четверг, 3 сентября 2020 г.

Удивительный мир фитопланктона Марии ШУЛЬГИНОЙ


Сегодня наш гость, точнее, гостья – Мария Александровна ШУЛЬГИНА – старший специалист Центра коллективного пользования «Приморского океанариума» – филиала Национального научного центра морской биологии имени А.В. Жирмунского ДВО РАН; младший научный сотрудник лаборатории морских млекопитающих ННЦМБ ДВО РАН; исполнитель гранта РФФИ № 19-04-00752.

Мария ШУЛЬГИНА

На портале «Будущее России. Национальные проекты» Мария уже объяснила, почему важно заниматься тем, что действительно любишь: «Я изучаю море, потому что люблю его и, как известно, современная наука пока знает о море меньше, чем о космосе».
М. Шульгина уверена, что молодым людям не нужно бояться идти в науку, где огромное поле деятельности, и именно здесь можно реализоваться в полной мере. «Современная наука активна – это рейсы, командировки, конференции, на которых мы знакомимся с такими же вовлечёнными в науку молодыми исследователями и можем реализовывать совместные проекты», – отмечает она.
Марии – 30 лет, она гидробиолог, занимается сезонной динамикой фитопланктона в прибрежных водах Японского моря. Изучает систематику и морфологию отдельных видов, выделяет клетки микроводорослей и культивирует их в Центре коллективного пользования «Приморский океанариум». Предмет исследований молодого специалиста – одноклеточные водоросли. Они продуцируют более 80% кислорода на Земле.
Мария кратко рассказала о себе. Её детство пришлось на период 90-х годов, как известно, это было сложное время. У её родителей не было возможности водить девочку на кружки и секции, и она была предоставлена самой себе, поэтому много времени проводила возле моря. Конечно, она не сразу решила, что свяжет свою жизнь с наукой, но Марии всегда был интересен мир животных. Она зачитывалась рассказами Даррелла, Брема, Фабра. «У меня был интерес к окружающему меня миру и, как любой учёный, я сохранила в себе любознательность, возникшую в детстве», – продолжает Мария.
Её путь в науку складывался не по стандартному сценарию. По первому высшему образованию Мария – инженер-проектировщик по специальности – промышленное и гражданское строительство, окончила Дальневосточный государственный технический университет. На получении инженерного образования настояла семья. Не проработав и года по специальности, она уволилась и решила начать всё заново. Поступила в Дальневосточный государственный рыбохозяйственный технический университет в магистратуру Института рыболовства и аквакультуры, устроилась работать на кафедру лаборантом. Здесь она познакомилась со своим научным руководителем – кандидатом биологических наук, доцентом Ольгой Геннадьевной Шевченко, преподававшей у М. Шульгиной дисциплину «Научно-исследовательская работа». По окончанию магистратуры Марию приняли на работу в научно-образовательный комплекс «Приморский океанариум», а через два года она поступила в аспирантуру Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения Российской академии наук.
На мои научные интересы во многом влияли мои учителя, – рассказывает Мария. – Магистерскую диссертацию я защищала по теме инвазии рыб, этим вопросом занималась руководитель моего диплома Ирина Григорьевна Рыбникова. Затем под руководством О.Г. Шевченко я начала изучать фитопланктон. Удивительный мир, открывшийся под микроскопом, увлёк меня настолько, что мне захотелось посвятить жизнь его изучению. Поэтому следующей вехой в моей карьере стала аспирантура. На осознание принятия этого решения ушло два года, в течение которых я набиралась опыта, овладевала методиками работ, собирала материал и литературу. Мне нравится научный дух, сама психология исследовательского процесса. Я увидела своё место в этом мире и уверена, что могу сказать и сделать что-то новое. Можно сказать, что аспирантура – это мой взвешенный и осознанный выбор.
– Принимали ли вы участие в научных экспедициях?
– Как только я поступила в аспирантуру, мне посчастливилось попасть в научно-исследовательский рейс на НИС «Академик Мстислав Келдыш», отправившийся в экспедицию в Арктику. Участие в настоящей научной экспедиции было моей мечтой, это незабываемое приключение дало мне опыт работы в полевых условиях и знакомство с коллегами из различных институтов.


– Можете отметить какие-либо из своих достижений?
– Одним из моих достижений является победа в конкурсе стендовых докладов на научной конференции молодых учёных «Комплексные исследования Мирового океана», которая проходила в Севастополе в 2019 году. Также на основании результатов моих исследований, которые я предложила для публикации в ежегодном сборнике «PICES – 2019», организационный комитет выделил мне финансовую поддержку на участие в конференции, проходившей в Канаде.


– Чем вы занимаетесь в настоящее время?
– Сейчас я пишу диссертацию по исследованию диатомовых водорослей рода Thalassiosira в прибрежных водах Японского моря. Изучаю их систематику, морфологию, распределение, сезонную динамику, экологию. Значимую часть моей работы составляет выделение клонов микроводорослей, их культивирование в искусственных условиях. Видовую идентификацию полученных культур провожу с помощью сканирующего и трансмиссионного электронных микроскопов. В российских водах Японского моря по литературным данным известно около 40 видов Thalassiosira, в то время как в мировой литературе насчитывается более 200 видов. В прибрежных водах умеренных широт представители рода Thalassiosira вызывают «цветение» воды и являются одними из наиболее массовых среди планктонных диатомовых водорослей. В моих планах – получить новые сведения по морфологии и видовому составу рода. Мне уже посчастливилось найти новые для морей России виды, по которым мы совместно с Ольгой Геннадьевной готовим статью.
– Расскажите немного о лаборатории, в которой вы работаете, основных направлениях её деятельности.
– Наша лаборатория, руководителем которой является кандидат биологических наук Игорь Олегович Катин, занимается содержанием и изучением морских млекопитающих в полувольных условиях. Я занимаюсь мониторингом водной среды вблизи вольеров. Известно, что фитопланктон является показателем благополучия акватории: резкие вспышки численности и «цветение» воды, могут свидетельствовать об изменениях её состояния. Я исследую флору акватории, изучаю видовой состав, количественные характеристики, сезонную и межгодовую динамику.
Также я работаю в Центре коллективного пользования «Приморский океанариум». Деятельность ЦКП нацелена на обеспечение условий для закрепления талантливой молодёжи в сфере науки. Современное оборудование, размещённое на площадке ЦКП, которое я могу использовать, является одним из залогов успешной научной деятельности.
– Сейчас всё чаще идёт речь о дистанционном обучении. Мария, на ваш взгляд, в чём ценность взаимоотношений между учеником и учителем в науке?
– Считаю, что между аспирантом и научным руководителем обязательно должен быть прямой диалог – живое обсуждение передовых научных тенденций в мире, разбор полученных результатов, расстановка акцентов в первых самостоятельных публикациях. Насколько эффективно удастся проработать эти вопросы дистанционно? Вероятно, многое зависит от потребности аспиранта в общении. Совершенно очевидно, если усилия и руководителя, и аспиранта направлены на получение новых знаний, на подготовку статей, то формат работы они для себя обязательно смогут определить. Сейчас с моим научным руководителем Ольгой Геннадьевной у меня сложились доверительно-деловые отношения. Она щедро делится накопленным опытом, знаниями, всегда готова дать консультацию, высказать мнение, дать отклик, даже в нерабочее время. Я не боюсь обращаться к ней по любым научно-исследовательским вопросам, так как знаю, что она меня поддержит, даже когда допускаю ошибки.
– Заняты ли вы общественной работой?
– Так как «Приморский океанариум» является образовательным центром, я принимаю активное участие в деятельности учреждения. Я оказываю помощь в проведении занятий, которые касаются фитопланктона, провожу экскурсии по лабораториям, рассказываю про научные методики работы школьникам и студентам. Запланировано моё участие в новой совместной с образовательным центром «Сириус» программе по проектной деятельности старшеклассников в роли консультанта.


– Можете поделиться своими планами на будущее?
– Сейчас моя главная цель, на которую направлены все силы – работа над диссертацией.
Пользуясь случаем, и в свете последних событий, мне бы хотелось пожелать моим коллегам, друзьям, близким – всем-всем – здоровья. А также умения гибко реагировать и адаптироваться к изменениям современного мира.
– А я хочу пожелать вам удачи и больших научных достижений в вашем удивительном морском мире исследований.

Фото из личного архива Марии ШУЛЬГИНОЙ


Комментариев нет:

Отправить комментарий