Как-то даже сразу и не верится, что такая красивая, милая, приветливая, спокойная, удивительно женственная Галина Александровна СТАНОНИС – медицинская сестра-анестезист и работает в отделении реанимации, анестезиологии и интенсивной терапии Медицинского объединения ДВО РАН. А она, сколько себя помнит, всегда хотела стать медсестрой реанимации. Это не спонтанное решение. С медициной она была знакома с детства: здесь, в Медобъединении работает мама Галины. Она – ветеран ДВО РАН, фельдшер-лаборант Ольга Алексеевна Таран. Тетя – Нина Алексеевна Сычева – врач, психотерапевт, работала в Спасской городской больнице.
Г.А. Станонис
В 1987 году, после окончания школы Галя пришла в Больницу с поликлиникой ДВНЦ АН СССР. Поступила на вечернее отделение Владивостокского базового медицинского училища. Училась и одновременно работала в стоматологическом кабинете поликлиники. Так прошло три года.
– А Валентина Григорьевна Станонис кем вам приходится? – Спрашиваю Галину.
– Свекровью, – улыбается она, – причем я познакомилась с Валентиной Григорьевной задолго до моего замужества.
После окончания училища, как и было задумано, перешла в анестезиологию, в реанимационное отделение.
– Пользуясь случаем, хочу поздравить с профессиональным праздником – Днем медицинского работника и передать самые теплые слова благодарности всем-всем сотрудникам, кто был рядом все эти годы и поддерживал меня. Это – главный врач Медицинского объединения ДВО РАН кандидат медицинских наук Сергей Петрович Крыжановский, заместитель главного врача по медицинской части Галина Григорьевна Павлова, главная медицинская сестра Наталья Васильевна Кочергина, все врачи, медсестры, санитарки, вообще все, с кем вместе работаем. Хочу пожелать коллективу Медицинского объединения здоровья и счастья, успехов в нашей гуманной работе, любви близких, домашнего тепла.
Очень благодарна заведующему отделением реаниматологии, анестезиологии и интенсивной терапии Виктору Ивановичу Чабале, другим коллегам, которые очень доброжелательно приняли, помогли освоиться, научили секретам профессии.
Работает здесь Галина Александровна с 1993 года, и за это время всякого понасмотрелась. Ведь одно только слово реанимация заставляет сердце биться чаще, а у тех, кто не понаслышке с нею знаком, порой и дыхание перехватывает. По существу реанимация означает оживление организма в период агонии и клинической смерти, а также комплекс мер, направленных на поддержание жизнедеятельности. И рано или поздно почти перед всеми нами возникает вопрос: как вести себя, если родные или близкие попали в реанимацию?
– Главное – спокойствие и доброжелательный настрой. Довериться врачам и полагаться на их знания и опыт. Они все сделают как надо, – отвечает Галина Александровна. – Своим душевным теплом согреть заболевшего родственника, своей уверенностью в его выздоровлении поддержать его. «Правильный» настрой больного – это первый и верный шаг на пути к выздоровлению.
Альбом: Медики |
– А что же делать, если выздоровления не предвидится? – задаю грустный, но, в общем-то, жизненный вопрос. – Где лучше прожить последние дни: в хосписе, среди таких же обреченных пациентов, или – дома, в кругу семьи, среди дорогих тебе людей?
– Здесь нет однозначного ответа. Каждый сам выбирает свой путь…
Расскажу запомнившийся мне случай. Галина Павловна Сухаренко, ветеран ДВО РАН, лет тридцать проработавшая в нашей системе, была неизлечимо больна. Она выбрала больницу. Галине Павловне было легче среди своих коллег, с которыми она проработала долгие годы. И ушла со светлой печалью и благодарностью «девочкам» за помощь, облегчившую ее последние дни…
Нашу реанимацию не сравнишь с любой другой, где есть ночные дежурства по городу, и куда больных со всего Владивостока привозит скорая помощь. В этом тоже большая разница между медучреждениями. Нашему пациенту морально легче, чем другим жителям города. Он, как и его коллеги по ДВО РАН, поступает в свою ведомственную клинику в согласованное с лечащим врачом время, да и обстановка здесь приближена к домашней.
День Галины Александровны и ее коллег начинается с подготовки операционной. Они проверяют аппаратуру, подготавливают наркозы, операционные столы и приступают к плановым операциям. А их бывает от трех до пяти в день.
В чисто практическом смысле анестезиология решает две основные задачи: обеспечение необходимого уровня обезболивания и миорелаксации во время хирургических операций, травматичных и болезненных манипуляций, и обеспечение безопасности пациента на операционном столе, а также контроль процедур, требующих дополнительного анализа состояния пациента. Таких, как переливание крови, введение контрастных веществ при компьютерной томографии и прочих. Поэтому считается, что медицинская сестра-анестезист должна быть самой высококвалифицированной из всех медсестер в клинике, ведь во многом именно от ее точных и своевременных действий зависит успешное проведение операции, а иногда даже жизнь пациента. При возникновении экстренной ситуации, медсестра-анестезист с полуслова, с полужеста понимает и незамедлительно выполняет то, что необходимо в нужный момент, когда промедление в буквальном смысле смерти подобно.
Охарактеризовать работу медсестры лучше всего смогут ее коллеги, которые вместе с ней трудятся в операционной, как говорится, «в одной связке». От правильно выполненных действий каждого участника зависит общая работа и результат, а это, ни много – ни мало – еще одна спасенная жизнь… Хорошие слова о Галине Александровне сказал врач анестезиолог-реаниматолог Андрей Валентинович Никонов: «Она мыслит аналитически, очень многое знает и умеет, будь то массаж сердца или искусственная вентиляция легких, а делает внутривенные уколы лучше многих. Уместна такая аналогия. Если врач-анестезиолог – это «голова», то медсестра – «руки», «глаза», и все остальные органы чувств. Неудивительно, что медсестра-анестезист – всегда хорошая или отличная; «так себе» – в анестезиологии не встречаются!»
Анестезиологи наряду с реаниматологами, хирургами считаются врачебной элитой. Вот только живут они на 15-20 лет меньше обычных людей. Почему? Раньше, когда для анестезии использовали закись азота, они получали такие профессиональные заболевания как цирроз печени, сердечно-сосудистые заболевания. Сейчас в целях анестезии применяют внутривенные инъекции и поступление вредных веществ в организм медперсонала ограничено, но куда деться от постоянного, круглосуточного стресса?
Во многих странах медсестра-анестезист – самая высокооплачиваемая среди медицинских сестер. Там она имеет большой годовой доход, а у нас невысокая зарплата дополняется доверием и безмерной благодарностью спасенных пациентов.
Современная работа анестезиолога – не просто укол в вену, после которого наступает забытье, она включает в себя обеспечение доступа к сосудистому руслу, выбор средств восполнения объема циркулирующей крови, выбор и использование протоколов премедикации и многие другие аспекты медицинской деятельности, обеспечивающие максимальные удобства и комфорт для работы хирурга. Применяются мощные анальгетики, проводится нейровегетативная блокада, выключение сознания, удерживаются в норме все электролиты, водные балансы, контролируется свертывающая-антисвертывающая система крови, вся гемодинамика, работа сердца, легких, все параметры жизнедеятельности не должны выходить за допустимые пределы. После операции пациента переводят в реанимационную палату, в первые два часа у него может быть остановка дыхания или другие нежелательные последствия. А потом, в течение определенного времени чаще всего именно анестезиолог-реаниматолог и выхаживает этого больного.
– Только, больные нас практически не видят, – улыбается Галина Александровна. – Уснули – проснулись, и все хорошо. Кто знает – тот понимает, что за поддержание жизни больного отвечает не хирург, а анестезиолог.
Конечно, все пациенты беспокоятся, нервничают перед операцией, это нормально. Иные плачут. Каждый переживает по-своему. Медперсонал реанимации до операции «лечит душу» человека – находит с пациентом контакт, успокаивает его, пытается отвлечь, переключить мысли больного с тягостных дум на другую тему. Во время операции – лечит его тело, незримо для спящего больного находится рядом. Как будто на время взял на себя обязанности его ангела-хранителя.
Течет время, день за днем... А наша героиня занимается тем делом, которое выбрала сама, и которым ей интересно заниматься. Галина Александровна – состоявшийся человек, она востребована в своей профессии, а потому – счастлива.
На мой вопрос, – «где бы вы не смогли работать?», Галина Александровна ответила: «Думаю, в детской реанимации. Страдания детей тяжело пропускать через сердце…»
А что же остается для себя? Дом, семья и дети. Ее дочери, любимые, понимающие, как бывает трудно маме, поддерживающие ее. Старшей – Юлии – 20 лет, она выбрала экономическую специальность, изучает «финансы и кредит» в Дальневосточном федеральном университете, заканчивает четвертый курс. Младшей – Насте – 11 лет, она успешно учится в той же средней школе №12, которую окончила и старшая сестра. Занимается пением. Кем будет, – пока не определилась, но наверняка – хорошим человеком. Как мама.
Что любит наша героиня? Выезжать с семьей на природу. Читать. Смотреть фильмы, в том числе, и про врачей. Что не любит Галина Александровна? Как ни странно, – лечиться.
Что пожелать коллегам и себе? – Укомплектование реанимации необходимой новой аппаратурой, которая помогает сохранять жизнь пациентов. Достойной зарплаты адекватной вложенному труду. Для себя и детей – уверенности в завтрашнем дне. И, конечно, любви и здоровья! От себя добавлю – долгих вам лет, хранители наших жизней!
Комментариев нет:
Отправить комментарий