среда, 21 сентября 2011 г.

Акулы в Приморье: кто виноват и что делать?



Несколько дней тому назад, собирая утром дочку в школу, я поглядывала краем глаза передачу о больших белых акулах по каналу Animal Planet. Отважный автор фильма плавал среди акул на каяке, затем в маленькой подводной лодке, провоцировал их на прыжки, протягивая за быстроходным катером резиновое чучело морского котика, прикрепленное к катеру на длинной веревке, в конце концов, даже сделал заплыв, держа в руке чемодан с фототехникой, на маленький каменистый островок, с которого, опять-таки, фотографировал этих самых белых акул во время их охоты на котиков, обосновавшихся на островке.

Не съели. Даже не пытались напасть. Интересно, что съемки фильма проходили на юге Африки, в нескольких сотнях метров от пляжа одного из небольших портовых городов. Двадцать последних лет там не было зафиксировано нападений большой белой акулы на людей. Но через несколько дней после завершения съемок акула убила серфингиста. Вывод, который сделали авторы фильма, примерно таков: мы плохо знаем жизнь, повадки, привычки акул и не умеем прогнозировать их поведение.

Если ориентироваться на публикации в СМИ, нынешним летом Приморье внезапно подверглось нашествию акул-людоедов, причем, разных видов. А как оценивают ситуацию в приморских водах специалисты из лаборатории ихтиологии Института биологии моря имени А.В. Жирмунского ДВО РАН?

С этим и другими вопросами я обратилась к заведующему лабораторией, кандидату биологических наук Андрею Анатольевичу Баланову.

Андрей Анатольевич Баланов – заведующий лабораторией ихтиологии Института биологии моря имени А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения Российской академии наук (ИБМ ДВО РАН), кандидат биологических наук. В 1988 году закончил биолого-почвенный факультет Дальневосточного государственного университета по специальности «ихтиология», а в 1995 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Состав и структура мезопелагического нектонного сообщества Берингова моря». Участвовал в 20 рейсах и экспедициях по изучению ихтиофауны дальневосточных морей. Стаж работы в морской биологии – 25 лет. Возглавляет лабораторию с 2006 года.
Получив грант Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники Японии (Monbukagakusho), работал в Океанографическом институте Токийского университета с июня 1998 по июль 1999 года. С 1999 года является иностранным членом Японского ихтиологического общества.
Область научных интересов – изучение систематики, фаунистики, происхождения, эволюции и экологии рыб дальневосточных морей. Автор 58 научных трудов.

А.А. Баланов Альбом: Биологи, биотехнологи


– Андрей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о лаборатории и основных направлениях ее деятельности.

– Лаборатория ихтиологии ИБМ ДВО РАН была основана в 1991 году. Основные направления научных исследований лаборатории: изучение таксономии, систематики, происхождения и онтогенеза рыб северной части Тихого океана; определение структуры, динамики и продуктивности прибрежных, пелагических и глубоководных ихтиоценов дальневосточных морей России; воспроизводство, эмбриональное и личиночное развитие ценных промысловых и других видов рыб Японского моря.

Японский терпуг Hexagrammos otakii охраняет кладки икры

Для решения поставленных задач используются, как традиционные, так и новые для ихтиологии методы сбора и обработки данных. Принципиально новым в изучении рыб дальневосточных морей явилось исследование видов на основе подходов с широким применением остеологических и наружных признаков, разработанными, как сотрудниками лаборатории, так и известным из литературных источников. Настоящий прорыв в этом направлении произошел после появления в ИБМ ДВО РАН новейшего цифрового рентген аппарата компании Softex, что позволяет быстро исследовать большой набор признаков и делать более качественные описания видов.

Базовым материалом для выполнения исследований являются сборы прибрежных экспедиций лаборатории ихтиологии ИБМ ДВО РАН и комплексных экспедиций ТИНРО, проводившихся в дальневосточных морях и прилегающих районах Тихого океана в 1995-2009 годах. Изучение морфологии, систематики и распределения рыб, помимо собственных уникальных данных, хранящихся в лаборатории ихтиологии и в нашем институтском музее, основывается на тщательной обработке известной литературы и богатых коллекций Зоологического института РАН из  Санкт-Петербурга.

– Андрей Анатольевич, кто ваши сотрудники, коллеги по лаборатории?

– В настоящий момент в лаборатории работает девять сотрудников: ведущий научный сотрудник, доктор биологических наук Владимир Николаевич Долганов – специалист по хрящевым рыбам, старший научный сотрудник, кандидат биологических наук Владимир Емельянович Харин – знаток морских рептилий и ихтиофауны субтропических мигрантов, научный сотрудник, кандидат биологических наук Владимир Валерьевич Земнухов – изучает фауну и систему стихеевых рыб, научный сотрудник, кандидат биологических наук Ирина Викторовна Епур – специалист по ихтиопланктону, ученица недавно умершего Александра Семеновича Соколовского, ведущий инженер Андрей Александрович Ананьев.

Сотрудники лаборатории. Слева направо: стоят – к.б.н. В.В. Земнухов, аспирант П.А. Савельев, к.б.н. В.Е. Харин,
сидят – к.б.н. А.С. Соколовский, к.б.н. И.В. Епур Альбом: Биологи, биотехнологи


– Помимо опытных научных кадров, есть ли в лаборатории молодые специалисты, студенты дипломники?

– В настоящий момент в лаборатории два аспиранта: Павел Александрович Савельев и Александра Юрьевна Кравченко. Есть и студенты вузов. Обычно у нас три-четыре студента из Дальневосточного федерального университета и Дальрыбвтуза.

– Как лаборатория интегрирована в мировую науку? Есть ли связи с зарубежными научными центрами?

– Для лучшего понимания ихтиофауны Северной части Тихого океана сотрудники лаборатории тесно взаимодействуют с зарубежными коллегами из крупных центров по изучению систематики, таксономии и экологии рыб. В Японии к таким центрам можно отнести, например, музей Хоккайдского университета в городе Хакодате. В разные годы мы сотрудничали с известными специалистами-ихтиологами докторами K. Амаока, К. Накая, М. Ябэ, К. Кидо, Х. Мунехара. Другим центром ихтиологических исследований является музей естественной истории в Токио где работают наши японские коллеги доктора К. Мацуура и Г. Шинохара.

В результате осуществления совместных проектов иностранные экспедиции пять раз посещали Владивосток. В свою очередь, я неоднократно посещал японские исследовательские центры для сравнительных исследований и ознакомления с коллекциями этих музеев. Выполненные совместные работы нашли отражение в шести опубликованных статьях.

Неоценимую помощь в исследованиях сотрудникам нашей лаборатории оказал доктор Теодор Питч из университета штата Вашингтон, в Сиэтле, США. По его инициативе в начале 90-х стартовал проект международного сотрудничества американских, русских и японских ученых в исследовании растений, насекомых, моллюсков, рыб, амфибий и рептилий Курильских островов. (IKIP, The International Kuril Island Project). По результатам участия моих коллег в проекте было опубликовано пять совместных работ.

Сотрудники лаборатории на озере Большое, во время экспедиции по изучению ихтиофауны Шантарских островов Охотского моря Альбом: Биологи, биотехнологи



В ходе исследований с доктором Эриком Андерсеном из Южно-Африканского института водного биоразнообразия (город Грэхэмстаун, ЮАР), была описана новая для науки рыба – лиценхел Федорова (Lycenchelys fedorovi Anderson, Balanov, 2000), обитающая только в северной части центральных Курильских островов.

– Какие исследования планируете на ближайшие несколько лет?

– Планов, как говорят, громадье! Собираемся провести масштабные исследования систематики, филогении, распространения и расселения рыб семейств Бельдюговых, Стихеевых, Круглоперовых и других в северной части Тихого океана. Продолжим работы по описанию и систематизации личинок рыб российских вод Японского моря. Планируем продолжить мониторинг за фауной субтропических мигрантов, в том числе и акул, заходящих к нам с сезонным прогревом вод Японского моря и так заинтересовавших многих приморцев и гостей края нынешним летом.

Cубтропический мигрант Carangoides equula 



– Акулы в Приморье – это исключение или правило? Были или нет зафиксированы нападения на человека?

– Акулы в водах Приморья и залива Петра Великого – это обычные обитатели здешних вод. Всего в российских водах Японского моря по данным литературных источников и собственным наблюдениям сотрудников нашей лаборатории встречается 12 видов акул. Из них два вида: катран и сельдевая акула распространены более других. Чаще их можно встретить в период с апреля по ноябрь. Остальные виды спорадически (один раз в 10-15 лет, а то и реже) ловятся или отмечаются в южной части российских вод Японского моря в летний период, как правило, в августе-сентябре, в период максимального прогрева моря. Обычные места поимок акул-мигранток – залив Посьет и южная часть залива Петра Великого.

До этого года достоверные сведения о нападениях акул на человека в водах Приморья отсутствовали.

– Три нападения на людей привлекли внимание всей страны к акулам в Приморском крае. Совсем другое отношение к авариям на автодорогах. Почему автомобили не вызывают такого ужаса, как акулы, ведь они ежегодно становятся причиной гибели десятков тысяч людей?

– В настоящий момент, на мой взгляд, достоверными нападениями акул на человека в Приморье являются только два. Как было показано Владимиром Николаевичем Долгановым, в первом случае напала большая белая акула и во втором – акула мако. Третий случай документально не подтвержден, нет фотографий и никто из специалистов не видел раны на теле этого человека. Сомнительным представляется тот факт, что акула, укусив человека за предплечье, бросила его и он сам (!), без посторонней помощи, добрался до больницы. Сравните, акула мако только схватила жертву за ноги, но чего это стоило молодому парню! Он до сих пор в больнице и на его реабилитацию уйдет еще много времени. По этим причинам, я склоняюсь к мнению, что раны на теле «третьей жертвы» были получены по независящим от акул причинам.

В.Н. Долганов  Альбом: Биологи, биотехнологи


После трагических событий этого лета нужно свыкнуться с мыслью, что акулы представляют реальную угрозу для людей в водах Приморья. Вероятность нападения крайне мала (за 60-70 лет реальных наблюдений только два достоверных случая), но люди должны знать, что она существует. Когда мы ходим в лес, мы знаем, что там нас могут встретить энцефалитные клещи, тигры, медведи и другие опасности, но это знание не останавливает нас от походов за грибами или просто отдохнуть. Мы понимаем, как свести к минимуму подобные нежелательные контакты. Аналогичным образом нужно решать проблему с акулами. Предупрежден – значит, вооружен.

На мой взгляд, «акулий ужас» вызван тем, что человек заранее, в глубине души, боится морских глубин, потому что они могут скрывать неведомую опасность. Как оказалось, эта опасность вполне реальна. Угроза нападения акулы действительно существует и жертва такого нападения практически беззащитна.

Ну а средства массовой информации только «подливают масла в огонь» – как же упустить такую горячую тему!

– Что делать жителям и гостям Приморья: убить всех акул, огородить все пляжи или жить, как жили до 17 августа 2011 года?

– Нужно понимать, что море – родной дом для акул, а мы в нем лишь гости. Следует с уважением, а не с ненавистью относиться к любым морским обитателям. Повторюсь – потенциальная угроза нападений акул была всегда. Просто приморцам слишком долго везло. Отдыхающих сейчас стало больше. Роковое стечение объективных и субъективных факторов привело к акульим атакам этого года. Проблема «что делать» имеет два уровня. На уровне конкретного человека и на уровне администрации нашего региона.

Сначала о том, как уменьшить вероятность нападения акул и что не нужно делать каждому из нас. Нельзя заходить в воду при наличии ран или крови (любой) на теле, нельзя мочиться в воду. Желательно не купаться на глубине или вблизи мест, где глубина дна резко увеличивается. Не рекомендуется купаться вечером и в сумерки, когда наступает время акульего «обеда».

В случае если акула напала на человека, он по мере сил должен сохранить самообладание и не впадать в панику. Доказано, что судорожные движения и энергетика ужаса стимулируют акул к атаке. Если акула схватила человека за любую часть тела нужно постараться надавить ей на глаза.

На уровне администрации, на наш взгляд, нужно выполнить ряд мер, для того, что бы свести к минимуму нападения опасных акул на людей. Проведенный анализ мировой практики по защите пляжей от угрозы акул показал, что наиболее действенным и широко применяемым во всех странах методом является ограждение пляжей крупноячеистыми (20-25 см) нейлоновыми или металлическими сетями с применением якорей и поплавков или боновых заграждений. Нам представляется, что на первых порах будет вполне достаточным установить сетное  ограждение до глубины два или три метра.

Кроме этого, места массового отдыха людей на море должны иметь спасательные вышки (высотой семь-девять метров), оборудованные средствами дальнего обнаружения, например, биноклями, средствами связи и громкого оповещения. Часть персонала, кроме своих прямых обязанностей, должна вести наблюдение за поверхностью моря для своевременного обнаружения акул на поверхности.

Необходимо создать специализированную службу мониторинга опасных акул для экстренного отлова хищниц, если их заметят вблизи побережья, если нападение все же произойдёт. Для быстрейшего обнаружения акул будут эффективны облеты побережья на вертолетах. В этом случае, при наличии специальной службы по мониторингу акул, можно будет оперативно обнаружить и отловить хищницу.

Пора создать службу для информирования населения о состоянии акульей угрозы.

Следует помнить, что проникновение опасных акул (большой белой, мако, акулы-молота и короткохвостой серой) в воды Приморского края происходит с сезонным ростом температуры воды свыше 20°С. Подавляющее большинство обнаружений этих акул зафиксировано в августе-сентябре. Обычно период повышенной температуры поверхностной воды длится с середины июля по начало октября. В настоящий период группой сотрудников нашей лаборатории под руководством Владимира Николаевича Долганова разрабатывается программа оперативного мониторинга проникновения и миграций потенциально опасных видов акул в водах южного Приморья.

P.S. Интересна реакция приморцев, связанных работой или увлечениями с морем. После нападения акулы браконьеры две недели избегали погружений за трепангом, отслеживая поведение нерп, получающих информацию об акулах по своим, прямым каналам. А рыбаки раскупили в магазинах все крупные и сверхкрупные крючки, прочие специальные снасти и вышли в море. Удача улыбнулась одному из жителей Владивостока, он действительно поймал акулу мако! Отчет об этой рыбалке «Азоры здесь тихие» можно прочитать на форуме сайта приморских рыболовов www.ulov.ru.


Вот только произошло это с другой стороны Евразии – у побережья Португалии!


Комментариев нет:

Отправить комментарий