой анализ. В палеогеографии этот аналитический метод востребован, поэтому я с удовольствием занялась его изучением под руководством нашего опытного палинолога Нины Игнатьевны Беляниной. Я также прошла обучение у инженера лаборатории палеоботаники БПИ ДВО РАН, Нины Павловны Домра, по обработке проб для спорово-пыльцевого анализа. Теперь ко мне часто обращаются сотрудники нашей лаборатории, которые каждый год из экспедиций привозят массу образцов и подвергают их разным анализам, в том числе, и спорово-пыльцевому.

– Менялись ли с годами ваши научные интересы?

– «Водопадную» тему я завершила, успешно защитив в 2009 году диссертацию по специальности «геоэкология», и получила степень кандидата географических наук. Сейчас, опираясь на результаты спорово-пыльцевого анализа, занимаюсь палеогеографическими реконструкциями природной среды Курильских островов, островов залива Петра Великого и сопредельных с ними территорий, а также с прошлого года и района юго-восточного побережья Камчатки. Важное место в моих исследованиях занимают палеокатастрофы и их роль в динамике природной среды.


Альбом: Школьники, студенты и молодые ученые

– Каким «учителем» вы хотели бы стать в науке?

– Для того чтобы из «гадкого утенка» выросла большая и сильная птица, отношения между «учеником» и «учителем» должны быть с самого начала доверительными. Учитель должен быть примером для подражания. Он должен уделять достаточно времени своему ученику, правильно использовать его потенциал и передавать свой опыт и знания. Научный руководитель должен помочь ученику выбрать актуальную на сегодняшний день и практически значимую тему для исследования, решающую четко сформулированную научную задачу или комплекс задач.

– Расскажите немного о лаборатории, основных направлениях ее научной деятельности.

– Я работаю в прекрасном коллективе лаборатории палеогеографии под руководством заведующей лабораторией, доктора географических наук Надежды Глебовны Разжигаевой – известного и уважаемого в наших кругах ученого и просто чудесного человека, очень чуткого и отзывчивого. Она пример настоящего учителя, так что у нас в лаборатории есть на кого равняться молодежи!

Основные направления работы нашей лаборатории это: 1) изучение особенностей развития природной среды на Дальнем Востоке в позднем кайнозое для целей географического прогноза и устойчивого развития территорий; 2) анализ специфики развития природной среды островных геосистем при климатических изменениях в плейстоцене-голоцене, связанных с ними колебаниях уровня моря и влияние катастрофических процессов разной природы; 3) роль природных катастроф в развитии островных геосистем; 4) выяснение пространственного масштаба цунами, вызванных сильными землетрясениями, и интенсивности отдельных событий позднего голоцена-исторического времени в районе Южных Курил путем межрегиональных корреляций; 5) естественные и антропогенные факторы в развитии континентальных и островных геосистем разного ранга в плейстоцене-голоцене на основе палеореконструкций высокого разрешения. И все это на основе целого комплекса методов: гранулометрического, радиоуглеродного, тефростратиграфического, диатомового, спорово-пыльцевого, ботанического анализов и других.


Альбом: Школьники, студенты и молодые ученые

В экспедиции. Восточные Саяны.

– Какие проблемы в науке, жизни считаете наиболее важными для молодого ученого?

– Молодым ученым нужно работать на полную ставку, иначе их творческий потенциал не раскроется полностью. Поэтому очень важно создавать рабочие места для молодежи.

Для молодых ученых очень важна поддержка и внимание научного руководителя, который направляет и контролирует их. В нашем институте с целью активизации научной деятельности молодых ученых и работы с ними их научных руководителей с прошлого года стали проводиться семинары для аспирантов очной формы второго и третьего года обучения с обязательным представлением научного доклада по результатам обучения за предыдущий год.

Остро для некоторых молодых ученых, в том числе и для меня, стоит жилищная проблема. Жилищных сертификатов для молодых ученых в ДВО РАН по ФЦП «Жилище» нужно не десять, как сейчас, а гораздо больше. Тех, кто уже взял в банке ипотечный кредит, нужно также рассматривать нуждающимися, ведь в случае просрочки платежей банк может легко отобрать такую собственность. Какие же мы после этого обеспеченные жильем? Просто мы решили, что лучше уж платить деньги за свою квартиру, пусть и находящуюся в залоге у банка, чем за чужую.

– Есть ли кроме вас в лаборатории молодежь?

– Нас, молодых ученых, в лаборатории трое. У Алексея Михайловича Короткого обучаются два аспиранта третьего года обучения, да и дипломники приходят каждый год, бывают и студенты в лаборатории, отрабатывающие производственную практику.

Но в науке молодежи остается совсем мало. Виной тому отсутствие ставок и мизерная аспирантская стипендия, размер которой остался таким же, как и девять лет назад, когда еще училась я! На 1800 рублей в месяц даже один человек прожить не может, а что говорить об аспирантах, имеющих семью, детей? Поэтому многие, в их числе талантливые и перспективные выпускники высших учебных заведений, а также и аспиранты отдают предпочтение коммерческим предприятиям, где выше заработная плата.

– Поддерживаете ли связи с вузом, в котором учились?

– Да, я всегда стараюсь участвовать в конференциях, которые организует Институт окружающей среды ДВФУ, в котором я училась. Я искренне благодарна своему родному географическому факультету за полученное образование, а также за консультации и отзывы на мою диссертационную работу.

– Сотрудничаете с зарубежными коллегами?

– В настоящее время во всем мире уделяется большое внимание влиянию климатических изменений на развитие природной среды, а это и есть одно из основных направлений исследований нашей лаборатории. Их актуальность обусловлена необходимостью понимания путей развития природной среды в ближайшем будущем. Сотрудники нашей лаборатории палеогеографии активно работают с коллегами из Японии, участвуют в комплексной программе национального научного фонда США (NSF, «Kurile Biocomplex Programme», руководитель Б. Фицхью), в рамках которой на Курильских островах в последние годы активно проводятся археологические исследования. Уровень наших результатов сопоставим с подобными исследованиями, выполняемыми за рубежом, а по степени детальности и комплексности применяемых методов иногда их превосходит. Сотрудники нашей лаборатории докладывают полученные результаты на международных конференциях, работают по контрактам в научных центрах Германии и Японии.

– Есть ли совместные проекты с другими институтами РАН?

– Да, есть совместные проекты РФФИ с Институтом вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, Институтом морской геологии и геофизики ДВО РАН, Институтом водных и экологических проблем ДВО РАН, Институтом океанологии РАН.


Альбом: Школьники, студенты и молодые ученые

– Чем занимаетесь сейчас и что планируете на будущее?

– В прошлом году я привезла большое количество образцов из комплексной экспедиции Берегового отряда ИВиС ДВО РАН, обследовавшей юго-восточное побережье Камчатки. В данный момент я занимаюсь тем, что изучаю спорово-пыльцевые спектры разреза торфяника, заложенного нами в бухте Жировой, для того чтобы определить, как влияют катастрофические события, такие как цунами, извержения вулканов, резкие крупноамплитудные опускания суши, возникающие при сильнейших субдукционных землетрясениях, на развитие растительности побережья в зависимости от интенсивности и частоты этих событий на фоне климатических изменений.

Меня также интересует изучение истории развития различных природных зон Курильских островов и палеоэкологических условий и факторов, в том числе и катастрофических, приводящих к перестройке островных ландшафтов с помощью спорово-пыльцевого анализа.
Надеюсь еще продолжить работы по реконструкции палеорастительности островов залива Петра Великого и исследованию спорово-пыльцевых спектров полигенетичных буроземов полуострова Муравьева-Амурского, содержащих погребенные почвенные горизонты, с целью определения причин их образования.

– Ощущаете ли вы свое предназначение в жизни?

– Не могу сказать о каком-то особенном предназначении, считаю, что нужно быть Человеком. Прежде всего, я должна быть хорошей матерью для своего сына.

Моя научно-исследовательская работа мне нравится, поэтому я ею занимаюсь с удовольствием.

– Расскажите о своей семье, жизненных ценностях, увлечениях, музыкальных пристрастиях, любимых книгах, животных.

– Моя семья – это сын Артем. Он сейчас учится в четвертом классе и занимается во Дворце Пионеров моделированием. Мои основные жизненные ценности: любовь, семья, доверие, уважение, доброта, дружба. Из увлечений можно выделить активный отдых: пешие прогулки и походы, катание на горных и беговых лыжах, игра в волейбол, участие в спортивных соревнованиях. Музыку слушаю разную, в зависимости от настроения, но чаще – авторскую песню и рок. Из художественной литературы предпочитаю классику как зарубежную, так и отечественную. Мне нравятся романы, философские произведения, научная фантастика, приключения, важно чтобы они были написаны хорошим литературным языком. Любимых книг у меня много, поэтому я лучше назову несколько любимых авторов: Альбер Камю, Владимир Набоков, Станислав Лем, Сомерсет Моэм, Иван Бунин, Борис и Аркадий Стругацкие, Федор Достоевский, Лев Толстой, Генрик Сенкевич. Хорошие книги оставляют во мне свой след. Я потом еще долго нахожусь под их влиянием, анализирую и порой несколько изменяю оценку происходящего, по-новому смотрю на некоторые события в моей жизни. Из животных я очень люблю собак, кошек и, конечно же, лошадей, но у меня нет возможности держать их дома, так как моя работа связана с частыми командировками.


Альбом: Школьники, студенты и молодые ученые


Она легка на подъем. Создается ощущение, что огромный рюкзак, укомплектованный всем, что нужно в экспедиции, используется постоянно. В нем все необходимое для себя и сына. А сын, Артемка, всегда с ней. Он для Марины – колоссальный стимул для ее самосовершенствования… С ним она готова преодолеть любые трудности.


Марина с сыном 

Марина любит спорт, но не ради высших достижений, хотя во многих соревнованиях ДВО РАН занимает призовые места. Почему? Просто у нее хорошие спортивные данные, она отлично сложена, вынослива, ведет правильный образ жизни. Коллеги рассказывают: на спартакиаде ДВО РАН Марина – бежит, потом – плывет... затем, переведя дух, говорит, что, дескать, хотела завтра уехать, но уеду сегодня, потому что договорилась с катером. А завтра плывет на остров – отбирать пробы...


Альбом: Школьники, студенты и молодые ученые


Смелая и решительная. Жилищную проблему решает, взяв ипотеку, и успешно справляется с выплатой взносов. Другая бы долгое время раздумывала, колебалась, а Марина – нет. Она просто делает и ничего не боится. В этом ее феномен. Марина ставит перед собой высокую цель и идет к ней, добиваясь на этом пути небольших побед, которые укрепляют ее и вдохновляют окружающих. Вот такой позитивный человек. 





1 комментарий:

  1. Хорошее интервью о замечательном человеке.

    ОтветитьУдалить