понедельник, 17 декабря 2018 г.

Юрий АВДЕЕВ. Открытое письмо губернатору Приморского края Олегу Кожемяке


Уважаемый Олег Николаевич,

закончились выборы, победа за Вами, с чем от души поздравляю! Предстоит большая работа, и дай Вам бог сил и энергии преодолеть все препятствия на пути к задуманному. В этом, надеюсь, с готовностью поддержат все жители Приморского края. Но есть проблема, преодолеть которую Вам предстоит самостоятельно. Мудрый Стивен Хокинг утверждал, что: «Главный враг знания не невежество, а иллюзия знания». Когда одним из первых Ваших заявлений по приезду в Приморье стала идея переноса столицы Дальнего Востока во Владивосток, разумеется, Вами двигали самые благие намерения. Сегодня эта идея, получив одобрение из Москвы, закреплена Указом Президента России. И это самый сильный аргумент, доказывающий правильности сформулированной идеи. Но так ли это, и достаточно ли тех знаний, которыми Вы обладаете, чтобы утверждать, что здесь нет ошибки, что в результате Приморский край, Дальний Восток не пострадают?

Приведу лишь некоторые соображения, которые позволяют усомниться в этом. В указе президента сказано: «Руководителю Администрации Президента Российской Федерации провести необходимые организационно-штатные мероприятия в связи с переносом центра Дальневосточного федерального округа в г. Владивосток». «Центр» – это то, что находится на равном удалении от периферии. Можно ли сказать так о Владивостоке относительно семи миллионов квадратных километров Дальневосточного федерального округа? – Разумеется, нет, и из этих соображений исходил губернатор Хабаровского края, для которого было очевидно, что самая отдалённая точка по отношению к остальной территории «центром» быть не может. И по этим же соображениям он не вправе комментировать принятое решение на высшем уровне: губернатор по должности не может указывать на его ошибочность. А ошибка заложена в первоначальную идею. Теперь губернаторы из Читы и Улан-Удэ, Магадана и Чукотки, Благовещенска и Петропавловска-Камчатского будут лететь на совещание во Владивосток, минуя Хабаровск. 700 лишних километров для них не бог весть какая потеря, но спрашивается, ради чего?

Но это не самое главное, важны содержательные моменты, относящиеся к Дальнему Востоку как территориальной целостности. Обратите внимание на аргументы экспертов, которые укрепляют Вашу позицию. «Город является лидером округа по численности населения, по вкладу в региональный продукт, по привлечённым инвестициям». Это бизнес-столица. «Во Владивосток постепенно перешли научные и исследовательские центры», банковский сектор должен переехать. Не только полпредство переедет, но и судебная система. Это рабочие места, увеличение налоговой базы города, столичный статус может привнести новые тренды в культурную жизнь, повысит его привлекательность среди туристов, будет проще решать некоторые вопросы по бизнесу. Перенос столицы Дальнего Востока во Владивосток «ускорит запуск амбициозных проектов и привлечёт крупные инвестиции», у города теперь ещё больше шансов рассчитывать на реализацию таких проектов как Владивостокская кольцевая автодорога, рыбный рынок, культурно-выставочный комплекс, а также на решение более локальных проблем вроде достройки очистных сооружений, дорог и благоустройства. Иметь под боком сильных союзников, большое число центров принятия решений. «Если требуется согласование того или иного проекта, то не нужно будет ездить в Хабаровск – всё на месте». – Хотя бы кто-нибудь из Ваших сторонников заикнулся по поводу того, как это решение отразится на Федеральном округе, на транспортных тарифах или стоимости электроэнергии, на связности и взаимодействии новой столицы с другими субъектами федерации. – Нет, всё только о том, как нам теперь будет хорошо, и «не надо будет ездить в Хабаровск». И мы хотим после этого, чтобы к нам относились по-другому, и обижаемся, что «глава одного региона столь неуважительно отзывался о столице соседнего субъекта федерации». Вот уж воистину, «а нас-то за что?»

К решению задачи размещения управленческого центра для такой огромной территории (напомню, ДФО по площади сопоставим с Австралией, целым материком!) необходимо подходить не с позиций «показалось», или «так захотелось», а с учётом географических, исторических, экономических и политических особенностей, и не только российской территории, но и наших ближайших и более далёких соседей. Через некоторое время, когда так или иначе придётся отказаться от того, что так «одобрямс» сегодня, как все это будет выглядеть со стороны.

А ситуация выглядит так. На всём протяжении на восток от Красноярска до Тихого океана всего два города с численностью населения более 500 тыс. человек. И строго говоря, Хабаровск превышает Владивосток по населению, хотя принципиально это не имеет никакого значения, оба малы, ни в одном из них нет даже миллиона жителей. За неполных три десятилетия Дальний Восток потерял почти четыре таких города как Хабаровск или Владивосток, все усилия, направленные на смену миграционного тренда, не открывают сколько-нибудь обнадеживающих перспектив, во всяком случае, до 2050 года ожидать роста численности населения не приходится. И в этих условиях «перетягивать» функции административного центра округа от одного не очень большого города к другому, значит усугублять положение обоих.

Хабаровск

Оценить ещё раз те доводы, которые легли в основание для переноса столицы. Одним из решающих было то, что здесь проводится Восточный экономический форум как международное мероприятие. А вот в Хабаровске проводился Дальневосточный экономический форум. Но тем они и различаются, что в Хабаровске решались экономические проблемы федерального округа, тогда как во Владивостоке преобладают вопросы внешнеполитического и внешнеэкономического свойства, на котором Дальний Восток представлен разве что «Дальневосточной улицей», или приуроченным к этому времени выездным заседанием Госсовета Российской Федерации с участием губернаторов округа. То есть в головах экспертов «слиплись» две функции, которые требуется аккуратно развести: одна из них – это координация и согласование действий всех субъектов федерации Дальневосточного федерального округа, то есть управленческая функция в пределах Дальнего Востока, и другая – это коммуникации, взаимодействие России, российского бизнеса со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, где восточные регионы являются лишь малой долей экономического потенциала всей страны. Каждая из этих функций требует своего набора институтов, организационных и управленческих структур, каждая из них является сложной и масштабной задачей, и каждая из них требует специалистов определенных компетенций. При сложившейся малочисленности населения в регионе и в наших двух городах это становится реальным ограничением для совмещения этих двух функций в одном из них. Когда в качестве позитивного фактора называется перспектива создания 5 тыс. новых рабочих мест во Владивостоке, кто-нибудь задумывался над тем, что сегодня дефицит кадров ощущают не только строители или транспортники, но и администрации субъектов федерации, муниципалитеты. На одного незанятого приходится от 3 до 10 вакансий, которых теперь здесь может стать еще больше.  

Иллюзия по поводу дополнительных финансовых вливаний в развитие города за счёт федерального бюджета может развеяться очень скоро, да и рассчитывать на большие вливания не приходится. Гораздо важнее обратить внимание на то, что есть во Владивостоке уже сегодня. В городе аккумулируется до 56 млрд. рублей, из которых городу остается всего 6 млрд., ещё такую же сумму он получает в виде дотаций. И в это же время Владивостокская таможня отправляет в федеральный бюджет более 130 млрд. рублей. Судя по всему, именно это не позволяло раньше Владивостоку стать столицей Приморского края, но в этом направлении следует искать источники социально-экономического развития города, гораздо более существенные, нежели в мифологизированном статусе столицы ДВ.

Что беспокоит в этом отношении больше всего полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева: как бы сделать так, чтобы перенос столицы не повлиял на экономический баланс, чтобы не потратить бюджетные деньги. Ему тут же дают подсказку: вот стоят непроданные помещения ДВФУ, их и можно занять «бесплатно». Не зря говорят, простота хуже воровства. Совсем недавно рассуждали иначе: вырученные от продажи здания в городе позволят университету начать строительство второй очереди кампуса на острове. Теперь же экономя бюджета: в непроданные здания въезжает «столица», а университет на какие деньги строить? Федеральный бюджет поможет? То есть, создается впечатление, что для полпреда эта затея со столицей хороша только «забесплатно», и нет сколько-нибудь весомых оснований, обосновывающих эффективность вложения федерального бюджета. Более экстравагантно выглядит идея предложить недостроенные к 2012 году гостиницы столоначальникам, за все это время других отважных не нашлось.

Ну и, пожалуй, самый принципиальный вопрос, который полпреду кажется пока несвоевременным, но который назрел уже давно. Это вопрос о статусе Владивостока, а точнее Владивостокской агломерации, как о субъекте федерации. Тема требует серьёзного и всестороннего обсуждения, она должна найти отражение в Национальной программе развития Дальнего Востока, но в свете последних событий, становится как бы неуместной. Но если мы действительно думаем не о том, где разместить офис для новой «столицы», как сэкономить бюджет, где взять кадры, а думаем о том, где и как совершить прорыв, за счёт каких видов деятельности будем интегрироваться в пространство азиатско-тихоокеанской экономики, и как России не потерять Дальний Восток, то для начала стоило бы вспомнить о первоначальном смысле того места, которое было названо Владеть Востоком. И думаю, что наши предки вряд ли согласились бы с нынешней трактовкой назначения города, владеющего Дальним Востоком.

У Дальнего Востока есть все основания предложить динамично развивающейся части мира не только и не столько нефть, газ, уголь, лес и рыбу, а космические технологии и подводную робототехнику, атомные реакторы и способы предупреждения природных катастроф, многое другое, что позволило бы не пристраиваться в арьергарде сложившихся международных альянсов, а занимая лидерские позиции, предлагать совместное освоение космоса и мирового океана, контакты не только на уровне торговых обменов, а прежде всего в духовной сфере, в области культуры.

И Владивосток, как ближайшая европейская точка к странам Азии, по праву стал площадкой международных коммуникаций, его задача «работать» вовне, подтягивая не только ресурсы Дальневосточных субъектов федерации, но и экономический потенциал всей России, ориентированной на рынки АТР. А потому нужно делать всё, чтобы здесь оказалась какая-то часть функций АТЭС, ШОС, БРИКС, новые международные структуры и организации. Здесь же должны приниматься решения на уровне Министерства иностранных дел и, главным образом, на уровне президента Российской Федерации. Владивосток по праву должен стать Восточной столицей России, столицей Тихоокеанской России, а столица Дальнего Востока – Хабаровск! О Владивостоке как президентской столице, кстати, говорили участники Валдайского клуба на IV Восточном форуме, эта мысль задолго до этого сформулирована в книге известного питерского философа С. Переслегина «Опасная бритва Оккама», этой идее уже много лет я пытаюсь дать научное обоснование.

Владивосток. Фото Сергея ЛЕОНОВА

К сожалению, руководством к действию в администрации Приморского края в настоящее время является так называемая Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2030 года, разработанная специалистами Высшей школы экономики, сохраняя ресурсно-сырьевую (колониальную) направленность экономики, которая никогда не позволит вырваться из сложившейся ситуации. Ровно также выглядит и приписываемые Вам слова на баннере: «Россия начинается с Приморья!», которые могли прийти в голову только тем, кто не живёт на Дальнем Востоке, и кто не знает, что у России до Приморья ещё два часовых пояса, о чём Вам хорошо известно. В нашем крае есть не так много, как того хотелось бы, неравнодушных и компетентных людей, которые могут дать обоснованную картину будущего, предложить пути её реализации, но для этого нужен ЗАКАЗ, нужно, чтобы губернатор испытывал острую потребность в такой разработке. Такая работа не может и не должна вестись от случая к случаю, от выборов до выборов. В Приморском крае необходим центр стратегических разработок, который бы мог формировать и удерживать перспективу, сверять её с решением текущих проблем, подсказывать наиболее эффективные пути движения. Только так можно сделать Дальний Восток драйвером развития всей России, сделать эту территорию привлекательной и для инвесторов, и для тех, кто хотел бы здесь жить и работать, и оставить свой след в истории Тихоокеанской России.

С уважением,
Юрий Алексеевич АВДЕЕВ, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, 
            кандидат экономических наук.
17 декабря 2018 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий