Сергей Александрович САРИН Альбом: Химики |
Каково молодому человеку в науке? Какие проблемы его занимают? Как происходит профессиональное становление молодого ученого? Что помогает этим людям «найти себя»?
Эти вопросы не новы, но от этого они не стали менее актуальны. Сегодня мы их обсуждаем с Сергеем Александровичем САРИНЫМ, научным сотрудником лаборатории коллоидных систем и межфазных процессов Института химии ДВО РАН, председателем Совета молодых ученых.
Сергей работает в Институте химии с 2003 года. Его научную судьбу, карьеру уместнее сравнить не с поездкой в вагоне фуникулера с купленным билетом и гарантированной доставкой к верхней площадке, а с походом по Уссурийской тайге. Без особого риска для жизни, в группе, но пешком и с рюкзаком за плечами.
Молодой толковый выпускник физфака, теоретик, придя в лабораторию ядерно-физических методов исследований Института химии, освоил технически сложные экспериментальные методы исследований, набрал большую часть материала для кандидатской диссертации. К сожалению, его научный руководитель из-за болезни был вынужден поменять место жительства и изменить направление научной деятельности, лаборатория была преобразована, а Сергей оказался предоставлен самому себе. Оставшись без научного руководства, он перевелся в другую лабораторию, «вошел» в совершенно новую для себя тематику и, менее чем через полгода, с блеском выступил на конкурсе молодых ученых института. А недавно, на международной конференции в Шанхае, он сделал устный доклад на английском языке, что, несомненно, свидетельствует не только об интересе Оргкомитета конференции к тематике и результатам исследований Сарина, но и о его растущем профессионализме.
– Сергей, расскажите о себе, родителях, семье, детстве. Когда Вы решили, что станете ученым?
– Начнем с того, что ни мои родители, ни родственники не были научными работниками. Среди моих близких также не найти примера служения науке.
Я вырос в типичной для Владивостока семье, тесно связанной с морем. Отец и мама работали в Дальневосточном пароходстве. Отец – в море, помощником капитана по радиосвязи, мама – на берегу, бухгалтером. Родители считали, что наиболее перспективной для меня будет профессия переводчика. Следуя этим намерениям, они отдали меня в школу с углубленным изучением японского языка.
Однако я достаточно осознанно выбрал профессию ученого, и в этом мне помогла моя учительница математики Вита Ивановна Францева. Именно она научила меня логически мыслить, разбудила интерес к получению новых знаний и привила тягу к точным наукам. Интерес перерос в потребность к исследовательской деятельности, а желание понять, как устроен этот мир, привело меня к физике.
– В каком вузе обучались, как и где устроились однокурсники, друзья?
– В 1999 году я окончил школу и поступил на физический факультет Института физики и информационных технологий Дальневосточного государственного университета (ИФИТ ДВГУ). На третьем курсе выбрал специализацию – «Теоретическая и ядерная физика». В группу «теоретиков» пошли только парни, и то не всякие, а только те, кто были уверены, что справятся. Ведь для того, чтобы там учиться, нужно не только очень хорошо понимать смысл физических процессов, но и отлично знать математику. Поэтому в группе нас оказалось всего четверо. Сейчас только один из нас «физик-теоретик» – он работает в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Не считая меня, остальные оказались в коммерции и с наукой никак не связаны.
Стоит отметить, что высокий уровень образования, который дает ИФИТ, позволил хорошо устроиться почти всем моим сокурсникам. Немалое их число занимает руководящие должности (вплоть до генерального директора) на различных предприятиях.
– Как складывался Ваш путь в науку?
– На четвертом курсе я пришел в Институт химии и устроился на работу в должности лаборанта-исследователя лаборатории ядерно-физических методов анализа (ЯФМА). В этой лаборатории подготовил дипломную работу, а после окончания университета здесь же поступил в очную аспирантуру Института химии по специальности «физическая химия». Моим научным руководителем стал заведующий лабораторией доктор технических наук Вадим Васильевич Иваненко. Будучи человеком амбициозным, он определил темой моей работы модернизацию ядерно-физических методов анализа элементного состава вещества.
В период обучения в аспирантуре я в совершенстве овладел рядом методов определения элементного состава вещества. Среди них методы нейтронно-активационного и рентгенофлуоресцентного анализа, метод рентгеновской флуоресценции в области полного внешнего отражения. В дальнейшем, в связи с реорганизацией лаборатории ЯФМА, я отошел от попыток совершенствования аналитических методов, и перевелся в лабораторию коллоидных систем и межфазных процессов. Сейчас я занимаюсь исследованиями наноструктурированых гидрогелей на основе хитозана с анионными полисахаридами. Для решения поставленных передо мной задач пришлось освоить новый метод динамического механического анализа, который оказался очень информативным и полезным в изучении синтезируемых в лаборатории соединений.
Альбом: Химики |
– Вас интересуют занятия исключительно наукой?
– Не исключительно. В 2007 году я стал секретарем Совета молодых ученых (СМУ) Института химии, а со следующего года был избран председателем Совета. Мы занимаемся популяризацией нашего института среди студентов, профориентацией школьников, проводим ознакомительные экскурсии по нашему институту. Отчасти благодаря нашей работе среди молодежи находятся те, кто хочет связать жизнь с наукой. Занимаемся организацией ежегодной сессии молодых ученых нашего института. Это очень ответственное дело, ведь ученый совет института оценивает не только профессиональный уровень научных докладов, но и качество организации мероприятия. Прошедшая молодежная сессия показала, что в Институте химии появляется все больше классных молодых специалистов, которые могут вести изыскания на высоком научном уровне, а с ее организацией мы справились «на отлично».
Стараемся не замыкаться в рамках института, ищем контакты, проводим совместные мероприятия с коллегами из других институтов. Замечу, что в последнее время активизировалась работа Совета молодых ученых Дальневосточного отделения РАН. Считаю, что новому председателю СМУ ДВО РАН Николаю Луценко удалось создать сплоченную работоспособную команду, способную адекватно выражать и защищать интересы молодых ученых.
– По Вашему мнению, интересы молодежи нуждаются в защите? От кого?
– Начнем с того, что молодым свойственно объединяться. У молодежи вообще, и у научной молодежи, в частности, есть свои групповые интересы, и, естественно, есть потребность в их защите. Считаю, что в наши дни эта возрастная группа более других в РАН нуждается в поддержке. Становление ученого можно сравнить с ростом дерева. Могучий дуб выдержит любой натиск, а хрупкий молодой побег, которым он был раньше, легко повредить и даже уничтожить.
Совет молодых ученых объединяет научную молодежь, помогает молодым специалистам становиться профессиональными учеными, содействует их социальной защите, организует их на работу со студентами и школьниками.
Как председатель Совета, я участвую во всех мероприятиях молодежи, пытаюсь по мере сил улучшить жизнь молодых ученых нашего института, представляю ее интересы в администрации, являясь членом Ученого совета Института химии.
– Сергей, назовите мероприятия последнего времени.
– Осенью, в октябре, мы принимали участие в III ежегодном фестивале дальневосточной науки «Карусель открытий», прошедшем в Институте биологии моря ДВО РАН. А в ноябре впервые приняли участие в Молодежном инновационном конвенте Дальневосточного федерального округа. Молодые ученые региона представили на нем свои лучшие технологические разработки. Хочу отметить, что среди участников конвента представители Института химии заняли достойное место. Назову Александра Перфильева с разработкой «Гидрофобизация природных высокопористых материалов Дальневосточного региона» и Екатерину Шкорину с проектом «Комплексная переработка отходов производства гречихи».
– Расскажите подробнее о Молодежном конвенте.
– Молодежный инновационный конвент – это ежегодный общероссийский молодежный инновационный конкурс. Его участники – молодые российские ученые, изобретатели, инновационные предприниматели. Конвент – одно из главных мероприятий «Зворыкинского проекта», конкурса, который проводит Федеральное агентство по делам молодежи. Премия имени Владимира Зворыкина – изобретателя телевидения и электронных оптических приборов, предназначена для содействия повышению активности молодых ученых, изобретателей и предпринимателей в области инновационной деятельности.
Альбом: Химики |
– Расскажите о своих научных интересах, достижениях. Как интересы менялись с годами, что из сделанного Вами до сегодняшнего дня считаете наиболее значительным достижением в науке?
– Мне достаточно сложно оценивать значимость моих исследований. На данном этапе моей научной карьеры я практически всегда являюсь соисполнителем научной работы и пока больше учусь, провожу эксперименты, чем формирую значимые научные достижения. Но все-таки постараюсь ответить.
Темой моей научной работы является изучение наноструктурированых гидрогелей на основе хитозана с анионными полисахаридами, а также композитными пленками и волокнами на основе хитозана. Пожалуй, самым серьезными достижением можно считать установление механизма формирования монолитных (не происходит осаждения сформировавшегося комплекса) гидрогелей хитозана с анионными полисахаридами.
– Какими Вы видите отношения между «учеником» и «учителем» в науке?
– Я не смогу полно ответить на этот вопрос, так как объективный ответ может дать только тот, кто был как в роли ученика, так и учителя. Я, к сожалению, был и остаюсь по сей день в роли ученика.
С моей точки зрения, отношения между учеником и учителем, в первую очередь должны строиться на взаимном уважении, терпении и доверии.
– Чем занимаются Ваши коллеги по лаборатории?
– Среди основных научных направлений лаборатории – исследование гибридных биополимер-силикатных нанокомпозитных материалов, синтезируемых по золь-гель технологии, полиэлектролитных комплексов биополимеров. Также мы изучаем иммобилизацию ферментов в гибридных нанокомпозитах, занимаемся гидрогелями полисахаридов.
– Сергей, какие проблемы в науке, жизни Вы считаете наиболее важными для молодого ученого?
– Вопрос поставлен недостаточно определенно. Я должен рассказать о проблемах, которые мешают молодому ученому реализоваться в выбранной профессии, или же о научных проблемах, как задачах, которые достойны внимания молодого ученого? Ответы, как вы понимаете, будут разными. Круг проблем, как научных задач, достойных внимания молодого ученого, каждый пусть определит сам, а о мешающих проблемах скажу кратко, так как они очевидны, и не требуют пространных комментариев.
Проблем, при осуществлении профессиональной деятельности, ученый встречает меньше, чем в обыденной жизни. Основные проблемы молодого ученого порождены недостаточной поддержкой науки государством. Если бы государство в достаточном объеме финансировало фундаментальную науку, в лице ответственных чиновников уделяло больше внимания поддержке престижа ученых, «рекламе» занятий научной работой, то 90% всех проблем молодых ученых были бы решены.
Ну, а в быту молодого ученого подстерегают проблемы, в основном связанные с невозможностью приобрести собственное жилье. Постановление Правительства РФ «О порядке предоставления молодым учёным социальных выплат на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильём отдельных категорий граждан федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» обозначило, но не может обеспечить решение этой сложной и запущенной проблемы.
Зарплата молодого ученого не обеспечивает достаточный уровень жизни. Эти слова применимы не только к ученым, но также к молодым людям разных профессий. В низкой зарплате, отсутствии социальной защищенности проявляется недостаточное внимание со стороны государства к молодежи вообще.
Но было бы несправедливо не отметить усилия Президиума ДВО РАН, администрации нашего Института, которые делают все, что в их силах.
Отдельно хочу заметить, что хорошую мотивацию к занятиям наукой создают усилия нашей администрации и, особенно, директора института академика Валентина Ивановича Сергиенко, по строительству нового корпуса, спроектированного в соответствии с самыми современными требованиями, насыщению лабораторий современным дорогостоящим научным оборудованием. Для меня, экспериментатора, это важно, так как уровень результатов моих исследований прямо зависит от качества приборного обеспечения.
– Есть ли в лаборатории молодые специалисты, студенты дипломники?
– Студенты есть. Они регулярно приходят на практику, выполняют дипломные работы, однако почти никогда не задерживаются в лаборатории. За последние три года только один дипломник остался в коллективе лаборатории, поступив в аспирантуру. Хотя в институте, в целом, ситуация несколько иная. Возможно, это временные трудности, связанные с отсутствием свободных ставок.
– Поддерживает ли лаборатория связи с ДВГУ?
– Конечно. Наш заведующий лабораторией член-корреспондент РАН доктор химических наук Юрий Анатольевич Щипунов является Академическим директором созданного совместно с ДВГУ научно-образовательного междисциплинарного центра по направлению «Нанотехнологии». Центр занимается образовательной и научной деятельностью, готовит специалистов высшей квалификации.
Старший научный сотрудник нашей лаборатории кандидат химических наук Ирина Васильевна Постнова – доцент кафедры физической химии и физико-химических проблем экологии ДВГУ.
– Как лаборатория интегрирована в мировую науку? Есть ли связи с зарубежными научными центрами, и в чем они заключаются?
– Юрий Анатольевич уделяет особое внимание развитию связей с ведущими, по направлению исследований лаборатории, зарубежными научными центрами. Лаборатория сотрудничает с коллегами из Кореи, Японии, Китая, Испании, Швейцарии. Мои друзья из нашей лаборатории периодически стажируются по совместным темам исследований в Пусанском университете в Республике Корее, в Мадридском институте материаловедения в Испании. По нескольку раз в году наши сотрудники выступают на различных международных конференциях.
– Есть ли совместные проекты с другими институтами РАН?
– Наша лаборатория активно сотрудничает с институтами Дальневосточного отделения РАН, особенно с Институтом автоматики и процессов управления и Тихоокеанским институтом биоорганической химии. А так же с новосибирским Институтом катализа СО РАН, и с московским Институтом органической химии имени Н.Д. Зелинского РАН.
– Какие исследования планируете на ближайшие несколько лет?
– В ближайший год я планирую завершить диссертационную работу. Так же в моих планах освоение метода SAXS (Малоугловая рентгеновская дифрактометрия) и продолжение работ по теме диссертации.
– Считаете ли Вы, что должны выполнить свое предназначение или занимаетесь тем, что Вас интересует?
– Нет, я так не считаю. Я занимаюсь тем, что считаю важным, интересным в данный момент в данной жизненной ситуации.
На мой взгляд, нашего героя можно охарактеризовать как человека, который делает себя сам (Self made Man). Он – умница, молодец, да и смелости ему не занимать. Важно отметить, что Сергей не сосредоточен только на собственной карьере. Он не забывает о своем молодежном коллективе, Совете молодых ученых, который возглавляет, всегда поддерживает молодых коллег. Хотя в наше время для людей его возраста такая забота – скорее исключение, чем правило, но эта настоящая мужская черта присуща Сергею.
На мой вопрос об увлечениях, ответил, что очень любит читать. Помимо специальной литературы, читает много художественной. Любимые авторы – Николай Гумилев, Аркадий и Борис Стругацкие, Умберто Эко, Сомерсет Моэм и другие.
Не имея особенных музыкальных пристрастий, он не считает себя страстным поклонником какого-либо музыкального направления. Музыку чаще всего слушает под настроение.
Альбом: Химики |
Заботится о домашнем любимце, младшем по рангу члене семьи; в доме есть кошка, мягкий, ласковый и добрый зверек.
Свою семью Сергей считает главной жизненной ценностью. Он внимательный любящий муж, женат на замечательной девушке – Софии. Она по образованию химик, кандидат химических наук, научный сотрудник, работает в Тихоокеанском институте биоорганической химии.
В их научной семье совсем недавно родился желанный сын – первенец, назвали его Иваном. Так что Сергей еще и счастливый отец. Малыш подрастает, молодой папа принимает активное участие в его воспитании. То, что так умиляет в подрастающем ребенке мам, а большинству отцам – в тягость, Сергею – интересно и в радость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий