среда, 20 сентября 2017 г.

Процессы изменения климата на Земле, социальная сфера, образование и наука в России

Точка зрения

Процесс изменения (потепления) климата

Лаборатория газогеохимии создана в 1979 году. Основная цель её деятельности – изучение распределения природных газов в литосфере, гидросфере и атмосфере. Определяются основные газы – СН4, С2Н6, С3Н8, С4Н10, О2, N2, Н2. Не. Газовые компоненты используются как индикаторы для решения геологических и экологических задач, в том числе для прогноза и поиска газогидратов, нефтегазовых залежей, картирования зон разломов, определение их сейсмической активности, прогноза землетрясений, оценки количества поступления в атмосферу парниковых газов (СН, СО2); которые частично участвуют в процессе глобального изменения (потепления) климата и загрязнения приземной части атмосферы.

Важно определить, какое количество парниковых газов поступает в атмосферу из природных источников (из мантии, земной коры, интрузивных комплексов, в процессе серпентинизации ультраосновных интрузивных пород, вулканов, углей и угленосных пород, а также из других источников) и в результате техногенной деятельности (сжигание топлива, выбросы транспорта, фабрик, заводов и др.).

В процессе наших исследований распределения природных газов в Дальневосточных морях обнаружено около 700 потоков пузырей метана из донных отложений в воду и частично из воды в атмосферу. В газе обнаружено 30-50 % метана, парниковый эффект которого превышает в 20 раз такой эффект от углекислого газа.
Схема выделения газа в Охотском море

Поток газа (метана)
Процесс выделения газа усиливается в период сейсмо-тектонической активизации, которая началась в западной части Тихого океана, Дальневосточных окраинных морях с 1990 года. В год в атмосферу из Охотского моря выделяется около 1 миллиона м3 метана.

Процесс потепления и похолодания на Земле постоянно менялся, причём в те периоды жизни Земли, когда ещё не было техногенных выбросов. 

Схема потепления (красный цвет), похолодания (синий цвет)

То есть, следует обратить внимание, что нельзя считать, что причиной потепления в современный период являются только техногенные выбросы парниковых газов. Ясно, что природный источник парниковых газов очень мощный и, по нашему мнению, в 5-10 раз больше, чем техногенные. Техногенные газы вредны для проживания людей, загрязняют приземную часть атмосферы. На похолодание и потепление влияют земные и космические процессы взаимодействия планеты Земля с Солнцем и другими планетами, которые создают определенные геологические активизации и дегазацию Земли в атмосферу.

Процесс изменения социальной сферы

После распада СССР подорвалось экологическое воспитание молодёжи. Появились новые руководители, губернаторы, которые были настроены на получение прибыли и нечестным путём и нарушением экологии. Появляются чёрные лесорубы, вырубаются ценные породы деревьев, кедр, липа и другие, которые кормят животных и людей, являются лёгкими Земли и зонами здоровья.

Появляются свалки, загрязнение мусором, нефтепродуктами рек, пляжей и другие экологические нарушения. Почему и как с этим бороться?

Первое – экологическое воспитание.

Второе – экологические выступления сохранения среды, экологические Советы, общественность, народный фронт.

Третье – обращение в Думу, к президенту, выработка соответствующих законов по экологическому законодательству, привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушение экологии.

Процесс изменения образования

С 26 по 28 октября 2016 года произошло важное событие – VIII Съезд геологов. На нём была озвучена проблема – пополнение геологической отрасли молодыми кадрами. Руководители вузов высказались, что система обучения по геологическим специальностям – бакалавров и магистров не отвечает требованиям кадрового роста в геологии, необходимо выпускать горных инженеров – геологов, как это было в СССР. 28 октября происходило закрытие Съезда под руководством В.П. Орлова и Е.А. Киселева. Повторилось, что надо повысить эффективность поисков, искать и небольшие месторождения, но при этом забыли о кадрах. Я взял слово и предложил записать в Постановление Съезда три пункта. 1. В вузах геологического профиля упразднить обучение по «Болонской» системе и вернуться к выпуску горных инженеров – геологов. 2. В вузах геологического профиля обязательно ввести научные и производственные практики с дополнительным финансированием. 3. Выпускников, горных инженеров – геологов, распределять в геологические организации с обязательным приёмом на работу не менее чем на три года для практического овладения профессией. 
А.И. ОБЖИРОВ на VIII Съезде геологов, 26-28 октября 2016 года

Все поддержали эти предложения. Как всегда есть надежда, что вопросу по воспитанию кадры молодых геологов окажется самое пристальное внимание, как по обучению, так и зарплате, что повысит эффективность геологической отрасли.

Процесс изменения в Академии

40 лет я работаю в ТОИ ДВО РАН. Присутствовал на многих собраниях и даже один раз баллотировался лет 10 назад в члены-корреспонденты по геологии. Что я увидел тогда и сейчас – пришло сознание, что члены-корреспонденты и академики РАН не стоят на передовой повышения эффективности науки. Я задумался о причинах, ведь будучи студентом и научным сотрудником я с большим уважением относился к академикам, как учёным высшего уровня. Впервые я как-то осознал, что академики – это нашего уровня учёные, различие в том, что они имеют большую административную власть…

Что же произошло в результате выборов в конце 2016 года? Часть людей в Академию выбрали не учёных, а чиновников, причём президент Академии президенту России даже не смог объяснить, почему их выбрали. Это показало деградацию Академии как организации. Отметим, есть учёная степень – доктор наук, учёное звание – профессор по специальности – они имеют дипломы, выданные Высшей Аттестационной Комиссией Минобрнауки РФ, за научные достижения, воспитания учеников, научно-организационную деятельность и др. В Академию РАН люди выбираются как учёные, так и администраторы. Что это означает? Это только почёт, как грамота – или с них должен быть другой спрос – руководить наукой, но и отвечать перед научным сообществом, что они привнесли для её роста. Вот тут и возникает вопрос. На протяжении последних 10-15 лет члены Академии занимались доставанием денег для институтов и для себя. О науке только говорили, но прорывного глобального прогресса не было. Добыванием денег должны занимаются администраторы. Это увидело руководство России и появилось ФАНО.

Нужна организационная реформация Академии. Прежде всего, надо отменить доплаты членам Академии, тогда чиновники в неё не пойдут. Профессорам доплаты не делают, хотя это главные научные трудяги, и они её и не просят, потому что им важна наука. Они имеют достаточную зарплату. Также достаточную зарплату имеют члены Академии. Почему они получают пожизненную доплату? Если они добились исключительных результатов, то есть премии и другие поощрения, но не за выборный билет, а за заслуги. Что можно предложить? Из членов Академии выбирать Академический Совет на пять лет. Затем через пять лет его переизбирать, как в Государственную Думу. Каждый год Совет отчитывается перед научным и гражданским сообществом, что он смог полезного сделать. Совет должен состоять из 50-70 членов, и они на время работы в Совете смогут получать доплаты, правда, не по 100 тыс., как сейчас, а как было раньше по 50 тыс. руб. Дело в том, что «корзина» бюджета на науку одна, и члены Академии должны понимать, что забирая больше денег, они оставляют молодёжь на низкой зарплате, что ведёт к оттоку её за границу.

Да, сейчас идёт психоз по поводу необходимости большого количества публикаций в том числе, в иностранных журналах. Должна быть оптимальная пропорция публикаций в российских и иностранных журналах, так как мы снижаем рейтинг российских журналов. Что касается гонки за большим количеством публикаций, то есть простой довод – количеством публикаций мы не повысим уровень науки и экономики, чем больше публикаций, тем меньше они имеют научную значимость и больше времени отрывается от науки на их переписку и оформление. Рейтинги институтов должны состоять из их результатов деятельности, а количество и качество публикаций должно учитываться, как один из факторов.
Мы часто говорим, что у нас не хватает хорошего оборудования, бюджетных средств на исследования, экспедиции, постройки новых судов, решения других научных и хозяйственных задач. Что мы отстали от зарубежных стран по научным разработкам, хотя идей у наших учёных достаточно. Надо искать пути совершенствования организации науки.

Анатолий ОБЖИРОВ, 
заведующий лабораторией газогеохимии, 
доктор геолого-минералогических наук, 
профессор
Тихоокеанский океанологический институт (ТОИ) ДВО РАН

Статья опубликована: 
Обжиров А.И. Процессы изменения климата на Земле, социальная сфера, образование и наука в России // Новая наука: Стратегии и векторы развития, часть 3, 2017, Агентство Международных Исследований (АМИ), С. 10-14. ISSN 2412-9739

Комментариев нет:

Отправить комментарий