Точка зрения
Процесс изменения (потепления) климата
Лаборатория
газогеохимии создана в 1979 году. Основная цель её деятельности – изучение
распределения природных газов в литосфере, гидросфере и атмосфере. Определяются
основные газы – СН4, С2Н6, С3Н8,
С4Н10, О2, N2, Н2. Не. Газовые компоненты используются
как индикаторы для решения геологических и экологических задач, в том числе для
прогноза и поиска газогидратов, нефтегазовых залежей, картирования зон
разломов, определение их сейсмической активности, прогноза землетрясений,
оценки количества поступления в атмосферу парниковых газов (СН, СО2);
которые частично участвуют в процессе глобального изменения (потепления)
климата и загрязнения приземной части атмосферы.
Важно
определить, какое количество парниковых газов поступает в атмосферу из
природных источников (из мантии, земной коры, интрузивных комплексов, в
процессе серпентинизации ультраосновных интрузивных пород, вулканов, углей и
угленосных пород, а также из других источников) и в результате техногенной
деятельности (сжигание топлива, выбросы транспорта, фабрик, заводов и др.).
В процессе наших
исследований распределения природных газов в Дальневосточных морях обнаружено
около 700 потоков пузырей метана из донных отложений в воду и частично из воды
в атмосферу. В газе обнаружено 30-50 % метана, парниковый эффект которого
превышает в 20 раз такой эффект от углекислого газа.
Схема выделения газа в Охотском море |
Поток газа (метана) |
Процесс
выделения газа усиливается в период сейсмо-тектонической активизации, которая
началась в западной части Тихого океана, Дальневосточных окраинных морях с 1990
года. В год в атмосферу из Охотского моря выделяется около 1 миллиона м3 метана.
Процесс
потепления и похолодания на Земле постоянно менялся, причём в те периоды жизни
Земли, когда ещё не было техногенных выбросов.
Схема потепления (красный цвет), похолодания (синий цвет) |
То есть, следует
обратить внимание, что нельзя считать, что причиной потепления в современный
период являются только техногенные выбросы парниковых газов. Ясно, что
природный источник парниковых газов очень мощный и, по нашему мнению, в 5-10
раз больше, чем техногенные. Техногенные газы вредны для проживания людей,
загрязняют приземную часть атмосферы. На похолодание и потепление влияют земные
и космические процессы взаимодействия планеты Земля с Солнцем и другими
планетами, которые создают определенные геологические активизации и дегазацию
Земли в атмосферу.
Процесс изменения социальной сферы
После распада
СССР подорвалось экологическое воспитание молодёжи. Появились новые
руководители, губернаторы, которые были настроены на получение прибыли и
нечестным путём и нарушением экологии. Появляются чёрные лесорубы, вырубаются
ценные породы деревьев, кедр, липа и другие, которые кормят животных и людей,
являются лёгкими Земли и зонами здоровья.
Появляются
свалки, загрязнение мусором, нефтепродуктами рек, пляжей и другие экологические
нарушения. Почему и как с этим бороться?
Первое –
экологическое воспитание.
Второе –
экологические выступления сохранения среды, экологические Советы,
общественность, народный фронт.
Третье –
обращение в Думу, к президенту, выработка соответствующих законов по
экологическому законодательству, привлечения к административной и уголовной
ответственности за нарушение экологии.
Процесс изменения образования
С 26 по 28 октября 2016 года произошло
важное событие – VIII Съезд геологов. На нём была озвучена проблема – пополнение
геологической отрасли молодыми кадрами. Руководители вузов высказались, что
система обучения по геологическим специальностям – бакалавров и магистров не
отвечает требованиям кадрового роста в геологии, необходимо выпускать горных
инженеров – геологов, как это было в СССР. 28 октября происходило закрытие
Съезда под руководством В.П. Орлова и Е.А. Киселева. Повторилось, что надо
повысить эффективность поисков, искать и небольшие месторождения, но при этом
забыли о кадрах. Я взял слово и предложил записать в Постановление Съезда три
пункта. 1. В вузах геологического профиля упразднить обучение по «Болонской»
системе и вернуться к выпуску горных инженеров – геологов. 2. В вузах
геологического профиля обязательно ввести научные и производственные практики с
дополнительным финансированием. 3. Выпускников, горных инженеров – геологов,
распределять в геологические организации с обязательным приёмом на работу не
менее чем на три года для практического овладения профессией.
А.И. ОБЖИРОВ на VIII Съезде геологов, 26-28 октября 2016 года |
Все поддержали эти предложения. Как
всегда есть надежда, что вопросу по воспитанию кадры молодых геологов окажется
самое пристальное внимание, как по обучению, так и зарплате, что повысит
эффективность геологической отрасли.
Процесс изменения в Академии
40 лет я работаю
в ТОИ ДВО РАН. Присутствовал на многих собраниях и даже один раз баллотировался
лет 10 назад в члены-корреспонденты по геологии. Что я увидел тогда и сейчас –
пришло сознание, что члены-корреспонденты и академики РАН не стоят на передовой
повышения эффективности науки. Я задумался о причинах, ведь будучи студентом и
научным сотрудником я с большим уважением относился к академикам, как учёным
высшего уровня. Впервые я как-то осознал, что академики – это нашего уровня
учёные, различие в том, что они имеют большую административную власть…
Что же произошло
в результате выборов в конце 2016 года? Часть людей в Академию выбрали не
учёных, а чиновников, причём президент Академии президенту России даже не смог
объяснить, почему их выбрали. Это показало деградацию Академии как организации.
Отметим, есть учёная степень – доктор наук, учёное звание – профессор по
специальности – они имеют дипломы, выданные Высшей Аттестационной Комиссией
Минобрнауки РФ, за научные достижения, воспитания учеников,
научно-организационную деятельность и др. В Академию РАН люди выбираются как
учёные, так и администраторы. Что это означает? Это только почёт, как грамота –
или с них должен быть другой спрос – руководить наукой, но и отвечать перед
научным сообществом, что они привнесли для её роста. Вот тут и возникает
вопрос. На протяжении последних 10-15 лет члены Академии занимались доставанием
денег для институтов и для себя. О науке только говорили, но прорывного
глобального прогресса не было. Добыванием денег должны занимаются администраторы.
Это увидело руководство России и появилось ФАНО.
Нужна
организационная реформация Академии. Прежде всего, надо отменить доплаты членам Академии, тогда чиновники в неё не пойдут.
Профессорам доплаты не делают, хотя это главные научные трудяги, и они её и не
просят, потому что им важна наука. Они имеют достаточную зарплату. Также
достаточную зарплату имеют члены Академии. Почему они получают пожизненную
доплату? Если они добились исключительных результатов, то есть премии и другие
поощрения, но не за выборный билет, а за заслуги. Что можно предложить? Из
членов Академии выбирать Академический Совет на пять лет. Затем через пять лет
его переизбирать, как в Государственную Думу. Каждый год Совет отчитывается
перед научным и гражданским сообществом, что он смог полезного сделать. Совет
должен состоять из 50-70 членов, и они на время работы в Совете смогут получать
доплаты, правда, не по 100 тыс., как сейчас, а как было раньше по 50 тыс. руб.
Дело в том, что «корзина» бюджета на науку одна, и члены Академии должны
понимать, что забирая больше денег, они оставляют молодёжь на низкой зарплате,
что ведёт к оттоку её за границу.
Да, сейчас идёт психоз по поводу
необходимости большого количества публикаций в том числе, в иностранных
журналах. Должна быть оптимальная пропорция публикаций в российских и
иностранных журналах, так как мы снижаем рейтинг российских журналов. Что
касается гонки за большим количеством публикаций, то есть простой довод –
количеством публикаций мы не повысим уровень науки и экономики, чем больше
публикаций, тем меньше они имеют научную значимость и больше времени отрывается
от науки на их переписку и оформление. Рейтинги институтов должны состоять из
их результатов деятельности, а количество и качество публикаций должно
учитываться, как один из факторов.
Мы
часто говорим, что у нас не хватает хорошего оборудования, бюджетных средств на
исследования, экспедиции, постройки новых судов, решения других научных и
хозяйственных задач. Что мы отстали от зарубежных стран по научным разработкам,
хотя идей у наших учёных достаточно. Надо искать пути совершенствования
организации науки.
Анатолий
ОБЖИРОВ,
заведующий лабораторией газогеохимии,
доктор
геолого-минералогических наук,
профессор
Тихоокеанский
океанологический институт (ТОИ) ДВО РАН
Статья
опубликована:
Обжиров А.И. Процессы изменения климата на Земле, социальная сфера, образование и наука в России // Новая наука: Стратегии и векторы развития, часть 3, 2017, Агентство Международных Исследований (АМИ), С. 10-14. ISSN 2412-9739
Обжиров А.И. Процессы изменения климата на Земле, социальная сфера, образование и наука в России // Новая наука: Стратегии и векторы развития, часть 3, 2017, Агентство Международных Исследований (АМИ), С. 10-14. ISSN 2412-9739
Комментариев нет:
Отправить комментарий