воскресенье, 3 января 2016 г.

Поздравляем одного из лучших сказочников Приморья! - Сказка Виктора КВАШИНА "Хозяин Тайги"

Фото otvprim.ru 

В декабре ушедшего года в Приморье подвели итоги международного конкурса «Сказки волшебного лотоса». Участие в мероприятии приняли авторы из 70 регионов нашей страны и из 15 стран мира, включая Россию, Белоруссию, Украину, Казахстан, Узбекистан, Молдову, Эстонию, Латвию, Литву, Армению, Германию, Израиль, Канаду, США, Австралию. Самому младшему участнику конкурса едва исполнилось четыре, старшему – уже 97. Всего в конкурсе приняло участие более 1500 авторских произведений.

Фото 99972.ru

Хорошо потрудилось жюри, состоящее из филологов и литераторов, известных людей и общественных деятелей не только Приморья. Председателем жюри была заслуженная артистка России Анита Цой, разумеется, оказавшая влияние на продвижение конкурса: она читала конкурсные произведения и действительно участвовала в жюри. Как отмечают сами представители судейской коллегии, сделать конечный выбор им было очень сложно, так как каждая история была по-своему интересна и ценна.

Отдельно необходимо упомянуть тех, без кого этого конкурса вообще не было бы, – Агропромышленную группу «Армада», финансово поддержавшую конкурс, и лично её генерального директора – Василия Николаевича Левченко. Безусловно, руководство Агропромышленной группы сделало большое важное и нужное дело.

Награждение победителей конкурса прошло в Приморском театре оперы и балета. Лауреатам вручили дипломы и денежные премии. Анита Цой со сцены прочла одну из победивших сказок. Каждому из героев дня подарили подарки, которые с собой привезла председатель жюри, – диски собственных песен и книжечки своих стихов. Организаторы конкурса порадовали всех собравшихся концертом с разнообразными номерами.

Председатель жюри Анита ЦОЙ и спонсор конкурса  генеральный директор Агропромышленной группы «Армада» Василий ЛЕВЧЕНКО

Лучшие работы, по итогам мероприятия, решено включить в сборник «Сказки волшебного лотоса». Эти красочные издания совершенно бесплатно станут распространяться по школам и детским садам Приморья.

Победителем конкурса «Сказки волшебного лотоса» в номинации «Волшебный эликсир» стал приморский писатель Виктор Квашин со своей сказкой «Хозяин Тайги». Мы поздравляем Виктора Георгиевича, занявшего единственное первое место среди приморских авторов, с творческой победой и желаем ему и в дальнейшем радовать нас своими произведениями!

                       "Лучший сказочник Приморья" – Виктор Георгиевич КВАШИН

А вот и победительница – сказка «Хозяин Тайги», читайте и наслаждайтесь!

Виктор КВАШИН

Хозяин Тайги

Давным-давно на одной лесной поляне в глухой Уссурийской тайге жили-были муж с женой, и было у них двое деток – дочечка да сынок.
Всякие времена переживали, и трудно было, и голодно, и сытно-радостно, а только в любых обстоятельствах старались родители детям опыт передать и всему нужному для жизни обучить.

А и детки старались. Дочь у матери все премудрости женских ремёсел перенимала: как дом в порядке содержать, огонь в очаге поддерживать, одежду шить, посуду делать, грибы-ягоды собирать, пищу готовить. Сын больше на отца глядел: как дом строить, лук, стрелы да копьё сделать, как капканы хитроумные ставить, как рыбы наловить и домой доставить ко всеобщему семейному благополучию.

Ещё родители детей обучали, как с Тайгой ладить, чтобы доброй была, пищу давала, да не сердилась на людей. Говорили: «Встанешь ранним утречком, первым делом с Солнышком поздоровайся, добра ему пожелай, глядишь, и твой день добрым будет. Пойдёшь в лес на промысел, попроси Хозяина Тайги не сердиться, а добудешь что, так много не бери, а Тайге спасибо скажи и подарок оставь, чтобы в другой раз без добычи не остаться».

Дети прилежно это слушали, головами кивали. Только дочь запоминать родительские наказы старалась, а сын гордым рос и считал всё это выдумками, думал себе: «Чего это мне кого-то благодарить, если я и так взять могу всё, что захочу? Стреляю метко, рыбу ловлю лучше чем отец, что угодно делать умею, ноги мои быстрые, руки ловкие, глаза зоркие – никто мне не указ!»

Так жили-поживали, да случилась вдруг беда – заболел отец. И оно бы ничего, заболел, так поправится, не в первый раз, ан нет – всё хуже и хуже отцу, уж и вставать перестал. Делать нечего, пригласили знакомого шамана, благо жил неподалёку, за перелеском. Пришёл шаман, в бубен постучал, собрал своих духов-помощников, разослал во все концы света искать лекарство. Долго камлал шаман, целых три дня искали духи лекарство от неведомой болезни старого охотника, все пустыми вернулись к шаману, ничего не нашли, только один с рецептом прибыл из неведомых мест. Сказал тогда шаман:
– Необычная болезнь напала на вашего отца и есть от неё только одно лекарство. Но трудность трудная достать это лекарство и опасность опасная до него добраться, и никто не знает, где хранится-сохраняется в тайне это лекарство. А называется оно Корень Жизни. Найдёте – будет ваш отец здоров, не найдёте – никто не поможет!

Заплакала горько мать:
– Как без кормильца жить будем!
Тут сын говорит:
– Не плачь, мать. Не для того я всему у отца учился, чтобы он без помощи умирал. Найду я это лекарство!

Взял сын копьё, острогу, лук да стрелы, нож да топор, кремень да кресало, чтобы огонь разводить. Мать ему пищу приготовила: хлеба, да мяса сушёного, да крупы для каши. А ещё мать дала сыну мешочек с разноцветными камнями.
– Это камни дорогие, я их для особого случая хранила. Повстречается водная преграда, подари ей синий камень, она и пропустит. Понадобится помощь от леса, зелёный камень для него предназначен.  Огонь красный цвет любит. Остальное сам догадаешься, ты умный у меня сын вырос. Не скупись, одаривай каждого встречного, и едой делись, и теплом, и путь тебе лёгким будет.
Попрощался сын с родителями, с сестрой и пошёл в путь неведомый.

Шёл он, шёл, быстро шёл, только мышки из-под ног разбегались, да птички с кустов разлетались, до реки дошёл. Есть захотел. Думает: «Поймаю рыбу». Снарядил острогу, высмотрел в тёмных водах рыбу покрупнее, прицелился, а тут из воды чудище человечьего обличья высунулось и говорит хриплым голосом:
– А разрешения кто спрашивать будет?!
– А кто ты таков, чтобы я разрешение у тебя спрашивал?
– Я-то Хозяин Вод речных и прочих озёрных-болотных, всё, что в воде находится – моё. Без моего дозволенья никто ничего поймать не может.

Вспомнил молодой охотник наставления матери, вытащил мешочек с камнями, хотел подарить Хозяину Реки, да пожалел: «Чего я буду такие дорогие вещи раздавать кому попало? Лучше я за них потом на ярмарке хороший нож себе выменяю. А рыбу я и без его позволения поймаю». Вынул самый крупный синий камень, вертит в пальцах и спрашивает:
– А скажи, Водяной, не знаешь ли ты, где сыскать волшебный-лечебный Корень Жизни?
Хозяин Реки видит синий камень необыкновенной красоты, аж глаза у него от желания разгорелись. Отвечает:
– Слышал я о таком лекарстве, но где искать не ведаю. Это тебе к Хозяину Тайги обращаться надо. Реку мою перейдёшь, дальше в гору иди, там спросишь.
– Ну, если не знаешь толком, то и камень не получишь, – говорит молодой охотник. Завязал мешочек с камнями и принялся рыбу ловить.

Обиделся Хозяин Реки, аж глаза у него посинели! Опустился под воду и пропал.

Охотник меж тем крупную рыбу увидал под самым берегом, изготовился, прицелился, ударил острогой изо всей силы. Но что это?! Вместо рыбы камень оказался. Сломалась острога вдребезги, даже починить невозможно. «Ничего, проживу и без остроги, - подумал молодой охотник - За тот синий камень я три остроги выменяю ещё лучше этой».

Решил он на другой берег перебираться, чтобы в гору идти. Тут, там в воду сунулся, везде глубоко. А где в воду входит, там Водяной рядом выглядывает, ухмыляется. Замахнулся охотник на него копьём:
– Вот я тебя!
Исчез Водяной, испугался видно.

Отыскал охотник мелкий перекат, думает: «Вот тут и перейду, ног почти не замочив. А то мне каждый Водяной указывать будет!» Добрался уже почти до другого берега, вдруг камень под ногой повернулся, грохнулся молодец плашмя в реку, да с головой. Намок весь. Но выбрался на берег. Глядит, а Водяной посреди реки ухмыляется, кричит:
– Тебе ещё обратно возвращаться!

Дрожит, охотник, замёрз. Решил костёр разжечь. Кое-как искру высек, затлелся огонёк, а толком гореть не хочет. И так охотник с костром, и этак – ну не горит и всё, дымит только. А холодно, сил нет терпеть. Озлился, плюнул в костёр, обругал плохими словами.
Вдруг пламя поднялось, а из него лицо красное, лохматое:
– Ты что же мне в душу плюёшь?! Вместо того чтобы попросить, да вкусных сухих щепочек подложить, сырыми поленьями тычешь, да ещё и ругаешь! Кто тебе за это гореть будет?

Вспомнил молодой охотник наставления матери, вытащил красный-прекрасный камень. Огонь от радости вспыхнул аж до неба. А охотнику только того и надо было, убрал поскорее камень в мешочек, завязал покрепче.
– Да куда ты денешься, Огонь-огневище, что скажу, то и будешь делать!

Взял топор, нарубил молоденьких берёзок, накидал в костёр. Запылало пламя, правда с дымом пополам, но горит. Обогрелся малость охотник, стал ночлег готовить. Рубит с елей ветви-лапы и для постели себе у костра складывает. А самые пушистые лапы не достать – высоко растут. Взял охотник, да и срубил ёлки, обрубил с них ветви – добрая, мягкая постель получается!

Вдруг, лес зашумел, травы затрепетали, кусты зашуршали, вырос, будто из земли, пред охотником старик – маленький, лохматый, в зелёной бороде, руки как ветки, пальцы как сучки, уши как грибы.
– Ты что ж это творишь? Зачем живые деревья рубишь почём зря? Не слышишь, как плачут-стонут, умирая, дети мои?!
– А ты кто такой, чтобы мне указывать? Я и без твоих советов тут управлюсь.
– Я – Хозяин этого Леса, а ты хулиган! Кто же так ведёт себя в чужих владениях?

Вспомнил молодой охотник наставления матери, вытащил мешочек с камнями, отыскал самый крупный зелёный-презелёный камень, покрутил в пальцах у огня. У Лешего аж глаза позеленели от желания – так ему камушек нравится!
– А скажи-ка мне Лешак, как мне Хозяина всей Тайги отыскать, мне у него Корень Жизни взять нужно.
– Это тебе в гору идти надо, во-он туда. Говорят, Хозяин Тайги на вершине обитает, но сам я не видел, утверждать не могу.
– Ну, не знаешь, так и ладно.
Положил охотник камушек зелёный обратно в мешок, завязал потуже. Думает: «Зачем этому лохматому чудищу дорогой камень отдавать? Да за такой камень на ярмарке я украшений выменяю – любая девица моей невестой станет!»

Обиделся Хозяин Леса, глаза тёмно-зелёным светом вспыхнули, и провалился сквозь мох, будто не было.

Проголодался за день молодой охотник, решил добыть себе пропитания вкусного. Взял лук со стрелами, да пошёл охотиться. И недалеко отошёл, глядь – олень красавец просто в десяти шагах стоит и на него смотрит. «Вот и мясо!» - думает охотник. Стрелу вложил, лук натянул, выстрелил! Но что это? Пролетела стрела прямо между рогами оленя. А он стоит, не убегает, на охотника смотрит, только копытцами перебирает.

«Не бывало ещё такого, чтобы я промазал!» – думает охотник. Вторую стрелу зарядил, выстрелил – снова мимо! А олень стоит и, кажется охотнику, что смеётся этот копытный над ним, прямо видно, как морда у него улыбается! Разозлился молодой охотник, стал стрелять стрелу за стрелой, пока все не выпустил. Улетели стрелы в лес густой, а с последней стрелой и олень исчез, только копыта застучали. Стал искать охотник стрелы – ни одной не нашёл.

«Подумаешь, обидчивые все какие! Всё равно по-моему будет», – усмехнулся молодой охотник. Вернулся на свою стоянку, поел немного, что мать в дорогу дала, навалил в костёр побольше дров, улёгся на мягкую подстилку, да и уснул.

Крепко уснул усталый молодой охотник. А Огонь всё ярче, всё жарче разгорается. Охотник согрелся, разомлел от тепла, развалился на мягкой хвое, смотрит сладкие сны. Тут из костра мужичок-огневичок выскочил и ну топтаться по хвойной постели, и всё кругами вокруг спящего молодого охотника, весело так, искусно пританцовывает. А за ним огоньки по хвое разбегаются и тоже веселятся. Вспыхнула подстилка хвойная высоким пламенем вокруг охотника. Очнулся он, видит, со всех сторон Огонь-огневище пляшет, и будто смех сквозь треск слышен. Выскочил молодой охотник сквозь пламя, бухнулся в реку. Выбрался на берег – глядь, одежда в дырах, сумка с едой сгорела, копьё, лук да топор сгорели, только мешочек с камнями, что на шее висел, уцелел.

Делать нечего, дождался утра и побрёл к горе, искать Хозяина всей Тайги. Нельзя ему домой без лекарства для отца возвращаться.

Идёт-бредёт, а лес всё гуще. Каждая берёзка норовит сучком одежду порвать, каждая ёлка иглами лицо колет, да в глаз целит, под ногами валежник, кажется, со всего леса собрался, да всё поперёк пути лежит, сучьями топорщится. Но молодой охотник отважно вперёд продвигается, и вот уже подъём начался ощутимый, ясно, что в гору пошёл. Вдруг лес расступился и поперёк пути Скала непреступная, как из-под земли выросла. И видится охотнику, будто на скале той лицо каменное проявляется. Надо молодому охотнику как-то скалу эту преодолеть, чтобы в гору идти.

– Кто ты, Скала-великан? И как тебя миновать, чтобы к вершине пробраться? Там, говорят, сам Хозяин всей Тайги обитает, – спрашивает охотник, а сам мешочек развязывает, да горсть камешков драгоценных достаёт.
– Я – Хозяйка этой Горы, без моего дозволения никто в гору не поднимется. Но ты, вижу, добрый человек, тебя пропущу.
Раздвинулась скала, щель образовалась – хоть на коне поезжай. Прошёл молодой охотник, завязал мешочек с камнями покрепче, да и пошёл в гору, не оглядываясь.
Скала аж почернела от обиды! Захлопнулась с грохотом расщелина, будто её и не было, только камни посыпались.

А молодой охотник шагает весело дальше, думает: «Мне бы только до вершины добраться да у Хозяина Тайги Корень Жизни выманить, а назад я уж как-нибудь ворочусь. Никто мне не указ!»

Идёт охотник бойко, идёт час, другой, третий, уж и уставать стал, а никак до вершины не дойдёт. Смотрит, вроде проходил уже это место. Не может быть! Пошёл дальше. И вроде бы в гору поднимается, а получается, что вокруг неё идёт и снова в то же место попадает.
Разозлился молодой охотник: «Все против меня! Ничего, я сильный, я ловкий и смелый, я выносливый, всё равно дойду до вершины и Корень Жизни для отца добуду!»


А дома мать с дочерью за отцом ухаживают, да сына-брата с волшебным лекарством поджидают. День-другой ждут, нет молодого охотника. Третий-четвёртый день прошёл – не вернулся дорогой сын. Семь дней миновало, расплакалась мать, обняла дочечку:
– Не вернётся мой любимый сын. Видно, забрал его у нас Хозяин Тайги. Да и отец теперь умрёт…

Встала тогда дочь, вытерла слёзы, обняла мать, положила горячую ладонь на лоб отцу:
– Я пойду к Хозяину Тайги. Вы меня всему в жизни научили, я смогу. Отыщу я брата родного и волшебное лекарство отцу добуду.
Уговаривали мать с отцом дочку не ходить в опасное путешествие, да куда там – пойду и всё!

Собрала тогда мать остатки еды, что в доме было, сняла с себя разноцветные бусы, на шею дочери надела.
– Ты у нас умница, всё сама знаешь, во всём сама разберёшься. Один тебе наказ в дорогу: не скупись, одаривай каждого встречного, и едой делись, и теплом, и путь тебе лёгким будет.

Попрощалась девушка с родными и пошла брата искать.
Отошла недалеко от дома, глядь, мышка на тропинке сидит. Достала девушка горстку пшена, насыпала на тропу:
– Угощайся, лесной зверёк! Не подскажешь ли, в какую сторону брат мой ушёл?
– Это такой молодой, стройный, с луком и копьём? Так он к реке пошёл, в ту сторону. Быстро так шёл, чуть на хвост мне не наступил.

Поблагодарила девушка мышку, пошла в указанном направлении. Скоро и к реке вышла. Сняла с материнских бус синюю бусину, на средину реки бросила. Поздоровалась:
– Чистоты твоим водам, Большая Река и здоровья твоим обитателям!
Краюху хлеба вынула, в воду покрошила.
– Кушайте, рыбки! Скажите, как мне с вашим Хозяином побеседовать?

Тут вода расступилась, появился сам Хозяин Реки и всех озёрно-болотных вод в виде чудища человечьего обличья. Стоит, вода с него стекает, а в руке бусину синюю держит, и улыбается синими губами.
– Я тут хозяин, девушка. Чего тебе нужно от меня.
– Скажи мне, пожалуйста, Хозяин Вод, не проходил ли тут  мой брат, он за Корнем Жизни пошёл и пропал.
– Это такой молодой бесстыдник, недостойный приближаться к гнилому болоту? Был тут такой семь дней назад, обидел меня крепко. Назад пойдёт, не пропущу!
– Пожалуйста, дорогой Хозяин Вод, скажи, в какую сторону он пошёл? Он случайно тебя обидел, спешил очень, чтобы отцу нашему лекарство отыскать.
– Ладно, ты добрая девочка, тебя пожалею. Туда твой братец пошёл, на другой берег. Садись-ка мне на плечо, я тебя отнесу, чтобы ножки не промочить.

Взял да и перенёс девушку на другой берег. Поблагодарила она Хозяина Реки, отошла немного, смотрит, головня дымится в кострище. Поняла девушка, что брат тут ночевал. Насобирала сухих палочек, уложила аккуратно на головню, раздула угольки, загорелся огонь. А девушка всё подкладывает сухонькие палочки, да приговаривает:
– Кушай, Огонь, вкусненькие дровишки тебе даю. Разгоришься, ещё принесу, всю ночь кормить буду, а ты меня согрей немного ночью.
Вдруг пламя поднялось, а из него лицо красное, лохматое:
– Кто же ты такая, добрая девица, откуда взялась в нашей Тайге?
– Здравствуй, Огонь-огневище! – говорит девушка, а сама бусину красную снимает и в огонь опускает. – Прими подарок мой скромный. Я тут по важному делу оказалась: беда у нас, отец заболел, брат пошёл искать для него Корень Жизни, да и пропал. Не видал ли ты его?
– Не верю я, что у доброй девушки брат такой невоспитанный. Был он тут, ночевал, оскорблял меня всячески, еле ноги унёс. Туда, в гору подался.

Поблагодарила девушка Огонь-огневище и стала к ночи готовиться. Собрала веток сухих, да травы прошлогодней, да мохом чуть прикрыла – вот и постель у костра готова.

Достала припасы, что мать положила, а там и есть-то нечего, мало совсем. Вдруг, будто из-под земли, Олень рогатый появился, ну прямо в двух шагах, и смотрит на девушку, и вроде как улыбается. Протянула девушка Оленю свою краюшку хлеба, солью присыпанную:
– Угощайся, зверь лесной, красивый, здоровья тебе!

Вдруг, лес зашумел, травы затрепетали, кусты зашуршали, появился пред девушкой диковинный старичок – лохматый, в зелёной бороде, руки как ветки, пальцы как сучки, уши как грибы.
– Кто же ты такая, девица-доброделица, откуда взялась, куда путь держишь?
Испугалась поначалу девушка, но виду не подала. Сняла с бус зелёную бусину, протягивает на ладони:
– Возьми мой малый подарок, уважаемый Лесовик. Пусть твои подопечные лесные меня не боятся, я зверей не убиваю, деревья-кусты не ломаю. А в твоих владениях я по необходимости, ищу брата, который за лекарством ушёл, да вот, не вернулся.

Аккуратно взял бусину Леший, рассмотрел на огонь, повертел, залюбовался.
– Хорошая ты девочка, не верится, что брат твой такой невоспитанный, недостойный наступать на гнилушки в моём лесу. Но тебе помогу. Пришлю с рассветом тебе своего ежа, он путь тебе укажет. Иди за ним и ничего не бойся, Лес тебя пропустит.

Исчез Леший, пропал Олень-рогач, а девушка улеглась у костра, да и уснула крепким сном.

Хорошо спала. Костёр грел её всю ночь не жарко, не холодно, в самый раз. Чуть только рассвет, запыхтело, зашуршало в кустах, выбрался к костру Ёжик, а на спине целая пригоршня ягод, да пара грибов-сыроежек.
– Поднимайся, девушка, завтракай, да пора идти, путь не близкий.

Съела девушка угощение, поблагодарила Огонь-огневище за добрый ночлег, и пошла за Ежом.
И чудо чудное: вроде бы по чаще идут, и тропы-то нет, а ни один сучок не цепляется, ни одна еловая лапа по лицу не заденет, под ногами мох мягкий, ни валежины, ни камня. Ёжик впереди сопит-топает, девушка за ним путь держит, по сторонам смотрит, путь запомнить старается.

Так незаметно, устать не успели, до Скалы добрались. Стоит поперёк пути Скала непреступная, и видится девушке, будто на скале той лицо каменное проявляется.
– И ты пигалица мой покой тревожить осмелилась! – зарокотала Скала, будто гром загремел, аж камни с неё посыпались.
Сняла девушка с маминых бус большую чёрную блестящую бусину, на выступ Скалы с поклоном положила.
– Прости меня, Неприступная Скала, не хотела я тебя тревожить, да, видно, нет иного пути к Горе. А иду я туда, чтобы брата своего найти, который пошёл к Хозяину Тайги за лекарством волшебным, да и пропал. Не подскажешь, как мне его разыскать?

Перестали камни со скалы сыпаться, тихо стало. Задумалось каменное чудовище.
– Не верится мне, что у такого недоброго брата такая хорошая сестра, но вижу, так и есть. Обманул меня твой брат, к Горе пошёл, назад будет идти, не пущу! А тебе провожатого дам, Мишу-медведя гималайского, он тебя к горе проводит.

Расступились скалы, проход освободили, хоть на двух лошадях проезжай. Поблагодарила девушка Скалу, попрощалась с Ёжиком, сухариком его угостила, а тут и Миша-медведь гималайский перед нею предстал: шерсть чёрная, мохнатая, на груди белый галстук.
– Пойдём, – говорит, – девушка, путь неблизкий, держись за мной, ничего не бойся.

Рисунок Тамары КУЗЬМИНОЙ

Девушка вынула из сумки самую последнюю краюшку хлеба, солью посыпала, Мише-медведю гималайскому протянула. Прожевал медведь, покивал благодарно и двинулись они в гору.
Медведь дорогу расчищает, камни с пути отбрасывает, упавшие деревья в сторону отодвигает, сучья обламывает. Девушка за медведем идёт, старается не отставать, по сторонам оглядывается, путь примечает.

Шли они так, шли, вдруг, видят, кто такой? Человек – не человек, грязный, оборванный, бредёт сам не знает куда. Узнала девушка брата, бросилась к нему, приласкала, накормила, платком своим плечи брату укрыла. Медведь раны-царапины охотнику зализал, они и прошли. Пришёл в себя немного молодой охотник, говорит:
– Сестра, ты меня спасла! Неделю хожу я вокруг горы, а ни подняться, ни спуститься не могу, не ел, не пил, думал, умру скоро.
– Это оттого, что ты наказ матери позабыл, обидел Хозяина Реки, Хозяина Огня, Хозяина Леса, Хозяина Горы. Теперь вместе пойдём искать Хозяина Тайги, недалеко осталось. Только обещай, что слушать меня будешь и всех уважать.
Молодой охотник так рад был своему спасению, что позабыл свою гордость и высокомерие, поклялся сестре, что будет слушать её во всём.

Пошли они за Мишей-медведем гималайским дальше в гору. Довёл их медведь до того места, где лес уже кончается, а под самой вершиной горная безлесная тундра начинается.
– Дальше мне нельзя, – говорит Миша-медведь гималайский. – Тут вы сами доберётесь. Только будьте уважительны к Хозяину Тайги. Рассердите его, и вам не жить, и всей Тайге несдобровать.

Поблагодарили брат с сестрой Мишу-медведя гималайского и двинулись к вершине. Идут, по сторонам смотрят, любуются: с горы во все стороны тайга зелёная видна, реки между гор текут, туманы в распадках стелятся, над головой облака плывут – рукой трогать можно. Красота!

Вдруг откуда ни возьмись, выскочил перед ними огромный зверь – вроде как кошка, но та-ка-а-я бо-ль-ша-а-я!!! И та-ка-а-я чё-ё-рная!!! И ка-ак зарычит! Облака с неба в долину свалились. А брат с сестрой на десять шагов отлетели и на землю упали, хорошо, живы остались. Поняли, что перед ними сам Хозяин Тайги. Тут брат сообразил, достал свои камни драгоценные и высыпал перед зверем невиданным. А сестра бусы свои сняла и на шею страшному зверю надела. Заурчал довольно зверь необыкновенный, замурлыкал, улёгся, стал камни языком лизать. А они сверкают пуще прежнего. Доволен остался. Спрашивает:
– Ну, кто такие, зачем пожаловали? Путь не близкий, опасный одолели, значит, причина веская?
– Спасибо тебе добрый Хозяин Тайги, что хочешь нас выслушать. Горе тяжёлое привело нас к тебе. Заболел наш отец болезнью неведомой, и помочь ему может только одно лекарство – Корень Жизни. И говорят, только ты владеешь этим сокровищем.

Улёгся чёрный зверь, положил голову на передние лапы, глаза зажмурил, думает. Только хвостом подёргивает. Потом поднялся, говорит:
– Вижу, добрые вы люди, к Тайге уважительно относитесь, да и пришли не ради себя, а чтобы отцу помочь. Дам вам Корень Жизни.

Повёл Хозяин Тайги брата с сестрой вниз, в светлый кедровник. Пришли на место. Хозяин Тайги и говорит:
– Станьте на колени, глаза закройте, ждите. А теперь откройте!
Открыли брат с сестрой глаза, а перед ними растение необыкновенной красоты: на зелёном стебле листья как ладони с пятью пальцами, а на вершине шар из красных ягод как огонь горит.
– Вот вам Корень Жизни!

Стали брат с сестрой благодарить Хозяина Тайги, потом стали благодарить Корень Жизни, что согласился лекарством для их отца стать. Отыскал брат длинную острую щепку и взялся аккуратно выкапывать корень дивного растения. А девушка села рядом с чёрным-пречёрным зверем – Хозяином Тайги и принялась его гладить. Зверь мурлычет, усами шевелит, кончиком хвоста от удовольствия подёргивает. А девушка всё гладит да гладит, и там, где она своей ладошкой проводит, шерсть красно-оранжевой становится от её доброты.

Выкопал молодой охотник Корень Жизни со всеми предосторожностями, завернул в бересту. А красные ягоды посадил вокруг того места, где корень рос, чтобы ещё такие корни росли в тайге.

Поблагодарили брат с сестрой Хозяина Тайги за волшебное лекарство. Зверь рыкнул громко, прилетела птица с синими крыльями Сойка. Сказал ей Хозяин:
– Отведи брата с сестрой к их дому, да по пути пусть никто их не задерживает, а если кто в Тайге на них обижен, скажи, пусть простят, потому что они теперь Тайгу уважают.


Легко добрались домой брат с сестрой. Птица с синими крыльями Сойка провела их самым коротким путём. Простили высокомерного молодого охотника и Чёрная Скала, и Зелёный Лес, и Синяя Река. Пришли брат с сестрой домой, приготовили все вместе лекарство из Корня Жизни, и встал с постели отец – моложе прежнего! Собрали тогда мать с отцом всех людей из соседних лесных поселений и устроили большой праздник. И рассказали брат с сестрой всем людям о своих приключениях и о том, что удалось им добыть волшебное лекарство только благодаря уважению ко всей Тайге и её обитателям. А пока праздник праздновали, нашлась невеста для молодого охотника, а для его сестры нашёлся жених. И отпраздновали тогда ещё и свадьбы.

И теперь живут все счастливо на той дальней лесной поляне в глухой Уссурийской Тайге, только домов прибавилось, и детишек стало больше.

А Хозяин Тайги с тех пор полосатым ходит, гордится своей раскраской. А людям это напоминание: кто с добром в тайгу идёт, тому Тайга добром отплатит.

Рисунок Тамары КУЗЬМИНОЙ

Другие рассказы Виктора Георгиевича вы можете почитать здесь 

Комментариев нет:

Отправить комментарий