К 30-летию Института
проблем морских технологий
В
своих прежних сочинениях автору этих строк уже доводилось
говорить и стихом, и прозой о глубоководных аппаратах и их создателях. Наша
коллективная творческая деятельность в этой сфере чрезвычайно многопланова, и
следует заметить, что мы сами придумали свою «суперпроблему», вовлекли в неё
круги, радеющие за державу, и связали себя с «авралами» и походами по океанским
просторам. Суть этой проблемы завуалирована в таких словосочетаниях как
«освоение Мирового океана», «подводная робототехника», и читатель, проявляющий
интерес в этой области, может обратиться к соответствующим трудам из довольно
обширного библиографического списка. Здесь, в этой заметке можно лишь кратко
сказать, что в освоении манящих, но труднодоступных морских глубин немаловажную
роль играет специальная техника, создаваемая учёными, инженерами,
конструкторами и теми, кто в такой технике нуждается и использует её для своих
целей. Эту непростую тему с глубоким научным содержанием приходилось порой
сопровождать такими интригующими заголовками как: «Есть ли экзотика в морских
технологиях?», «Под шум ветров и волн привычный ропот…», «Идеи, воплощённые в
металл» и др.
Лев Владимирович КИСЕЛЁВ |
А.А. ВОРОНОВ и М.Д. АГЕЕВ с группой создателей «Скат-гео» позируют для журнала «Морской сборник» (1978 год) |
Создан первый в стране автономный подводный аппарат
«Скат» для экспериментальных исследований на шельфе, проведены опытные работы
на озере Байкал по оценке экологического состояния водной среды вблизи
целлюлозно-бумажного комбината. По заказу ЦНИИГАиК создан АНПА «Скат-гео»,
проведена опытная эксплуатация на геодезическом полигоне в Белом море (1976-1978).
Начато
сотрудничество с ГУНиО МО СССР, разработана модульная технология глубоководных
средств и создан на её основе первый в стране глубоководный автономный
обзорно-поисковый робототехнический комплекс. Проведены испытания комплекса на
предельных рабочих глубинах в Японском и Филиппинском морях. Впервые в мировой
практике глубоководный робототехнический комплекс эффективно использован в
обзорно-поисковых операциях в Северной Атлантике, в поисковых работах вблизи
о-ва Сахалин.
Обобщен
теоретический и практический опыт создания автономных подводных роботов и их
систем. В издательстве «Судостроение» в серии «Техника исследования океана»
вышла в свет первая коллективная монография «Автоматические подводные
аппараты», посвящённая научным и практическим проблемам создания и развития
АНПА.
По
договору с ГУНиО создан АНПА для подлёдных исследований в Арктическом бассейне.
На его основе создан аппарат «Тифлонус», проведены его испытания и опытная
эксплуатация с целью отработки новых систем и проведения акустических и
гравиметрических измерений в море.
По
договору с НПК «Южморгеология» (Геленджик) разработан АНПА для геологической
разведки, в частности, для съёмки залежей железомарганцевых конкреций в Тихом
океане.
По
заданиям Правительства проведены глубоководные поисково-обследовательские
операции в Саргассовом море в районе гибели АПЛ «К-219» (1987)
1 апреля 1988 года – дата рождения Института проблем морских технологий
М.Д. АГЕЕВ и Н.И. РЫЛОВ чувствуют удовлетворение от результатов творческого труда. Демонстрация модульной технологии АНПА «Л-1» |
Объём работ по
созданию глубоководного робототехнического комплекса, а также и их качественный
уровень возросли настолько, что встал вопрос о реорганизации отдела подводных
технических средств Института автоматики и процессов управления, руководимого
М.Д. Агеевым, в самостоятельный институт. Доминирующую роль играл тот факт, что
согласно общей идее необходимо было обеспечить слияние научных исследований с
созданием реальных образцов подводной техники. Выдвигались различные варианты
организации СКБ подводной робототехники и даже были предприняты попытки начать
строительство, но этим вариантам не суждено было стать реальностью. Михаил
Дмитриевич настойчиво обращался с докладными записками в разные инстанции с
обоснованием необходимости расширения работ и реорганизации коллектива,
способного осуществлять весь цикл работ от научной идеи до опытной эксплуатации
создаваемой новой техники. Основные доводы сводились к следующему.
Комплексное
освоение Мирового океана в интересах народного хозяйства и обороны страны
требует исследований и разработок принципиально новых технологий – методов и
технических средств осуществления производственной деятельности в океане. В
наибольшей степени это относится к работам, выполняемым на средних и больших
глубинах. Здесь можно отметить три аспекта этой проблемы: необходимость
создания совершенно новых технологических приёмов, например, разработки твёрдых
полезных ископаемых, изучения возможных экологических последствий
производственной деятельности и полной автоматизации процессов. Исходя из этих
задач, были приняты основные научные направления создаваемого института:
разработка научных основ перспективных технологий для освоения различных
ресурсов Мирового океана; разработка новых методов и принципов создания
автоматизированных технических средств исследования и освоения Мирового океана.
АНПА «Комплекс-АН» (он же «гладкий»,
«долгоиграющий», «подлёдный», «Тифлонус»). 1987 год
|
Состав и облик
института, а также его название утвердились не сразу. Вначале планировалось,
что в его состав войдут отдел, о котором уже шла речь, и лаборатория морских
ландшафтов Института географии. Затем ситуация переигралась, и в результате
возникла комбинация, в которую вошли отдел М.Д. Агеева из ИАПУ, лаборатории
гидрофизики океана и нетрадиционной энергетики из Тихоокеанского океанологического
института (ТОИ), а четыре года спустя – лаборатория экологических систем из Института экономики океана (ИЭО).
Первым «детищем» новорожденного
института стал аппарат «МТ-88», созданный на инициативной основе за счёт
госбюджета. В структуре аппарата впервые были реализованы микропроцессорная
система, телеуправление по гидроакустическому каналу. Этот период совпал во
времени не только с «перестройкой», но и с возникшим неожиданно интересом к
геологической разведке на больших глубинах, в частности, к разведке и добыче
запасов железомарганцевых конкреций (ЖМК) в районах океанических разломов и
рифтовых зон. Так, АНПА «МТ-88» оказался вовлечённым в международную программу
и участвовал в комплексной разведке ЖМК в зоне разлома Кларион-Клиппертон.
Академик М.Д. АГЕЕВ с китайскими коллегами |
В это же время при сотрудничестве с
фирмой DAEWOO (Южная Корея) была выполнена аналогичная разработка АНПА под
названием «ОКРО-6000». ОКРО – это название острова, на котором расположены
корпуса фирмы DAEWOO. Здесь было немало проблем, связанных с организацией работ
с корейской стороны, но в конечном итоге аппарат был создан и в дальнейшем
использовался специалистами фирмы «KORDI» для
геологической разведки в Тихом океане.
К
данному периоду времени относится разработка автономно-привязного аппарата,
получившего название «Tunnel Sea Leon» или сокращенно TSL. Проект
разрабатывался по контракту с американской частной фирмой и преследовал цель –
обследование водоводов, в частности, туннелей, снабжающих водой большой город,
например, Сан-Франциско. Первоначально планировалось создание автономного
аппарата, но после анализа проблем было решено перейти на гибридный вариант с
оптоволоконным кабелем. Это была новая работа, которая потребовала принять ряд
нестандартных решений, касающихся движительной системы, супервизорного
управления, сенсоров и структуры управления в целом. Когда контракт завершился,
и финансы у заказчика иссякли, аппарат стал использоваться для отработки новых
систем и различных морских экспериментов по биологии, экологии, мониторингу
водной среды. Применительно к задачам мнокократно модернизировался. Участвовал
в экспедиции по поиску ледокола «Челюскин», свою задачу выполнил, хотя сама
поисковая операция оказалась безрезультатной.
В
этот период активный интерес к разработкам института проявила известная
французская фирма IFFRENER, и в рамках научного сотрудничества были проведены
исследования по проекту универсального АНПА, в который закладывались новые идеи
по навигации, управлению и энергетике.
К
числу фундаментальных проблем, связанных с повышением автономности АНПА,
относятся проблемы энергообеспечения на основе нетрадиционных технологий. В
первую очередь рассматривалась перспектива использования солнечной энергии для
подзарядки бортовых источников энергии (аккумуляторных батарей). В публикациях
на эту тему М.Д. Агеевым в соавторстве с зарубежными коллегами детально
обоснованы технологические аспекты использования АНПА с солнечной энергетикой.
На практике по контракту с американским институтом подводных исследований
(AUSI) были созданы два экспериментальных образца САНПА и проведены их
всесторонние испытания в морских условиях. В дальнейшем на базе этой разработки
американцы выпустили серию аппаратов, которые использовались для выполнения
океанографических работ и трансатлантических переходов.
После
длительного перерыва возобновилось сотрудничество с организациями оборонного
профиля. Вначале на уровне НИР, а затем с переходом на ОКР осуществлялись
проекты, суть которых можно было выразить тремя словами: инновация,
интеллектуализация, интеграция. Речь шла не только о новых задачах и их
решениях, но и о совершенно иных подходах к организации труда по оборонзаказам.
Проект под названием «Клавесин» разрабатывался именно в таких условиях. В его
задачу входило создание опытного образца поисково-обследовательского АНПА для
инспекции протяжённых подводных объектов. Требовались принципиально новые решения
в отношении систем навигации, энергетики, технического зрения, управления
движением и в целом всей структуры бортовых систем. Для отработки вновь
созданных систем и устройств был разработан прототип (макет) проектируемого
АНПА «Клавесин-М», оснащённый всеми необходимыми средствами поиска и
обнаружения протяжённых подводных коммуникаций (подводных кабелей). По
результатам испытаний аппарат был принят на вооружение ВМФ. На его основе был
создан АНПА «Клавесин-1Р», прошедший полный цикл государственных испытаний и
военной приёмки. В 2007 году аппарат участвовал в экспедиции по исследованию
континентального арктического шельфа, когда решались вопросы его
государственной принадлежности. Результаты этой экспедиции широко освещались в
СМИ и в журнальных публикациях. Аппарат также принимал участие в ряде других
масштабных поисково-обследовательских операций в дальневосточных водах.
Накопленный достаточно уникальный материал по
проблемам создания и применения АНПА и их систем был обобщен в коллективной
монографии под редакцией М.Д. Агеева, было начато издание журнала «Подводные
исследования и робототехника».
На основе АНПА «Клавесин-1Р» была изготовлена
опытная партия из трёх действующих аппаратов для выполнения работ в различных
морских акваториях. Разработана соответствующая техническая документация для
организации серийного выпуска АНПА в интересах различных ведомств и отраслей.
Весь
предшествующий опыт создания и практического применения АНПА показывает, что он
неразрывно связан с постановкой и решением новых системных задач,
совершенствованием конструкторских и информационных технологий. Важнейшее
направление в этих технологиях касается миниатюризации технических устройств,
систем и аппаратов-роботов в целом. С этим связано не только стремление
уменьшить размеры и эксплуатационные характеристики аппаратов, но и в
значительной степени «интеллектуализация» решаемых задач. Конечно, остаётся
немалый класс задач, которые могут быть выполнены только с помощью больших,
универсальных аппаратов, но многие задачи могут быть решены с помощью аппаратов
среднего и малого класса.
Завершая
экскурс в историю подводной роботехники, перечислим проекты, реализованные в
последние годы:
·
робототехнический
комплекс МТ-2012 (Галтель), включающий два опытных образца АНПА и один ТНПА, предназначенные
для мониторинга морского дна на шельфе; по результатам приёмки комплекс получил
статус МРТК для ведения оперативных работ широкого назначения;
·
«лёгкие»
АНПА, включая: МТ-2010 (Пилигрим), созданный в рамках ОКР для МЧС РФ;
·
комплекс АНПА «Платформа», созданный по заказу
ФТГУ.
На
основе инициативных проектов были выполнены разработки:
·
ММТ-2016,
представляющий собой модернизированный вариант АНПА ММТ-3000;
·
робототехнический
комплекс МАРК, включающий два автономных аппарата: подводный (АНПА) и водный
(АНВА);
·
малый
специализированный ТНПА «Чилим» для ведения поисковых работ в мелком море,
обнаружения и обезвреживания потенциально опасных объектов морской военной
техники.
Все
перечисленные разработки оказались возможными только благодаря научному заделу,
связанному с решением проблем навигации, связи, системной организации,
управления движением, отбражения информации о внешней среде.
В
заключение необходимо сказать, что в наше время подводная робототехника
приобретает черты самостоятельной отрасли, в которую вовлечены крупнейшие
научные и производственные организации, фирмы, корпорации.
Лев
КИСЕЛЁВ,
главный
научный сотрудник ИПМТ ДВО РАН,
доктор
технических наук
Фото из архива автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий