пятница, 23 декабря 2011 г.

Химия – наша жизнь

От «Ах, все пропало, все пропало…» и до «Все идет по плану!» – таков диапазон оценок трансформации ведущих университетов Приморья в Дальневосточный федеральный университет. Тысячи людей: преподаватели, ученые, студенты и их родители, а также люди, формально не имеющие отношения к процессам, происходящим в сфере высшего образования в аудиториях и лабораториях, со страниц газет и с телевизионных экранов выступают со своими суждениями.

А мы сегодня выслушаем мнение тех, кто не только хорошо ориентируется в проблемах высшего химического образования, а много лет своим упорным трудом возводит храм науки и образования на Дальнем Востоке. На вопросы отвечают: заведующий отделом сорбционных технологий Института химии ДВО РАН, заместитель директора Школы естественных наук ДВФУ по научной работе, руководитель кластера химических кафедр доктор химических наук, член-корреспондент РАН Валентин Александрович АВРАМЕНКО, и руководитель основной образовательной программы по направлению «Химия» Школы естественных наук ДВФУ, профессор кафедры общей и неорганической химии, кандидат химических наук Алевтина Анатольевна КАПУСТИНА, в недавнем прошлом – директор Института химии и прикладной экологии ДВГУ.

В.А. Авраменко Альбом: Химики


– Отвечает ли химическое образование в ДВФУ запросам экономического и общественного развития сегодняшнего, завтрашнего дня? К какой деятельности готовят в ДВФУ будущих химиков? Легко ли новоиспеченному химику найти работу по специальности?

В. Авраменко:
– Я думаю, что любое образование вряд ли может полностью отвечать всем запросам из будущего – ведь мы будущего не знаем. По поводу запросов на сегодня – модные слова уйдут, а фундаментальные знания – останутся. На это и надо ориентироваться. По мне – хороший специалист в области физической или органической химии намного более ценен, чем инновационно-ориентированный неуч в области нанокогнитивных технологий.

Другое дело, что преподавание той же физической химии должно вестись не на примерах опытов из XIX века, а на примере современных технологий и материалов. И самое главное: высшая школа без науки – это в лучшем случае техникум. Только при работе на современных приборах, над современными научными задачами из студента университета может получиться Специалист с Университетским Образованием, способный самостоятельно ставить и решать новые задачи. На химических кафедрах ДВФУ есть хорошие научные школы, способные увлечь студентов научной работой. В контакте с ДВФУ работают химические институты ДВО РАН. Выпускники-химики легко находят работу и на Дальнем Востоке, и в центре России, и за рубежом, при условии, что они хотели учиться и учились.

А.А. Капустина Альбом: Химики


А. Капустина:
– Особенностью университетского образования является обучение студентов методом самостоятельного познания и научно обоснованного действия. Сочетание глубокой фундаментальной подготовки с приобретенным умением принимать правильные решения, анализировать поток информации, выбирать основное, а также наличие практических навыков позволяют выпускникам работать в любых организациях, учреждениях, предприятиях, где требуются квалифицированные химики. Выпускники работают в академических и ведомственных институтах, в аналитических, экспертных лабораториях (в том числе силовых ведомств), в лабораториях и цехах промышленных предприятий, на кафедрах вузов.

Владимир Иванович Нерет, выпускник химического факультета ДВФУ, заместитель директора Хабаровского нефтеперерабатывающего завода, в своем письме, посвященном юбилею химфака в 2007 году, написал: «За время моей работы на нефтеперерабатывающем заводе удавалось решать разные проблемы. И все это благодаря полученной школе, привитому нам умению ориентироваться в любой ситуации, самостоятельно добывать недостающую информацию».

В ДВФУ (а ранее ДВГУ) давно налажена связь с выпускниками. Ежегодные встречи на «Дне химика», работа с руководителями предприятий и организаций, которая осуществляется через отдел трудоустройства и организации практик, позволяют отслеживать трудоустройство выпускников и получать сведения о качестве их подготовки, как от самих выпускников, так и от их работодателей.

В 2006/2007 учебном году нами была проведена общественная аккредитация специальности «Химия». В организации и учреждения были разосланы анкеты с вопросами на выпускников 2001-2005 годов. Мы получили ответы из 27 организаций (4 НИИ, 5 вузов, 7 экспертных центров или лабораторий, 11 предприятий), в которых работают 95 выпускников-химиков этих лет – почти половина выпуска. Неудовлетворительных оценок не было. Все  выпускники показали отличное и хорошее отношение к работе. Восприимчивость к новым знаниям лишь у одного выпускника оценена на «удовлетворительно», у остальных – на «хорошо» и «отлично».

Опрос самих выпускников позволяет определить, что менять в образовании, какие новые дисциплины вводить, уровень каких практических навыков повышать. Одним из основных недостатков, который отмечали сами выпускники  и их работодатели в 2007 году, было слабое знакомство с современным научным оборудованием. В настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону. В лабораториях ДВФУ студенты имеют возможность знакомиться с методами ЯМР-спектроскопии, атомно-адсорбционной спектроскопии, электронной микроскопии, рентгенофазового анализа и многими другими современными методами.

Легко ли новоиспеченному химику найти работу? Судите сами – 100% выпускников-химиков 2011 года трудоустроены или продолжают обучение в магистратуре, либо аспирантуре. Более того, не все заявки удовлетворены. Сегодняшний выпускник предъявляет требования не только к содержанию работы, но и к уровню вознаграждения за труд. К сожалению, многие бюджетные организации предлагают низкие заработные платы.

Вручение дипломов выпускникам-химикам ДВГУ Альбом: Школьники, студенты и молодые ученые


Что касается запросов экономического и общественного развития, то университет всегда стремился работать на перспективу. Так, в свое время была открыта специализация «Химия окружающей среды», что позволило со временем создать на ее базе специальность «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» (квалификация «Инженер-эколог»). Сегодня это один из профилей успешно реализуемого в ШЕН ДВФУ направления «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в нефтехимии, химической технологии и биотехнологии», являющегося одним из 18 направлений подготовки, которые Правительство РФ определило приоритетными, направленными на модернизацию и развитие экономики страны.

Еще один пример. В рамках специальности «Химия» десять лет назад была открыта специализация «Нефтехимия» и создана кафедра химической технологии и нефтехимии. Сейчас на этой кафедре реализуется подготовка по приоритетному направлению «Химическая технология». Выпускники профиля «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов» весьма востребованы на предприятиях Роснефти, с которым ДВФУ заключил договор на подготовку кадров.

Находят химики работу и за рубежом, в США, Германии, Бельгии, Израиле, других странах. Выпускник 2009 года специальности «Основные процессы химических производств и химическая кибернетика» (направление «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии») Вячеслав Игнатенко обучается в магистратуре в Харбинском политехническом университете (КНР), завершили обучение в магистратуре Сорбоны (Франция) Наталья Корнейчук (выпуск 2008 года, специальность «Химия»), в магистратуре Корнельского университета (США) выпускник 2005 года (специальность «Химия») Алексей Костеша.

– Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости изменения традиционного подхода к подготовке химиков. Считается, что инновационное образование – залог успешного развития Дальнего Востока. Но не слишком ли мал здесь платежеспособный спрос на высококвалифицированных специалистов со стороны науки и современного производства, которого почти нет? Есть ли за рубежом неудовлетворенный спрос на химиков? В состоянии ли ДВФУ готовить кадры химиков для «заграницы»?

Студенты-химики  в лаборатории Альбом: Школьники, студенты и молодые ученые


В. Авраменко:
– Когда я читаю о снижении конкурентоспособности традиционных институтов образования, у меня возникают большие сомнения. «Конкурентометр» – виртуальный  прибор для определения конкурентоспособности может быть откалиброван по-разному: вот он, и показывает от «все пропало» до «все ОК» в зависимости от того, что требуется доказать. Проблема образования ведь не существует сама по себе. Она завязана в сложнейший узел социальных, политических, экономических и региональных проблем.

Причем каждую сторону этого узла можно усилить или ослабить, рассматривая проблемы образования под тем или иным углом. А спрос на образованных выпускников при современной мобильности формируется не только Приморьем.

Сейчас у нас, в Приморье, строится ряд нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих производств. Уже на стадии строительства они готовы принять специалистов-химиков с соответствующим профилем образования на очень солидные зарплаты. Что касается подготовки кадров для заграницы, то мы занимаемся ею непрерывно – ведь достаточно много выпускников химфака уехало из России и сейчас успешно работает там. Остается только надеяться, что этот поток развернется в обратную сторону, так как это произошло в последние годы в Китае.

А. Капустина:
– Сильной стороной университетского образования является прочная интеграция с РАН. Именно она позволила в трудные 90-е годы XX века сохранить уровень образования, а в XXI веке повышать его уровень. И по этому пути мы продолжаем идти дальше. В 1995 году на химическом факультете ДВГУ совместно с ТИБОХ ДВО РАН было открыто отделение биоорганической химии и биотехнологии. Выпускники этого отделения ежегодно поступают в аспирантуру ТИБОХ ДВО РАН. Более десятка из них уже защитили кандидатские диссертации и продолжают работать в ТИБОХ, который считают родным.

Заработная плата у научных работников сейчас вполне достойная, есть возможность увеличить ее за счет активного написания проектов, получения грантов. Платежеспособность предприятий, увы, пока невелика. Но и здесь ситуация меняется, особенно в связи со строительством предприятий нефтегазового комплекса на Дальнем Востоке.

Дальневосточный федеральный университет нацелен на создание научно-образовательной и технологической платформы для обеспечения социально-экономического развития и повышения качества жизни населения Дальнего Востока России. Созданию и развитию в регионе новых, наукоемких отраслей промышленности будут способствовать новейшие научные и технологические разработки. На кафедрах химического направления успешно ведутся исследования по получению новых функциональных материалов, разработке технологий их производства, в том числе, нанотехнологий. Разрабатываются новые образовательные программы.

Альбом: Школьники, студенты и молодые ученые


К 2013 году запланирована подготовка нескольких магистерских программ на английском языке, это программы по получению биологически-активных веществ и лекарственных препаратов, по современным аспектам химической технологии функциональных материалов, по проблемам радиохимии и радиоэкологии. Эти программы могут заинтересовать абитуриентов из «заграницы». Но в первую очередь мы ориентированы на Россию. Материальная база для этого имеется. Да и кадровый потенциал есть. Недостаток специалистов по отдельным направлениям всегда можно восполнить, благодаря осуществляемой в ДВФУ программе по приглашению ведущих ученых страны и мира.

– Не приведет ли объединение ведущих университетов Владивостока в Дальневосточный федеральный университет к уменьшению разнообразия программ химического образования, тем самым – ухудшению подготовки химиков?

В. Авраменко:
– Наоборот, объединение в рамках одного университета классического естественнонаучного образования с инженерным, дает возможность того самого инновационного развития, о котором сейчас говорят на каждом углу. Подключение химиков к решению практических задач материаловедов, строителей, механиков на стадии получения образования – это не только путь к повышению практической направленности химического образования, но и к практическому использованию результатов научных исследований, выполняемых в ДВФУ.

А. Капустина:
– Объединение университетов не привело к уменьшению разнообразия программ химического образования. Напротив, оно позволило использовать потенциал ДВФУ, как для усиления инженерной подготовки химиков-технологов, так и для усиления практической подготовки по химии у выпускников инженерной школы.

Сергей Дышловой, аспирант Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН Альбом: Школьники, студенты и молодые ученые


– Как участвуют институты химического профиля – Институт химии, Тихоокеанский институт биоорганической химии – в подготовке химиков? Какой процент выпускников-химиков остается в науке? Из прежних выпускников химфака выросли академики РАН и члены-корреспонденты, есть ли перспективные молодые ребята среди нынешних студентов-химиков?

В. Авраменко:
– Очень многие из сотрудников нашего института читают лекции в ДВФУ. И в школе естественных наук, и в инженерной школе. Но самое главное – в институтах ДВО РАН студенты, проходя практику и выполняя дипломные работы, имеют возможность почувствовать, что такое нормальная научная работа. Какой процент их останется в науке? Думаю, что в науке остаются не по процентам, а по расположенности и способности заниматься наукой. И яркие, талантливые студенты химики из университета будут всегда востребованы в наших институтах.

А. Капустина:
– Как уже говорили, интеграция с институтами ДВО РАН – политика нашего университета. Около 80% научных сотрудников ТИБОХ ДВО РАН и Института химии ДВО РАН – выпускники химфака ДВГУ. Среди них академик РАН, директор ТИБОХ ДВО РАН – Валентин Аронович Стоник, он возглавляет кафедру биоорганической химии и биотехнологии ДВФУ. Есть члены-корреспонденты РАН. Это Виктор Юрьевич Глущенко, Валентин Александрович Авраменко, есть академики и члены-корреспонденты РАЕН, Российской академии сельскохозяйственных наук.

Сотрудничество с академическими институтами химического профиля не ограничиваются подготовкой специалистов. Ведутся совместные научные исследования. Так, в течение трех последних лет ДВФУ (ДВГУ) совместно с ТИБОХ ДВО РАН выполнил большой объем работ по гранту «Разработка технологий и выпуск пробных партий биологических субстанций из морских организмов». По результатам гранта получен совместный патент, проводятся биоиспытания пробной партии синтезированного противоожогового препарата.

Совместные научные исследования ведутся также с учеными Института химии ДВО РАН. В прошлом году творческим коллективом сотрудников кафедры физической и аналитической химии ДВФУ и лаборатории плазменно-электрохимических процессов ИХ ДВО РАН получен совместный патент «Способ получения оксидных катализаторов».

Сотрудничество с ДВО РАН не ограничивается институтами химического профиля. Студенты выполняют курсовые и дипломные работы в ТОИ, ДВГИ, ИАПУ ДВО РАН, остаются там работать. Кафедрой общей и неорганической химии ДВФУ и ИАПУ ДВО РАН получен совместный патент «Способ получения кремнийорганических дендронов». Планируется создать совместную научную лабораторию функциональных материалов, научно-образовательный центр ядерных технологий и радиационной безопасности.

Безусловно, к научным исследованиям активно привлекаются студенты. Среди них немало талантливых людей. В этом году стипендия Президента РФ повторно назначена студенту 4 курса специальности «Химия» Андрею Гнеденкову. Он неоднократный участник многих международных конференций. Выступал с устными докладами не только в России, но и в Великобритании, Японии. Имеет публикации в солидных научных журналах. Его однокурсник Арсений Портнягин – призер многих олимпиад, активно занимается научной работой в ИХ ДВО РАН. Полина Волкова, студентка 5 курса, специальности «Химия» – призер конкурса молодых ученых 1-ой Молодежной школы-конференции студентов и аспирантов «Химия функциональных материалов», стипендиат Правительства РФ.

Представлены документы на присуждение стипендии Правительства РФ нескольким студентам, обучающимся по специальностям «Основные процессы химических производств и химическая кибернетика», «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов». Эти и многие другие студенты сочетают отличную учебу с участием в научных исследованиях кафедр ДВФУ или лабораторий ДВО РАН. Конечно, хотелось бы, чтобы таких студентов было больше.

Шествие, посвященное 110 годовщине образования ДВГУ. Слева направо: Николай Павлович Шапкин, д.х.н., зав.каф. общей и неорганической химии, Владимир Абрамович Каминский, д.х.н., Алевтина Анатольевна Капустина, к.х.н., Таисия Ивановна Акимова, д.х.н., зав.каф. органической химии, Н.Б. Кондриков, д.х.н., зав.каф. физической и аналитической химии Альбом: Химики


– Как живется и работается преподавателю, доценту, профессору? Болонский процесс, реформа науки и высшей школы, слияние университетов в ДВФУ оказали влияние на качество химического образования или эти явления прошли на уровне информационного шума?

В. Авраменко:
– Все зависит от того, с какой стороны посмотреть на Болонский процесс. Унификация образования и образовательных программ может быть и хорошее дело, но боюсь, что одной унификацией не обойтись. Главные вопросы кто, кому и для чего преподает, имеют разные ответы для американского КалТеха, Московского ФизТеха, МГУ и ДВФУ.

Качество химического образования во Владивостоке и раньше было не самым плохим. Из выпускников химфака многие сотни стали кандидатами наук, многие десятки докторами наук. Я надеюсь, что перемены, связанные с образованием ДВФУ при слиянии разных вузов, пойдут на пользу химическому образованию. Возможности для этого есть. Все дело за реализацией этих возможностей. Оценить все эти изменения можно будет, наверное, через несколько лет, опять-таки, с поправкой на то, как изменятся за это время уровень начального образования и мотивация к образованию у поступающих в ДВФУ.

А. Капустина:
– Безусловно, жить в «эпоху перемен» не очень комфортно. Есть определенные организационные «неудобства», связанные с переходом от структуры факультетов и Институтов к структуре Школ. Слишком большим стал административный аппарат. В то же время есть и положительные моменты. У большинства преподавателей и сотрудников заработная плата, как минимум, не уменьшилась, а увеличилась. Появилась возможность для повышения квалификации, в том числе, за рубежом. Повысилась и ответственность за качество образовательных программ, содержание и качество преподавания отдельных дисциплин, уровень квалификации преподавателя.

Переход на двухуровневую систему образования позволил оставлять более талантливых ребят для обучения в магистратуре. На пяти магистерских программах по направлению «Химия» сейчас обучается 18 студентов. Число их будет расти по мере увеличения выпускников бакалавриата. Уверена, что на качество химического образования слияние университетов в ДВФУ отрицательного влияния не оказало.

В 2012 году исполнится 55 лет со времени восстановления химического образования на Дальнем Востоке. Традиции и научные школы химиков сильны и устойчивы к любым негативным воздействиям извне. В то же время готовы к новым положительным изменениям, продиктованным потребностями жизни. Химия – одна из ключевых областей современного естествознания, экономики и всей жизни. Доказательством этого является объявление 2011 года – Международным годом химии. Девиз года: «Химия – наша жизнь, наше будущее».

– Химическое образование сегодня и тридцать лет тому назад: кто кого?

В. Авраменко:
– Нельзя сравнивать только технологии образования, надо сравнивать еще и мотивацию получения химического образования. Ведь именно отсутствие мотивации к получению образования снижает общий уровень абитуриентов, поступающих на естественнонаучные дисциплины. Создание ложных образов успешного человека приводит к тому, что только очень малая часть ребят, у которых есть все задатки стать успешными химиками, физиками, биологами, получают соответствующее образование. Вместо этого они, оканчивая «модные» специальности, пополняют армию безработных бухгалтеров и менеджеров по продажам. Я просто уверен, что в самом ближайшем времени должна произойти смена ориентиров. Да она уже происходит. Другого и быть не может. Двадцатилетний сбой в образовательных ориентирах привел к такому дефициту кадров, что сейчас специалист-химик для многих предприятий уже становится на вес золота.

А. Капустина:
– Химическое образование сегодня более разнообразно. Вариативная часть образовательных программ позволяет студенту выбрать собственную траекторию образования. Улучшилась материальная база. Тридцать лет назад мало кто из студентов мог воспользоваться такими методами исследования, как ЯМР-спектроскопии, рентгено-фазовый анализ и другими. Шире используются новые образовательные технологии, интернет-ресурсы, видео-презентации, кейс-технологии и так далее.

В то же время, 30 лет назад была лучше базовая подготовка абитуриентов. Сокращение уроков по химии в средней школе от 3-4 часов до 2-х часов в неделю отрицательно сказалось на уровне знаний выпускников школ. Если такая тенденция продолжится, то вузам придется самим заниматься подготовкой будущих абитуриентов. Что, в принципе, мы уже и делаем. Мастер-классы, школа юного химика, очные и заочные олимпиады, краевая конференция школьников – все это нацелено на поиск и подготовку способных и талантливых абитуриентов – будущих студентов ДВФУ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий