понедельник, 1 марта 2021 г.

Дальневосточная Роза – необычный цветок

 Женщина в науке

Улыбнулся март. И мы ждём, когда он скинет с себя зимний наряд и вдохнёт полной грудью весенний лёгкий, бодрящий воздух. Помолодеет и обновится мир, весна настоящая вступит в свои права. Многие из нас уже живут ожиданием этого чуда.


Весной все девушки и женщины прекрасны, праздник и цветы всем к лицу. Одна из них – Роза Владимировна УСОЛЬЦЕВА, старший научный сотрудник, кандидат химических наук.


Роза Владимировна УСОЛЬЦЕВА

Роза Владимировна Усольцева родилась 10 марта 1987 года в г. Поронайске Сахалинской области. В 2002 году окончила школу с серебряной медалью и поступила на химический факультет (кафедру биоорганической химии и биотехнологии) Дальневосточного государственного университета г. Владивостока. Знакомство Розы с наукой состоялось в 2004 году, когда она проходила студенческую практику в Тихоокеанском институте биоорганической химии им. Г.Б. Елякова (ТИБОХ ДВО РАН). В 2007 году Роза окончила университет по специальностям: «химик» и «преподаватель химии». В 2013 году защитила диссертацию по специальности «биоорганическая химия» на тему «Полисахариды некоторых видов бурых водорослей» под руководством доктора химических наук профессора Татьяны Николаевны Звягинцевой. Сейчас Роза работает старшим научным сотрудником в лаборатории химии ферментов ТИБОХ ДВО РАН.


Роза – специалист в области изучения структуры полисахаридов бурых водорослей. Ею были охарактеризованы полисахариды из более чем 20 видов водорослей, а также успешно разработаны схемы их выделения и очистки, позволяющие получать индивидуальные препараты веществ, что очень важно для дальнейшего изучения их структуры, биологической активности и их взаимосвязи. Её исследования были поддержаны грантами РФФИ и РНФ, и опубликованы в более чем 30 статьях (WoS, Scopus). Большая часть её деятельности связана с международными проектами (Вьетнам, Китай, Южная Корея, Ливан).


Роза неоднократно принимала участие в научно-просветительских мероприятиях и в организации молодёжных школ-конференций (ТИБОХ ДВО РАН). Под её руководством было защищено на «отлично» шесть дипломных работ студентов Дальневосточного федерального университета. Сейчас она является руководителем аспиранта Валерия Викторовича Сурица.


Это официальные данные, но мы обратились к Розе с просьбой рассказать о себе. Ей слово.


Все мы родом из детства


– Я родилась в учительской семье, мама сейчас работает завучем, отец преподает музыку. Будучи ребенком, много времени проводила у бабушки и деда. Бабушка всю жизнь проработала учительницей начальных классов, она привила мне любовь к чтению и тягу к знаниям. Поэтому, когда мне исполнилось шесть лет, я уже знала программу первого класса, и меня приняли сразу во второй. Учёба давалась легко, успеваемость была высокая, я увлекалась химией, математикой, русским языком и литературой, ежегодно участвовала в районных олимпиадах, занимала призовые места. Поскольку родители мои – люди творческие, мы с братом участвовали во всевозможных их проектах – концертах, музыкальных конкурсах, различных постановках, творческих вечерах. Ещё я играла на пианино и гитаре, пела.


Сейчас у меня своя семья: муж Максим и четырёхлетняя дочка Кира. Также с нами уже семь лет живёт рыжий кот Симба с очень суровым характером. Мы с дочкой любим вместе смотреть мультфильмы, иногда делаем поделки, в основном аппликации. В детстве у меня не очень получались подобные вещи, а теперь почему-то интересно. Ещё я немножко вяжу на спицах и вышиваю крестиком. Рукоделие помогает расслабиться и очень успокаивает.


Музыка в моей жизни присутствует всегда. Я слушаю рок, бардовскую песню, романсы. Сейчас, к сожалению, редко беру в руки гитару, не хватает времени.


Читать тоже стала меньше, и не совсем то, что раньше. Иногда перечитываю классику, люблю Чехова. Но в последнее время увлекаюсь детской психологией, педиатрией и штудирую «мамские» форумы.


Всегда стараюсь уделить время для встреч с родными и друзьями, для меня они очень важны.


Роза с мужем Максимом

Довольно сложный путь в науку


До 10 класса я твердо собиралась стать журналистом, как мой дядя и дед. А в старших классах увлеклась химией, и в 11 классе заняла третье место на областной олимпиаде. У меня была тогда такая эйфория от этого успеха, и я всерьёз призадумалась, куда мне поступать. В итоге все-таки выбрала химию, и не жалею о своём решении. С третьего курса у нас проходили практические занятия, а также семинары и лекции в ТИБОХ ДВО РАН. Там я познакомилась с научной деятельностью и с нашей лабораторией. Но после окончания университета я не осталась в науке, а уехала в Хабаровск, где полгода проработала на фармацевтической фабрике. После этого я вернулась к родителям в Поронайск. Там я прожила полтора года, за это время успела поработать в рыболовецком колхозе инженером-химиком, а также в краеведческом музее и городской библиотеке. Летом 2009 года я прилетела в отпуск во Владивосток, чтобы навестить своих друзей и коллег. Домой я приехала с твёрдым решением поступать в аспирантуру. И в октябре я вернулась в нашу лабораторию, где сейчас и работаю.


Полезные бурые водоросли


Объектом моих исследований являются полисахариды бурых водорослей: альгинаты, ламинараны и фукоиданы. Эти морские биополимеры обладают большим потенциалом для создания лекарственных средств на их основе. Они нетоксичны, проявляют целый ряд биологических эффектов, стабильны, устойчивы, биосовместимы и биоразлагаемы. В настоящее время известно их иммуномодулирующее, противоопухолевое, антивирусное, противовоспалительное, антикоагулянтное, радиопротекторное, гиполипидемическое, антиадгезивное действие.


Полисахариды широко и успешно применяются в пищевой, косметической и фармацевтической областях. А в последнее время на их основе разрабатываются платформы направленной доставки лекарственных средств, в том числе и наноразмерные носители. Такие системы позволяют увеличивать концентрацию доставляемых препаратов в определённом месте, повышать продолжительность и эффективность действия лекарства, а также снижать побочные эффекты благодаря ограничению накопления действующих веществ в здоровых органах и тканях.


Бурые водоросли произрастают во всех морях и являются богатым и легко возобновляемым источником ценных природных соединений. Водорослевые полисахариды достаточно просты в получении и экономичны, и этот факт также является их несомненным достоинством.


Для создания лекарственных препаратов на их основе, а также для установления механизма действия, всегда необходимо знать структуру действующего вещества. Непосредственно моя деятельность заключается в установлении структуры полисахаридов бурых водорослей. Нами были получены и структурно охарактеризованы высокоочищенные препараты полисахаридов из более чем 20 видов бурых водорослей Дальнего Востока России, Ливана, Вьетнама, Китая, Южной Кореи.


Вместе мы – сила


Я думаю, что в наше время практически невозможно индивидуально совершить что-то значительное в науке. Время больших личных открытий миновало, будущее – за коллективами и их коллаборациями. Каждый из нас, как правило, является специалистом в относительно узкой области, а современные прорывы происходят на стыке различных научных направлений.


Я считаю, что любые, пусть и небольшие, научные достижения важны, так как вносят свой определённый вклад в какую-либо сферу, и, в целом, в мировое знание человечества. А количество всегда переходит в качество. Поэтому стараюсь хорошо выполнять свою работу и верю, что моя деятельность важна и полезна.


Роза УСОЛЬЦЕВА на конференции во Вьетнаме

Дружная лаборатория химии ферментов


Наша лаборатория преимущественно занимается исследованием структуры и функций полисахаридов бурых водорослей и ферментов, катализирующих их превращения, а также изучением биологической активности (противоопухолевой и радиосенсибилизирующей) как нативных полисахаридов, так и их модифицированных производных. Наша группа занимается выделением полисахаридов и установлением их структуры. Лаборатория у нас дружная, мы все сотрудничаем друг с другом, придумываем новые интересные проекты. Сейчас у нас работает много молодёжи, в том числе три аспиранта и четыре студента. Старшие сотрудники щедро делятся знаниями с молодыми, передают свой многолетний опыт и всегда помогают.


Я очень благодарна всем своим руководителям, начиная со студенчества – заместителю директора, доктору химических наук Михаилу Игоревичу Кусайкину, заведующей лабораторией, доктору химических наук Светлане Павловне Ермаковой и профессору, доктору химических наук Татьяне Николаевне Звягинцевой, а также своим старшим коллегам, в особенности кандидату химических наук Наталье Михайловне Шевченко и кандидату химических наук Виктории Васильевне Сова за поддержку, терпение и мудрость. И спасибо всей нашей лабораторной молодёжи за сотрудничество, тёплую атмосферу в коллективе и неиссякаемый энтузиазм.


Удачный год и ближайшие планы


В этом году я стала руководителем гранта РФФИ и Вьетнамской академии наук и технологий «Метаболиты бурых водорослей как потенциальные соединения для предотвращения процессов канцерогенеза, индуцированных химическими и физическими факторами», а также выиграла стипендию Президента Российской Федерации молодым учёным и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики «Поиск эффективных противоопухолевых соединений среди фукоиданов бурых водорослей Охотского моря и их структурное исследование», поэтому приоритетными для меня являются работы по данным проектам.



***


На этом можно было бы и закончить, но всё же не могу удержаться и спросить:


– Роза, вы недавно стали стипендиатом конкурса L’OREAL–UNESCO «Для женщин в науке». Кратко расскажите об этом конкурсе: когда и как подавали заявку на участие в конкурсе?


– Весной 2020 года я увидела объявление о данном конкурсе на сайте нашего института. Мне уже исполнилось 33 года, скоро я уже выйду из возраста молодого учёного, поэтому я решила попробовать, вдруг получится?


– Что было важным критерием при отборе лучших заявок?


– На конкурс всего было подано 388 заявок, их них по показателям (количество статей, цитирований, индекс Хирша) было выбрано 40 наиболее сильных, и уже из них выбирали десять победителей, основываясь на тематике их деятельности.


– Как узнали, что попали в финал конкурса и что чувствовали?


– Мне пришло письмо с поздравлениями на почту. Это было ночью, муж с дочкой уже спали. Я очень сильно обрадовалась, не могла поверить.


– Какой была церемония награждения?


– Из-за пандемии коронавируса была только онлайн-конференция. Ещё мне прислали шикарный букет цветов и косметику. А в этом году вместе с победителями 2021 года нас приглашают в Москву на официальную церемонию. Так что всё ещё впереди!


– Что принесла вам победа в этом конкурсе как женщине и как учёному?


– Для меня это было очень важно. Во-первых, это признание научным сообществом ценности и важности наших исследований, во-вторых, непосредственно денежная премия – это большое подспорье, а в-третьих, эта победа просто невероятно придала мне сил и вдохновила на дальнейшую деятельность.


Что бы себе пожелала? – Быть в гармонии с собой и окружающим миром, любить и быть любимой, мечтать, творить и познавать.


– Примите наши поздравления и пожелания удачи и успешной реализации ваших планов. Пусть вам дарят ваши любимые цветы… ирисы!


Фото Леонида МАКОГИНА и из личного архива Розы УСОЛЬЦЕВОЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий