среда, 24 апреля 2013 г.

Без губительного воздействия на окружающую среду


Анализ проблемы строительства нового угольного терминала в Хасанском районе
Дмитрий Вышкварцев

В апреле 2011 года правительство России одобрило долгосрочную программу развития угольной промышленности, предполагающую 40-процентный рост добычи угля в стране к 2030 году. Рост добычи в 2030 году составит 450 млн. т. На реализацию Стратегии-2030 из госбюджета планируется направить 258 млрд. руб. из требуемых 2,6 трлн. руб.
Как стало известно из СМИ , в пгт. Славянка Хасанского муниципального района по инициативе ОАО «Международный перегрузочный терминал» предлагается обустроить часть причальных сооружений судоремонтного завода (СРЗ) для перевалки угля с конечной мощностью терминала – до 10 млн. тонн в год.



Анализ ряда материалов по проекту «Переспециализация достроечного причала ОАО «Славянский СРЗ» для перевалки угля» (Пояснительная записка. ОАО ДНИИМФ, Владивосток, 2011г.) показывает, что его реализация предусматривает несколько этапов. Предлагается осуществить поэтапный переход от традиционного для Приморья открытого способа перегрузки угля, который по санитарной классификации относится к предприятиям II класса опасности для здоровья человека и окружающей среде его обитания, к специализированному угольному терминалу закрытого типа, достаточно безопасного для населения районного центра п. Славянка. Впервые для Приморья предполагается использовать технологию «ветрозащитного барьера» для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха угольной пылью.

I этап

На первом этапе предусматривается производить перегрузку угля из вагонов в закрытом комплексе вагоноопрокидывателя, перегрузку угля погрузчиками и бульдозерами на открытые площадки и затем грейферным портовым краном в трюмы пароходов. В соответствии с техническим заданием на комплексе предполагается перегружать 1,5 млн. т грузов в год. Стоимость капитальных вложений на этом этапе составляет 24,1 млн. долл. США.



Известно, что значительная часть угольной пыли попадает в атмосферу в момент высыпания угля из погрузочного ковша портального крана в трюм. Чтобы снизить эффект образования угольной пыли при работе грейфером предусматривается система непрерывного орошения его водой с момента захвата угля из угольного террикона до выгрузки в трюм. Степень эффективности этого неясна, также как и расход пресной воды, поскольку морская вода для этих целей не может использоваться. Значительному пылению угля будут способствовать 2 крана-манипулятора, 2 фронтальных ковшовых погрузчика, 2 роторных дробилки, 3 погрузчика и 2 бульдозера. При производительности каждого агрегата на перевалке угля от 370 до 500 тонн в сутки и круглогодичной работе в три смены это создаст фон непрерывного пыления и атмосферного загрязнения.

Более значимым для загрязнения атмосферы оказывается процесс образования угольной пыли под действием ветров на терриконы угля на открытых площадках, отводимых для складирования угля. Предполагается на этой портовой территории параллельно причальной стенке разместить 2 площадки размером 134х54м и 134х25м, и 3 оперативных площадки для железнодорожного грузового фронта работ размером 80х23м. Потребная складская ёмкость составляет 32, 5 тыс. т, но с учётом возможных запасов может составлять 100,7 тыс. т. Причём высота складированного угля может достигать 5-10 м.

Судя по проектной документации, впервые для угольного порта в Приморском крае предусматривается защита от переноса угольной пыли за пределы порта на окружающие территории. Для этого предполагается построить по наземной части периметра портовой территории перегрузочного терминала барьер высотой 21 м. Барьер выполняется из стальной металлической сетки (по определению производителя), но это, скорее, перфорированные пластины, в которых суммарная площадь отверстий занимает 30-50% их площади.
Такой барьер, судя по презентации компании Green (Tianjin) Technology Development Co., Ltd. из промышленного парка Баоди Цзиюань, называется «windbreak wall» – «ветрозащитный барьер». При изучении материалов презентации оказывается, что при установке такого барьера с наветренной стороны открытых площадок, он будет защищать угольные терриконы от ветра, причём коэффициент пылеподавления может превышать 80%.

Но при его установке с подветренной стороны открытых площадок сыпучих грузов для уменьшения разноса пыли, такой барьер носит название «dust suppression wall», т.е. – «пылеподавляющий барьер». Однако, при установке барьера с подветренной стороны открытых площадок, значение степени его эффективности не приводится.
Я привлекаю внимание к этой, на первый взгляд, незначительной проблеме, поскольку в проекте перегрузочного терминала в Славянке на южном побережье бухты высокий барьер предполагается поставить по периметру перегрузочного терминала (образно в виде буквы «П») открытой частью на север в сторону бухты.

Таким образом, этот барьер летом при доминирующих в этот период ветрах южных румбов будет действительно выполнять свою ветрозащитную функцию. Хотя при этом 20% угольной пыли (100-80%) будет сноситься с угольных терриконов в воды бухты так же, как и в порту Посьета при ветрах северных румбов. Мельчайшие частицы угольной пыли, оседая на поверхность воды, образуют воздушный пузырёк с частицей угля в его центре. Такая частичка будет долго находиться в самом верхнем 5-тисантиметровом слое воды, и её будут заглатывать личинки рыб и беспозвоночных, которые каждую ночь для питания поднимаются со дна к поверхности. Наглотавшиеся минеральных частиц личинки оседают на дно и погибают там голодные.

Однако зимой, в период наиболее сильных и продолжительных ветров северных румбов, барьер, поставленный с подветренной стороны открытых площадок за терриконами угля, будет функционировать не как «ветрозащитный барьер», а как «пылеподавляющий». Механизм его действия заключается в седиментации части пыли перед барьером и уменьшении дальности разноса пыли за его пределами на территорию поселения за счёт уменьшения скорости ветра и увеличения времени её оседания.

Но необходимо учитывать, что повторяемость ветров северного и северо-восточного направлений составляет за год в среднем 31%, и ветры более 20 м/сек наблюдаются не в течение двух-трёх часов за год (как указано в материалах проекта), а на 2-4 порядка дольше. Помимо этого П-образная форма ветрового барьера, направленная открытой частью в сторону самых сильных и длительных ветров северных румбов, представляет собой ловушку для ветра. В её задней стороне при таких ветрах будут образовываться мощные, вертикально вверх направленные, турбулентные вихри. Угольная пыль при этом будет выноситься намного выше барьера и, подхваченная ветром, переноситься к жилым массивам посёлка Славянка.
В соответствии с нормами СанПиН (п.7.11.4) открытые узлы перегрузки на причале относятся по санитарной классификации к предприятиям II класса опасности с размером санитарно-защитной зоны (СЗЗ) равной 500 м. Однако, до ближайшего жилого массива расстояние составляет 440 м.

Если принять во внимание вышеизложенное, то залповые выбросы угольной пыли при нередких сильных северных ветрах будут выноситься далеко за пределы этой зоны, особенно при наличии нано частиц угольной пыли, оказывая крайне неблагоприятное воздействие на лёгочную систему жителей пгт Славянка.

II этап

По уверениям заказчиков проекта «Переспециализация достроечного причала ОАО «Славянский СРЗ» для перевалки угля» переход к реализации следующего этапа может быть начат в 2015 году. Сущность II этапа, или очереди, должна заключаться в переходе от открытой к закрытой технологии перегрузки угля.

В соответствии с описанием проекта «Угольный терминал в бухте Славянка на 7 млн. т в год, закрытый способ перевалки» (ООО Управляющая компания «Беркут»), спроектированного специалистами ОАО ДНИИМФ и немецкого концерна «ТАКРАФ ГмбХ», должны быть построены два закрытых склада, рассчитанные на 140 и 160 тыс. т груза, мостовой пирс длиной 260 м, припортовая станция и произведены дноуглубительные работы. Стоимость проекта по предварительным расчётам составляет 59,6 млн. долл. США.

В качестве образца приводился проект первого на Балтике уникального закрытого угольного терминала Baltic Coal Terminal в Вентспилсском торговом порту. В соответствии с его документацией  этот терминал включает закрытый комплекс вагоноопрокидывателя производительностью 3600 т/час (48 вагонов в час) и закрытый склад 300х80м высотой 44,5 м, рассчитанный на единовременное хранение 210 тыс. т угля в трёх отсеках. Существенно, что терминал должен включать судопогрузочную машину производительностью 3 тыс. т/час, со сбрасывателем телескопического типа и устройством пылеподавления. Общий объем инвестиций в создание Baltic Coal Terminal должен был составить 173 млн. долл. США.  Выбросы в атмосферу твёрдых частиц (РМ10) при такой закрытой перевалке угля должны составлять 4% от выбросов с технологией открытой перегрузки.

Следует отметить, что глава горсовета Севастополя в своём обращении в прокуратуру по поводу открытой перевалки угля в порту Инкерман Севастопольской бухты, столь же глубоко вдающейся в сушу, как и бухта Славянка, отметил, что открытая перевалка угля наносит в 100 раз больший ущерб экологии, нежели закрытый способ . С учётом уровня ответственности трудящихся западных стран за качество работы такой специализированный угольный терминал закрытого типа, действительно, можно признать почти безвредным.
 
Выводы

Исходя из вышеизложенного, следует признать неприемлемой технологию открытой перегрузки угля для реализации проекта «Переспециализация достроечного причала ОАО «Славянский СРЗ» для перевалки угля» в виду его крайней экологической опасности. Использование даже такого продвинутого способа использования «ветрозащитного барьера» для снижения выбросов угольной пыли за пределы открытых складов угля при его перегрузке не эффективно для его воплощения в порту п. Славянка, расположенном на южном берегу бухты.

Угольная пыль приведёт к увеличению заболеваемости населения п. Славянка и его оттоку из районного центра. Неизбежна при этом утрата рекреационной привлекательности для народонаселения ДВ региона, Сибири, эко туризма из сопредельных стран АТР и снижение биоразнообразия и биопродуктивности акваторий залива Славянка и прибрежных вод Хасанского района.



Тем не менее, использование «ветрозащитного барьера» представляется актуальным и целесообразным для защиты уже действующих угольных терминалов в Приморье, расположенных на северной стороне акваторий залива Петра Великого.
Ряд показателей проекта вызывает сомнения в реальности намерений инициаторов проекта перейти ко II этапу в обозримом будущем.

Следует отметить, что высокий уровень получаемого дохода (495 млн. руб./год) и прибыли (249 млн. руб./год) в режиме технологии открытого способа перевалки угля в объёме 1,5 млн. т/ год признаются достаточными для окупаемости проекта «Переспециализация достроечного причала ОАО «Славянский СРЗ» для перевалки угля» в течение двух лет работы с начала его эксплуатации.

При сравнении объёмов инвестиций, намеченных для вложения на I и II этапах реализации проекта «Переспециализация достроечного причала ОАО «Славянский СРЗ» для перевалки угля», в 24,1 и 59,6 млн. долл. США, соответственно, очевидна возможность экономии значительной части затрат при исключении I этапа.

Объёмы инвестиций, намеченных для вложения в строительство терминала с закрытой технологией перегрузки угля в Славянке с подобным угольным терминалом Baltic Coal Terminal в Вентспилсском торговом порту, составляют 59,6 и 173 млн. долл. США соответственно. При сравнении этих показателей очевидно, что сумма вложений по проекту «Угольный терминал в бухте Славянка на 7 млн. т в год, закрытый способ перевалки» (ООО Управляющая компания «Беркут») явно недостаточна для его воплощения с соблюдением всех необходимых требований для сохранения здоровья населения и биологического разнообразия прибрежных акваторий и территории в пгт Славянка Хасанского муниципального района.
К тому же, пропускная способность железной дороги на участке Барановский–Хасан составляет всего 14 млн. тонн в год. Поэтому сомнительна возможность достижения в Славянке проектного объёма перевалки угля в 7-10 млн. т/год, поскольку ОАО «Морской порт Посьет» декларирует планы по увеличению объёма перегрузки угля до 9-17 млн. тонн (что, к слову сказать, при использовании этим портом технологии открытой перегрузки угля, значительно ускорит гибель месторождения лечебных грязей «Ясное» и биоресурсов мелководных бухт залива Посьета, отнесённых к Памятникам природы).
Заниженная стоимость капитальных вложений на II этапе реализации проекта «Угольный терминал в бухте Славянка на 7 млн. т в год, закрытый способ перевалки» может рассматриваться, как свидетельство отказа от воплощения технологии закрытой перегрузки угля в п. Славянка.



Реализации высокоспециализированной технологии закрытого способа перегрузки угля исключает возможность использования портовых сооружений в бухтах залива Посьет и Славянка Хасанского района для поставок наиболее коротким путём больших объёмов других грузов (в частности, зерна) из северо-восточных провинций Китая в Японию и страны АТР. Именно актуальная потребность в транспортном коридоре лежит в основе концепций, связанных с развитием проектов Расширенной Туманганской Инициативы, реализация которых даст более мощный импульс экономическому развитию Хасанского района и без губительного воздействия на окружающую среду.

Дмитрий ВЫШКВАРЦЕВ, Заслуженный эколог РФ, Почётный гражданин Хасанского муниципального района, кандидат биологических наук
Опубликовано в газете «Дальневосточный ученый», №8 от  24.04.2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий