воскресенье, 9 апреля 2017 г.

Памяти Е.А. Евтушенко. Поэт в России – больше, чем поэт


Был в моей жизни день, который в рейтинге самых значимых за последние год занимает одно из первых мест – это присутствие на встрече с Евгением Евтушенко. Июль пятнадцатого года. В очередной раз при поездке на работу в институтском автобусе я заметила на большом транспаранте рекламу с портретом Е. Евтушенко. Попыталась узнать у коллег, что за постер, но никто ничего не знал. Не обращали внимание. Дома рассказала о том, что была бы не против попасть на поэтический вечер стихов Евтушенко. Через пару дней звонок на дачу от зятя – есть два билета в театр имени Горького, поэт будет сам читать стихи.

Каково же было моё удивление, что поэт сейчас во Владивостоке и устраивает вечер поэзии стихов поэтов России! И это мероприятие пройдёт при его непосредственном участии. Он давно живёт за границей – в США, эмигрировал в начале девяностых.

С особой радостью отправилась я с внучкой  на встречу. Пришли за полчаса с намерением купить сборники стихов, поднялись на третий этаж, ничего не было. И вдруг объявление на втором этаже распродажа книг с автографом поэта. Спустились с внучкой, купили сборник последних стихов и альманах, за две книги отдали всего шестьсот рублей, это дёшево. Основной критерий популярности книг – коммерческий успех, но автор понимает, что при распространении собственных книг важно не оттолкнуть собравшуюся аудиторию. Оказывается, выступает он с концертами и издаёт свои сборники при поддержке Газпрома. Следует отметить, что стоимость билетов вполне приемлема, у нас был двадцатый ряд – стоимость билета – тысяча рублей.

И вот начало действия. На сцену вышел восьмидесятитрёхлетний, прихрамывающий, худой, дряблый, высокий старик с редкими волосами на голове, в белой длинной рубашке с разрезами по бокам. Он механически поклонился залу. Ему помогли сесть за стол, установленный на краю сцены. У Евгения Евтушенко проблемы с ногой, носит протез, но на сцену с помощью тросточки вышел самостоятельно. Зал полон – зрители всех возрастов, но преобладает старшее поколение. Во Владивостоке всего один концерт, назавтра едет в Находку и возвращается в Москву.

Евгений Евтушенко в честь семидесятилетия Победы совершает вояж с группой поддержки (артистов кино, театра и музыкантов) по восточной России, вдоль Транссиба, давая концерты в крупных городах. Артисты читали самые выдающиеся, самые яркие стихи наших классиков – А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова и Н.С. Гумилёва, Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого, Р.И. Рождественского и К.М. Симонова, Ю.В. Друниной и А.А. Ахматовой.

В команде артисты кино – И. Скляр, К. Сафонов. Репертуар подобран так, что звучит классика, которую сейчас не изучают в школе: к примеру, А.С. Пушкин – «Отечество нам Царское Село», М.Ю. Лермонтов – «На смерть поэта», А.С. Грибоедов – монолог Чацкого – «Карету мне, карету». Слушаем с недоумением, неужели это так, не изучают?

Во Владивостоке поэт был более полувека назад. Сегодня он напомнил об этом своим стихотворением – о городе нашенском, принимали восторженно. Евтушенко сам вёл вечер, постепенно вводя на сцену профессиональных артистов, попутно давая краткие пояснения по творчеству отдельных поэтов. Оказавшись в концертном зале, присутствующие погрузились в воспоминания. Артисты проникновенно читали стихи, стояла благоговейная тишина внимания, зал был во власти поэзии. Волна горячего чувства, поднятая поэзией из глубины души, сжимала сердце, заставляла его биться то сильнее, то тихо – едва-едва. Слушали стихи сосредоточено, уходя в мир слова. Мне казалось, что многие сидевшие в зале испытывали то же самое чувство, что и я.

Евтушенко с пафосом читал свои стихи – одно из них было особенно волнующим «Плясун на свадьбе». Сколько метких афоризмов, сравнений, точных метафор. В народе говорят, так описал, как кино показал.


Гамму противоречивых чувств испытали мы от встречи с поэтом, кумиром шестидесятых – ностальгию и недоумение. С одной стороны, вызывает уважение, что во время всего представления, поэт на сцене, а это более трёх часов. С другой стороны – он ещё в тысяча девяносто первом году, заключив контракт с американским университетом в городе Талса, штат Оклахома, уехал с семьей преподавать в США, где и живёт по сей день. Жизнью доволен. Но тот факт, что ездит по России и собирает деньги – немного обескураживает, конечно, он напоминает о себе. Евтушенко отлично понимает, что в российской культуре его имя останется потомкам. Конечно, было бы интересней больше услышать песен на стихи Евтушенко, фактов из его биографии, рассказов об Америке. Но объять необъятное нельзя.

Эти пронзительные, цепляющие за сердце стихи написаны давно, но как они свежи.

«Поэт в России – больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться лишь тем,
В ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.»

Сидела в театре и размышляла над этими строчками стихов, какая-то странная ностальгия у наших соотечественников и любовь к России – вдали от неё. Обидно, и Евтушенко тому пример. Можно как-то оправдать и простить подлость по отношению к своим родным и близким, но оправдать предательство собственной страны ради успеха всей жизни не получается.

Пусть будут страны, где воздух как сладкий морс, но своя страна всегда единственная, всегда самая любимая и дорогая. Хотя если призадуматься и учесть современную действительность, то можно констатировать следующее. Одним из показателей изменения общественного положения России является получение любым человеком права – жить в любой стране мира и чувствовать себя россиянином. Сегодня в культуре России многое меняется. Да, понимаешь, что наш дом Земля. И всё же горечь в душе остаётся.

Философствования Евтушенко принять как урок отношения к истории или оценить его поездку по стране как напоминание о себе? Ведь его тур пришёлся по глубинке – по Сибири и Дальнему Востоку. Хотел убедиться – знают ли его, помнят ли в далёких весях? Тоталитарное прошлое ушло в бесконечное далёко. Привёл пример, стихи В.И. Лебедева-Кумача «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», и другие стихи, ставшие гимном – «Священная война». Это как два различных полюса.

В заключение вечера весь зал подпевал стихи Евтушенко на английском языке – посвящённые британской рок-группе «Битлз», припев из песни «Yellow Submarine» («Жёлтая подводная лодка»).

Концерт закончился поздно. Ни о чём не хотелось думать, оглядываться в прошлое, заглядывать в будущее. Зачем? Дорог был именно этот момент, полный необъяснимого магнетизма. Неуловимо приятных флюидов и только их хотелось удержать, не дать окончиться. Общение с величайшим поэтом заставило посмотреть на его творчество по-новому. Евтушенко, читая свои стихи – ни разу не сбился. Подкупает тот факт, что к нашему величайшему удивлению и удовольствию поэт, несмотря на возраст, хорошо мыслит, помнит стихи. Он блестящий исполнитель и читает стихи превосходно, доставляя наслаждения своим слушателям. Чувства невольного уважения, восхищения были преобладающими в оценке творчества поэта.

После концерта я с гордостью сообщала своим коллегам о том, что довелось побывать на встрече с мэтром поэзии.

Оказалось, среди её близких сослуживцев в это же время в зале была и моя коллега Галина Димова. Между собой обменивались мнениями, в своих оценках были единодушны: прощали поэту некоторые огрехи и по большому счёту гордились тем, что побывали на его концерте. Уже только одно – увидеть мастера слова вживую, услышать его стихи в собственном чтении – это многого стоит. Мы стремились получить новые ощущения, эмоции и впечатления, увидеть поэта своими глазами и почувствовать его всей душой – это нам довелось, ведь он уже преклонного возраста, и подобная возможность навряд ли ещё представится.

У знаменитого поэта Евгения Евтушенко пять сыновей. Двоих старших Александра и Антона, в семидесятых ему родила ирландка. Младшие, Евгений и Дмитрий, родились в восьмидесятые от четвертой жены, Марии Новиковой, с которой Евтушенко проживает в Америке и с которой гастролирует сейчас. Она врач, филолог, моложе поэта на тридцать лет. Она скромно оставалась в тени, хотя дважды выходила на сцену. Первый раз, усаживая поэта, а второй – шепнула ему на ушко, когда он минут двадцать говорил обо всём и ни о чём. Говорил о культе Сталина и репрессиях – общеизвестные истины. Мыслями перескакивал с одной сюжетной линии на другую. Но гению прощается всё.

Евтушенко ещё не осознавал степень изменений, происшедших в России, но сейчас он возвратился в другую страну. Когда звучали песни автора, поэт подпевал – исполнение не очень, но это оправдано. «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку».

О жизни и творчестве Е. Евтушенко написаны десятки книг, при желании можно почерпнуть любые сведения о его биографии из интернета. Он имеет большое количество наград и престижных премий. И последняя новость – Российскому поэту Евгению Евтушенко шестнадцатого ноября две тысячи пятнадцатого года в китайской столице вручена престижная премия «Чжункунь» за выдающийся вклад в мировую поэзию.

И в заключение – сложился вопрос для внуков:

– Назовите имя поэта нашего современника? Его настоящая фамилия – Гангнус. Живет в США. Родился на станции Зима. Его женой была – Белла Ахмадулина.

Но оказывается, внук Макар, в этом году окончивший школу, имени Евтушенко не знает. Постарались стереть этот пробел, но всё же многое зависит от педагогов. Нет в программе. Припоминаю, как старшая дочь Татьяна в старших классах перелопатила дома все книги. У них учитель литературы – каждый урок оставлял пять минут, и все дети имели возможность прочесть любимый стих, рассказать о творчестве поэта, не включённого официально в программу обучения. Но это ведь так здорово!

Но думаю, наш поход с десятилетней Лизеттой останется у неё в памяти, а имя Евтушенко пройдет с ней по жизни. Приобретённые книги со стихами Лизика дома полистала, нашла те, что звучали на вечере поэзии.

Имя известного советского поэта популярно в России. Песни, написанные на его стихи, знакомы многим – «А снег идёт», «Бежит река», «Чёртово колесо», «Вальс о вальсе», «Хотят ли русские войны?». По поводу последней песни поэт пояснил, что она была под запретом десять лет, сейчас вновь введена в репертуар Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова – поют её почти на всех языках мира.

Сколько лет прошло, вновь и вновь думаешь не только о чувствах, которые сегодня соединяли нас, но и том, что время идёт, жизнь меняется, становится всё меньше веры в высокую поэзию. Сегодня заманчив грубый и конкретный запах денег.

Римма ВАХНЕНКО,
старший научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, 
кандидат географических наук


Комментариев нет:

Отправить комментарий