суббота, 8 мая 2021 г.

Непридуманная война

9 Мая – День Победы 

Лидия Николаевна ШИПОВА, 1948 год

Из воспоминаний Лидии Николаевны Шиповой (двоюродной бабушки Виктора Георгиевича Квашина), написанных ею в 1989 году.

Я родилась в 1910 году, 20 февраля по старому стилю.

С 12 лет жила в городе Горький у старшей сестры: помогала по хозяйству, сидела с её маленькой дочкой, когда она уходила. Уроки делала вечерами, когда все уснут.

Училась в школе им. П.А. Кропоткина, которая находилась около оперного театра, он был тогда Народным домом, и там показывали немое кино. Мы не пропускали и смотрели все интересные картины, я и сейчас помню главных артистов.

В то время было трудно устроиться на работу, все ученики школ были записаны на бирже труда. Когда окончила школу, сдала экзамены, поступила в медтехникум. В конце учёбы мы уже ходили на практику в больницу им. Н.А. Семашко, в анатомную. Помню, как профессор Ёлкин показал нам прокажённого. Привёл его, поставил лицом к стене, зажёг спиртовку и жёг, но тот не чувствовал. Этот человек был похож на негра. Сестра была против таких моих занятий, боялась, что я заразу принесу.

В то время с биржи пришла повестка явиться на экзамен, открылись курсы конструкторов при заводе им. В.И. Ленина на Мызе. Я сдала экзамены на «отлично», и меня приняли. Так я ушла учиться на завод.

Через год я стала чертёжницей, получала зарплату. Затем – конструктором 1 разряда по запчастям станков. Так на заводе проработала до войны.

Начальником нашего отдела был Николай Евгеньевич, затем он стал заведующим бюро оборудования, в 1934 году я вышла за него замуж. Впоследствии он стал главным механиком завода.

В 1941 году настало страшное время.

До войны у нас на заводе работали немцы, они делали пристройку в три этажа к старому корпусу. Мы давали им из архива поэтажные планы. Они знали, как строить… Кормили их хорошо, мы питались хуже.

Во время войны в цокольном помещении этого корпуса находился штаб дежурных служб и начальство, когда нас бомбили.

4 ноября 1941 года в 4 часа 30 минут по направлению Арзамасского шоссе летел немецкий бомбардировщик. Сделал дымовую завесу, три захода и сбросил бомбу мощностью в тонну!

Николай Евгеньевич только что вышел из штаба и поэтому остался жив. Всё, что немцы строили, рухнуло. Очень много погибло людей. В штабе погибли: директор завода, начальник силовой станции, главный механик, редактор газеты «Ленинская смена», начальники цехов. Лопнула канализация, водопровод, всё залило. И легло железобетонное перекрытие. Только на 23-й день всех откопали.

В этот день было три налёта на город Горький. Я пришла домой в 12 часов ночи, а Николай Евгеньевич остался на военном положении и домой совсем не приходил. У меня было нервное потрясение, после этого я болела две недели.

В результате этой бомбардировки в заводе погибло 700 человек. Мертвецкая была во дворе, в сварочной мастерской. Погибших забирали родственники. Опознавали по пропускам и по одежде.

Кроме нашего завода от бомбёжки пострадали: автозавод, завод «Двигатель революции», завод им. М.А. Воробьёва, завод «Красная Этна».

Нас бомбили каждый день в одно и то же время, в 1 час ночи. Сын Миша был ещё очень мал, он просыпался по ночам и кричал. Бежали скорее в щель. Когда создали третье кольцо защиты в воздухе, то самолёты перестали прорываться.

Я сама видела истребитель. Он был серый и так низко летал, что видно было ясно: сзади с пулемётом сидел фриц в каске и бросал зажигалки на крышу завода. А там дежурили ребята и их сбрасывали. Я видела, как он пикировал вертикально: сбросит и улетит. Он чуть не задел за трубу силовой станции.

Матерей, у которых были маленькие дети, отпускали с завода, и я решила работать около дома. Завод, на который я пошла, был военного назначения, делали взрыватели к самолётам. Находился он около оперного театра.

Я награждена двумя медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

 

Последствия бомбардировки завода имени В.И. Ленина в 1941 году.

Источник здесь

Из «Википедии»: «Бомбардировка Горького – серия бомбовых авиаударов со стороны немецкой авиации, с осени 1941 по лето 1943 года. Основной целью бомбардировок было разрушение промышленного потенциала города. Наибольшие повреждения получил завод им. Молотова. За время войны вражеские бомбардировщики совершили 43 налёта, из них 26 налётов ночью. На город было сброшено 33 934 зажигательных бомб и 1631 фугасная. Бомбардировки Горького стали самыми крупными ударами Люфтваффе по тыловым районам Советского Союза в годы войны».

Фото из архива Виктора КВАШИНА и из свободного доступа сети интернет

Комментариев нет:

Отправить комментарий