четверг, 24 февраля 2011 г.

Мир изменился

Постановлением Президиума РАН № 189 от 21 сентября 2010 года ликвидирована Секция международных отношений в составе Отделения общественных наук РАН и создано Отделение глобальных проблем и международных отношений РАН. 

Значит ли это, что изучение, прогнозирование глобальных проблем требуют значительно большего, чем в прежние годы, внимания со стороны РАН? Вокруг каких научных направлений будет сконцентрирована деятельность Отделения? Какие учреждения ДВО РАН могут находиться под научно-методическим руководством Отделения? По каким научным темам ученые-дальневосточники могут быть задействованы в исследованиях, которые будет курировать Отделение? На наши вопросы отвечает директор Института истории археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН доктор исторических наук Виктор Лаврентьевич ЛАРИН.

В.Л. Ларин 

– Актуальность создания в Академии наук Отделения глобальных проблем и международных отношений обусловлена процессом глобализации, захватившим нашу планету. Весь мир ощущает и переживает этот процесс. Мировая экономика – это уже не абстрактное обобщающее понятие, а реальность, и недавний экономический кризис продемонстрировал, насколько все мы зависимы друг от друга и обитаем в едином, взаимосвязанном мире. Глобальное изменение климата с катастрофическими последствиями для огромных территорий, как, например, недавние наводнения в Европе и Австралии. Технологические катастрофы, разрушающие среду человеческого обитания, с экологическими последствиями, масштабы которых даже трудно оценить. Здесь, на Дальнем Востоке, мы на себе ощущаем, например, последствия аварий на химических предприятиях Китая. А обстановка на близком к нам Корейском полуострове – это сегодня уже проблема не межкорейских отношений, не региональной стабильности, а глобальной безопасности. Примеры можно продолжить, но и без этого ясно, что глобализация и порождаемые ею проблемы требуют особого, пристального внимания научного сообщества и должны изучаться комплексно, через призму естественных, общественных, гуманитарных и других наук. 

С другой стороны, более сложной и многогранной становится система международных отношений. Растет число их самостоятельных участников, появляются и все увереннее заявляются о себе новые центры силы и влияния. В отличие от прежних лет, ни одна страна не может отгородиться от остального мира «железным занавесом». Глобальный характер современного мира приводит к тому, что в международные отношения в той или иной степени вовлекается все больше жителей планеты. Умелая внешняя политика государства может быть эффективным средством решения его внутренних проблем. Не случайно задачи интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион и развития Дальнего Востока, которые сегодня ставит и решает правительство России, тесно взаимосвязаны. И наука нынче также является глобальной и интернациональной. Как видите, существует много оснований для того, чтобы проблемам глобализации и международных отношений уделить особое внимание и в стенах Российской академии наук. Эти основания и послужили импульсом к созданию нового Отделения РАН.

– Раньше была Секция международных отношений в составе Отделения общественных наук РАН, теперь она реорганизована в Отделение. Значит ли это, что функции организации расширились? Будет ли Институт истории сотрудничать с Отделением?

– Да, действительно. Секция прекратила свое существование, сегодня это самостоятельное Отделение РАН. Оно не такое большое, как некоторые другие, но в него вошли академические институты, в деятельности которых изучение международных проблем занимает очень важное место. Среди них Институт мировой экономики и международных отношений, Институт США и Канады, Институт Европы, Институт Африки, Институт Латинской Америки, Институт Дальнего Востока. Институты занимаются изучением государств и регионов мира, внешней политики, международных отношений, проблем глобализации. Подобными проблемами, крайне актуальными для Азиатско-Тихоокеанского региона, Восточной Азии, Дальнего Востока России, мы активно занимаемся в Институте истории ДВО РАН. Ранее эти работы находились под научно-методическим руководством Секции международных отношений Отделения общественных наук РАН. Сегодня, поскольку функции руководства исследованиями в сфере международных отношений в Академии наук перешли к Отделению глобальных проблем, автоматически возник вопрос о передаче кураторства над нашей работой в этой сфере из Отделения общественных наук РАН в новое отделение. 

– Будут приняты какие-то административные решения?

– Вопрос этот в организационном плане не сложен, он скорее носит технический характер. И ранее Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН находился под научно-методическим руководством двух отделений. Все исследования, которые мы ведем в области истории, археологии, этнографии, филологии – по-прежнему остаются под научно-методическим руководством Отделения историко-филологических наук. А работы в сфере международных отношений, проблем безопасности, которые мы активно развиваем, будут вестись под научно-методическим руководством Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН. Думаю, что в ближайшее время решение будет оформлено окончательно. Будучи в декабре в Москве, участвуя в работе Общего собрания РАН, я еще раз разговаривал на эту тему с Академиком-секретарем нового отделения академиком РАН Александром Александровичем Дынкиным. Отделение поддерживает эту идею. 

– А какие организационные мероприятия будут проведены? 

– Для развития полноценных научных исследований в области международных отношений и глобальных проблем необходимо, как минимум, сделать два важных организационных шага. Первый – создание при Президиуме Дальневосточного отделения структуры, которая будет осуществлять научно-методическое руководство этими исследованиями в рамках нашего отделения. В какой форме она будет создана – в виде нового Объединенного ученого совета по международным отношениям и глобальным проблемам или секции с соответствующим названием при каком-то уже существующем Объединенном совете – это уже решать Президиуму и Общему собранию Отделения. Важно, что интерес к работе в рамках этой структуры и исследованиям в области глобальных проблем уже проявили руководители и специалисты ряда научных учреждений ДВО РАН естественно-научного профиля. Глобальные проблемы и их влияние на развитие человечества – это тема для совместного приложения усилий ученых различных профилей – экологов, химиков, биологов и многих других. И возникновение такой структуры будет полезным для развития междисциплинарных, комплексных исследований.

 

Второй шаг – создание полноценного научно-исследовательского института, непосредственно ориентированного на изучение международных отношений и вопросов международной, региональной и национальной безопасности. На сегодняшний день на Дальнем Востоке не существует ни одной крупной и влиятельной академической структуры (да не академической тоже), которая специально ориентирована на изучение этих проблем. Концепция развития Дальневосточного отделения РАН до 2025 г. предусматривает создание во Владивостоке Тихоокеанского института международных отношений и проблем безопасности, который должен будет объединить специалистов, занимающихся этими проблемами. Эта идея нашла поддержку на разных уровнях, вплоть до Совета безопасности РФ, но реализация ее – нелегкая задача.

– Виктор Лаврентьевич, расскажите немного о том, что делается в институте уже сегодня.

– Два года назад по моей инициативе в институте был создан Отдел международных отношений проблем безопасности, который за достаточно короткий период удалось превратить в исследовательскую и дискуссионную площадку, на которой вместе работают как немногочисленные пока во Владивостоке специалисты в области международных отношений и безопасности, так и представители практических организаций, непосредственно занимающихся этими вопросами. На этой площадке апробируются подходы к решению многих проблем. Работа на ней ведется, прежде всего, в форме международных научных конференций, посвященных актуальным вопросам международных отношений и безопасности, и научно-практических «круглых столов». За последние два года мы провели несколько крупных международных конференций с привлечением признанных отечественных и зарубежных специалистов, представителей федеральных и муниципальных органов власти. Последняя из них – Российско-японский форум во Владивостоке – была организована и проведена в сентябре 2010 г. при активном участии Президиума ДВО РАН и Законодательного собрания Приморского края. 

Заседания «круглых столов» нацелены, как правило, на обсуждение «горячих» международных проблем, непосредственно влияющих на жизнь Дальнего Востока, Приморского края, Владивостока. Последнее из них, состоявшееся в начале декабря прошлого года, было посвящено недавнему обострению конфликта на Корейском полуострове. Институт возобновил издание научно-информационного бюллетеня «У карты Тихого Океана», предназначенного, прежде всего, для специалистов-практиков, формирующих региональную внешнюю политику и принимающих в ней деятельное участие. Последние два бюллетеня, вышедшие в этом году, представляют материалы упомянутого выше «круглого стола» по корейской проблеме и анализ результатов социологического опроса дальневосточников на предмет внешней политики и безопасности России, проведенного летом 2010 г. нашей группой по изучению общественного мнения. Мы рассылаем эти бюллетени главам администраций краев и областей Дальнего Востока, в федеральные и местные органы власти, и, как показывает практика, материалы эти пользуются большим спросом. 

Если говорить о перспективных научных направлениях, то я полагаю, что нашей главной задачей должно быть научное обеспечение российской политики в Восточной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сейчас у всех на слуху задача активной интеграции России в АТР. Дальневосточный федеральный округ должен стать плацдармом для этой интеграции, а дальневосточная наука – интеллектуальным ресурсом для ее проектирования и реализации. 

В плане мероприятий по подготовке к Саммиту АТЭС во Владивостоке мы готовим коллективную монографию с условным названием «Тихоокеанская Россия в системе международных отношений и обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии в начале 21 века». К этой работе, наряду с сотрудниками ИИАЭ, других отечественных учреждений, будут привлечены авторитетные зарубежные специалисты. Ее цель – не только анализ нынешней ситуации, но и прогнозы ее развития.

– Какие проблемы вызывают наибольшее беспокойство у исследователей?

– Прежде всего – международная безопасность. Это связано и с изменением структуры самого глобального мира, и с глубинными процессами, которые происходят в регионе. В Восточной Азии идет активная гонка вооружений. Периодически опасно обостряются обстановка на Корейском полуострове, территориальные споры, напряженность вокруг Тайваня. Существует немало глобальных угроз и вызовов невоенного характера, так называемые нетрадиционные угрозы безопасности. В первом ряду – экономическая, энергетическая, экологическая безопасность и региона в целом, и отдельных стран и территорий. Остро стоит проблема транснациональной преступности, изучение которой требует сочетания политических, правовых и экономических подходов. Поэтому так остро стоит сегодня вопрос о комплексном характере исследований. 

– Мир изменяется и требует соответственного изменения наших взглядов на него?

– Стало уже привычным говорить, что экономический центр мира переместился в Азиатско-Тихоокеанский регион. С такой же уверенностью можно утверждать, что сюда перемещается и политический центр мира, а вслед за ним последует и центр военной напряженности. К сожалению, Москва слишком далеко от региона и осознание меняющейся картины мира пока что уступает традиционному взгляд на Атлантику как стержень всей мировой политики. 

Думаю, что в ближайшее время, взгляды российской власти и общества на эту проблему должны измениться. Профессионалы это отлично понимают. Когда я обсуждаю эти вопросы в Москве со специалистами, занимающимися изучением АТР, они однозначно признают необходимость дальнейшего усиления и расширения исследований этого региона силами дальневосточных ученых, координации и сложения наших общих усилий. На Дальнем Востоке необходимо создавать базовые элементы единой системы исследований в области международных отношений и безопасности, ведущихся в России. 

Вместе с коллегами мы работаем на одну цель и на одну идею. Наша общая задача способствовать тому, чтобы статус Дальнего Востока, его роль и значение в жизни страны стали существенно выше, чем сегодня. Этому подходу альтернативы нет.
Взгляд на ситуацию в АТР и ее понимание Москва должна формировать с учетом мнения наших территорий, и тогда российская политика в Азии будет более эффективной. Я не сомневаюсь, что недалек тот день, когда российское правительство, политическая элита страны будут относиться к нашему региону значительно более серьезно, чем сегодня. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий