пятница, 17 июня 2011 г.

Жить в гармонии


«Знаете, уже не мыслишь своей жизни без медицины. Даже дома, в будни и в выходные мысли о больных не выходят из головы. За долгие годы они уже стали частью образа жизни». – Эти слова принадлежат человеку, знающему свою профессию, деятельному, энергичному, смелому, с одной стороны, и с другой – очень современной, стильной, обаятельной женщине. К этому доктору невольно чувствуешь доверие, а если это так, то ты уже на полпути к выздоровлению. Знакомьтесь: врач высшей квалификации, заведующая терапевтическим отделением поликлиники Медобъединения ДВО РАН Лариса Анатольевна ОГАЙ. 

Л.А. Огай 

С детства она была уверена в том, что когда вырастет, станет врачом. Лариса росла в «медицинской атмосфере»: ее папа работал врачом-хирургом, мама – фельдшером, а бабушку, которая жила в пригороде Владивостока, все знали как народную целительницу, знахарку. Поэтому, как говорится «сам Бог велел» Ларисе продолжить семейную традицию. 
Неудивительно, что после средней школы, Лариса поступила на лечебный факультет Владивостокского государственного медицинского института, который окончила в 1978 году с красным дипломом. 
Такому успеху не помешало раннее, на третьем курсе замужество (муж – Леонид Николаевич Огай – моряк судоводитель) и появление сына-первенца Игоря. Потом была учеба в интернатуре, работа во Владивостокской поликлинике №4. В 1984-м, в возрасте всего 28 лет, она была переведена на должность заведующего терапевтическим отделением в поликлинику №3, и – ничего, справилась. На этой должности проработала почти двадцать лет. Но в 2003 году … пришлось уйти. «Почему?» – Спрашиваю у Ларисы Анатольевны. «Родила третьего сына – Романа», – отвечает она. «Позвольте, а как же средний? Как-то он выпал у нас из повествования…» «Второй – Илья – появился между первым и третьим», – смеется Лариса Анатольевна. 

Только десять месяцев смогла поработать дома женой и мамой. Ей было 48 лет – замечательный возраст, самый «пик»: силы есть, опыта не занимать, только что защитила высшую категорию, получила сертификат на пять лет. Люди, нуждавшиеся в ее помощи, ждали ее, а сердце врача – почувствовало. Как можно оставаться в стороне, когда она сможет им помочь! Вот тут, кстати, и оказия случилась: в Медобъединение ДВО РАН требовался врач-терапевт. С тех пор, с 2004 года, прикипела Лариса Анатольевна к Дальневосточному отделению РАН. 

– Это было ваше знакомство с Медобъединением?

– Нет. В 1991 году я проходила здесь специализацию по иглорефлексотерапии. Тогда и познакомилась с этим учреждением. Познакомилась и подружилась с коллегами, вжилась в коллектив и ощущаю себя так, как будто давно здесь работаю.

Я благодарна Медобъединению. Здесь совсем другая атмосфера, чем в медицинских учреждениях города, свои особые отношения.

– А чем они отличаются, на ваш взгляд? Может быть, меньшей суетностью?

– Конечно, жизнь и работа в нашем учреждении спокойнее. У нас совсем другие пациенты, чем в среднестатистической городской клинике – люди науки. Их образовательный, культурный уровень высок, поэтому и нам, персоналу, нужно соответствовать. Как правило, они слушают рекомендации доктора и стараются им следовать. Но случается, что вступают в споры, отстаивают свой вариант лечения. Сегодня, например, минут сорок вела прием одного научного сотрудника. Мне потребовались не только знания врача-терапевта, но и психолога, и оратора, и немалая эрудиция. Знаете, мне работа с такими пациентами нравится, с ними не заскучаешь, нужно постоянно «быть в хорошей форме». 

В советские времена учреждение Больница с поликлиникой ДВНЦ АН СССР было элитным, в которое вневедомственному пациенту попасть было очень непросто. Так и сейчас мы, как правило, принимаем только своих. Сторонние пациенты могут пройти обследование и лечение в нашем Медобъединении только платно. 

– Лариса Анатольевна, у вас многолетний опыт работы заведующим отделением городской поликлиники. С какого времени вы выполняете обязанности заведующего терапевтическим отделением поликлиники Медообъединения?

– Сравнительно недавно, с января 2010 года. Вообще я всегда считала себя терапевтом, как я говорю – лекарем. Есть и категория по терапии. 

Знаете, мне всегда нравилась эта специальность. Когда окончила институт, была на распутье: в гинекологию идти или в терапию? Но так сложились обстоятельства, что в гинекологи брали незамужних специалистов, что и решило мою судьбу. 

– Почему не наоборот? 

– В городе все места были заняты, гинекологи нужны были на периферии. Я была замужем и шла четвертой по распределению, в общем, получила свободный диплом. Так была решена моя профессиональная судьба, о чем я совсем не жалею.
Когда прошла обучение по иглорефлексотерапии, нужно было получить сертификат, лицензию. Тогда тоже была возможность уйти из терапии, но я не смогла. Еще года три совмещала эти две специальности, но было физически тяжело. Так и победила терапия.

– В связи с этим – следующий вопрос. Каково ваше отношение к традиционной и не традиционной медицине?

– Я придерживаюсь традиционной, доказательной медицины. Сегодня встречаются ситуации, когда лечением занимаются люди, не имеющие даже базового медицинского образования, но знакомые с псевдонаучной терминологией, выпускается масса БАДов, действие которых не доказано специальными исследованиями. Агрессивная реклама препаратов, порой направленная на подсознание, отнимает у населения деньги, способствует появлению шарлатанов, спекулирующих на желании людей быть здоровыми. 

Настоящая медицина строится только на доказательной базе, а пациенты зачастую хотят верить в чудо, бессознательно надеясь или думая примерно так: «Я куплю эту чудодейственную таблетку, о которой сказаны такие замечательные слова, выпью ее и буду здоров и красив как рекламирующий ее человек». 

Иногда приходят возрастные пациенты и говорят, что занимаются «самоздравом» и спрашивают: «Как вы, доктор, к этому относитесь?» Конечно, неплохо, если человек начинает беспокоиться о состоянии своего здоровья, соблюдает режим дня, питания, ведет правильный образ жизни, «дружит» со здравым смыслом. Все это помогает как в профилактике заболеваний, так и в лечении болезней. Но эти меры ни в коем случае не должны заменить все остальное, а вернее – основное лечение. 

Cейчас в институтах ДВО РАН совместно с Медобъединением и ВГМУ ведется большая научно-исследовательская работа по изучению и созданию препаратов из продуктов морской флоры и фауны, я думаю, что у них большое будущее.

Можно сказать, что здоровье человека определяется уровнем развития медицины в меньшей степени, а в большей степени – суперпозицией факторов, среди которых образ жизни, наследственность, состояние окружающей среды. Наследственность мы получили от своих родителей, и изменить ее невозможно, улучшить состояние окружающей среды нам в одиночку не удастся. А что удастся в одиночку? Без всяких усилий удается объедаться, идти на поводу у своих вредных привычек, хотеть быть здоровыми неопределенно долгое время. Сложнее заниматься разными видами спорта, участвовать в соревнованиях, совместно с семьей или коллегами выезжать за город, к берегу моря, просто культивировать активный отдых. Но при этом незаметно поднимается настроение, мобилизуются защитные силы организма, растет иммунитет. 
Года два тому назад на День медицинского работника мы с коллегами выезжали на остров Русский. Тот день выдался прохладным, но мы открыли купальный сезон. Я сама от себя не ожидала, что пойду в море. Выкупались все, и никто не заболел. Вот что значит – правильный настрой!
– Вы немного рассказали о том, что делать, чтобы не заболеть. Что делать, чтобы быстрее поправиться?

– Прежде всего – не заниматься самолечением. Люди науки имеют ненормированный рабочий день, часто работают, находясь не только в институте, но и дома. Случается, занимаются самолечением или запускают болезнь, надеясь на то, что она сама пройдет. Иногда болезнь проходит, но, если у человека есть хронические заболевания, и он не в молодом возрасте, то бывает хуже. Запустил простуду, прошло две-три недели, и вирусная инфекция перешла в бронхит, а там недалеко и до пневмонии. 

С годами становится видно, что многие наши научные сотрудники всерьез настроены сохранять свое здоровье. Недавно проходил медосмотр один немолодой уже доктор наук, так он и плавает, и на лыжах ходит. Человек находится в хорошей спортивной форме, неудивительно, что он ничем не болеет. Здоровый образ жизни, ежегодные профилактические медосмотры, диспансеризация хорошо помогают сотрудникам ДВО РАН на протяжении многих лет сохранять высокую работоспособность и крепкое здоровье! 

Медобъединение Дальневосточного отделения, наверное, единственный островок в городе, где успешно действует цеховая медицинская служба. И в этом, конечно, заслуга главного врача и администрации Медобъединения. Очень жаль, что цеховая служба не сохранена не только в нашем городе, но и в целом по стране. С развалом СССР разрушились прежняя система здравоохранения, а вместе с ней и цеховые службы. 

В том, что Медобъединение – ведомственное учреждение, есть и свои минусы. В муниципальных поликлиниках зарплата участковых врачей несколько выше, чем у цеховых терапевтов. Но нет таких задач, которые не поддаются решению. Должна сказать слова благодарности в адрес администрации МО ДВО РАН, которая старается находить внебюджетное финансирование, изыскивает средства для поощрения своих сотрудников!

– Лариса Анатольевна, средний возраст сотрудников в ДВО вырос. Какие с возрастом пришли болезни?

– Действительно, с возрастом болезни приходят чаще. Наиболее распространенные из них – сердечно-сосудистые заболевания, среди которых лидирует артериальная гипертония. Выражаясь немедицинским языком, ее причиной является повышенная активность биологических механизмов, которые вызывают сужение артериальных сосудов. У мужчин, в сравнении с женщинами, она проявляется в более раннем возрасте. По статистике после пятидесяти лет она встречается почти у каждого второго жителя России. Сама по себе гипертония может начинаться незаметно. Случается, что только на медкомиссии люди узнают о том, что больны ею. Вроде бы и особенного ухудшения состояния пациент у себя не наблюдает, но значительно возрастает риск различных осложнений. Например, возникла стрессовая ситуация, а в результате сосуд не выдержал и лопнул. Может развиться инсульт или инфаркт.
Итак, среди причин смерти на первом месте – сердечно-сосудистые болезни. На втором – онкология. Риск этого заболевания увеличивают стрессы, плохая экология, наследственность.
Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Так и у нас, в Приморском крае высокий уровень заболевания туберкулезом. 

– Наверное, мигранты привозят к нам туберкулез?

– Привозят мигранты, лица, освобожденные из мест заключения, чаще стали болеть обычные приморцы. «Открыт закрытый порт Владивосток», теперь он широкодоступен для людей и, соответственно, сопровождающих их болезней. Чего только не приходится наблюдать! Даже полиомиелит. 

– А ведь считалось, что мы победили полиомиелит…

– Мы полагали, что много чего победили! Корь, дифтерию, оспу… Перестали прививаться, ведь у многих прививки вызывают аллергии! Cнизившийся охват профилактическими прививками явился одной из причин повышения заболеваемости корью, коклюшем, дифтерией и другими болезнями. Вакцинация – один из самых эффективных методов профилактики управляемых инфекций.

Вспомните, слово «иммунитет» означает освобождение, невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным агентам. Иммунная система, таким образом, это защитный механизм нашего организма, который поддерживает постоянство внутренней среды, уничтожая все чуждое. Только вот «чуждого» в наши дни становится, к сожалению, все больше. Ухудшающееся состояние окружающей среды, техногенные катастрофы, стрессы и многое, многое другое, привели к тому, что замечательная система, созданная эволюцией, подвергается все большим испытаниям. И ей обязательно нужно помочь! Следовательно, задача профилактики здоровья человека – помочь нашей иммунной системе быть дееспособной и повышать ее защитные свойства.

Существует много болезней, которые считаются вакциноуправляемыми. Болезни, против которых сделал прививку и не заболел. Таких заболеваний все больше и больше. 

Предмет нашего постоянного внимания – клещевой энцефалит – вирусная инфекция, характеризующаяся лихорадкой, интоксикацией и поражением серого вещества головного (энцефалит) или оболочек головного и спинного мозга (менингит и менингоэнцефалит). Заболевание может привести к стойким неврологическим и психическим осложнениям и даже к смерти больного. 

Сотрудники ДВО РАН: геологи, биологи, археологи, выезжающие в экспедиции, обязаны привиться не только от клещевого энцефалита, но и от столбняка. Столбняк – бактериальное острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением нервной системы и проявляющееся тоническим напряжением скелетной мускулатуры и генерализованными судорогами. Возбудитель образует столбнячный экзотоксин – один из сильнейших бактериальных ядов, уступающий по силе лишь ботулиническому токсину. Летальность при заболевании столбняком очень высока (выше только у бешенства и у легочной чумы). Там, где отсутствуют профилактические прививки и квалифицированная медпомощь, смертность превышает 80%.

Значит, прививки нужно делать?

– Конечно. Статистика свидетельствует, что привитое население заболевает реже. А если болеет, то более легкими формами, без смертельного исхода. Должна отметить, что выросла заболеваемость гепатитом-В. Это опасная и тяжелая болезнь, но от нее можно и нужно прививаться. Страшен гепатит-С, – от него привиться невозможно.

– Недавно по ТВ показывали сюжет о том, как нескольким детям сделали прививку Манту, после которой они попали в больницу. Что нужно делать, чтобы не было таких побочных действий?

– «После» – не обязательно означает «вследствие». Могут быть совпадения, ослабленное состояние организма, обострение других хронических инфекций. В общем, причинно-следственные связи «привился – заболел» здесь не срабатывают.
Разумеется, нужно использовать качественную вакцину. 

– Лариса Анатольевна, как-то в СМИ выступал директор Института геронтологии РАМН. По его убеждению, люди могут жить 95-100 лет. Насколько это, реально, по вашему мнению?

– Есть оценки, что ресурсы человеческого организма позволяют жить до 150 лет. Во многом продолжительность определяется образом жизни человека. Тем, как он жил и как себя вел. Очень грустно и тревожно смотреть на молодых девушек и парней, которые гуляют с бутылками алкогольных напитков в руках. Я очень расстраиваюсь, когда вижу пьющую и курящую молодежь. Тяжело на душе от бесконечной рекламы пива, которая «зомбирует» молодежь. Нашему обществу, правительству нужно принимать меры по освобождению сознания от алкогольной зависимости как можно быстрее. 

Семья должна сформировать у ребенка правильные жизненные ценности, вот что самое главное! А государство должно обеспечить детям и молодежи возможность получить образование и пропагандировать здоровый образ жизни. Дети должны не пиво пить по подворотням, а заниматься в спортивных секциях, и чтобы оплата занятий не была накладной для родителей. Жаль, что нельзя взять все хорошее из прошлой жизни нашей страны и перенести в настоящее. Но очень хочется надеяться на изменения к лучшему.

– Каким сейчас должен быть молодой доктор, как специалист и человек?

– В первую очередь, – профессионалом своего дела. А доктор еще – добрым, ответственным, должен сострадать и сочувствовать пациенту. 

Хорошим врачом можно стать, имея надежный тыл. Чтобы не думать о добывании хлеба насущного для себя и своей семьи. Голодный врач, разрывающийся между совмещениями и дежурствами, долго не продержится. И сейчас молодые люди не идут в медицину: работа тяжелая, а обществом адекватно не оцениваемая. В итоге затрачиваются деньги на подготовку специалистов, которые после получения диплома не работают врачами. 

Но Лариса Анатольевна не теряет оптимизма и надежды на лучшее. Она много работает и заслуженно отмечена благодарностями и поощрениями, грамотами Приморского краевого управления здравоохранения, Главного врача МО ДВО РАН, Президиума ДВО РАН. Она очень растрогалась, когда в прошлом году получила грамоту, подписанную Министром здравоохранения и социального развития России Татьяной Алексеевной Голиковой. А еще недавно Лариса Анатольевна Огай стала ветераном труда. 

Ей повезло: у нее крепкий тыл. Сегодня муж Леонид Николаевич продолжает работать в море, но не уходит далеко от Приморья. Все трое сыновей учились в средней школе №9 – «китайской», что на улице Пушкинской. Старший сын пошел по пути папы, он помощник капитана. Средний – китаист, окончил Восточный институт ДВГУ, жил, работал в Китае. А третьего сына мама уговорила пойти по ее стопам: он уже три года учится в медицинском лицее при Владивостокском государственном медицинском университете. В этом году он оканчивает лицей и будет поступать в ВГМУ. Мама надеется, что вырастет ей смена, будет, кому передать свои знания и опыт. 

Лариса Анатольевна счастлива трижды в квадрате: помимо трех сыновей у нее трое внуков, два мальчика и девочка. Но как бабушка, она себя проявила пока еще не в полной мере, поскольку много времени и сил забирает работа. 

Еще она – мудрая свекровь. Иной раз старший сын говорит: «Мама, ты как будто теща для нас», потому что она всегда берет сторону невесток. Она всегда примеряет ситуацию на себя: какого бы отношения мужа хотела сама? 

Пожелаю нашему доктору того, что хотела бы она сама: здоровья, энергии и оптимизма. Чтобы находилась в гармонии с собой, чувство удовлетворения сопровождало результаты ее дел, совесть была спокойна, а вместе с ней – и душа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий