четверг, 14 января 2021 г.

Глобализация, и как к ней относиться

 


В лексикон прошедшего года буквально ворвалось слово «коронавирус», осознаваемое как планетарная угроза. Явление глобального масштаба, что, тем не менее, не стало поводом объединять усилия для борьбы с проблемой. Кто-то стал подворовывать направляемые не для них защитные средства, кто-то обличать других в распространении заразы, а кто мог, пытался в одиночку искать противоядие. На пути глобального бедствия стали возводить заборы, закрывать границы, отгораживаться друг от друга. Воспринималось это как конец глобализации. – История повернула вспять, исчезла потребность объединять усилия в противостоянии беде, вообще, в чём суть ГЛОБАЛИЗАЦИИ?

Активно о глобализации заговорили в начале 90-х, инициатором и главным действующим лицом выступали Соединённые Штаты Америки, которые, выйдя победителем в холодной войне (по версии американцев), своё влияние распространили на всю планету, подкрепляя аргументацию сотнями военных баз во всех уголках мира, чтоб никто не сомневался.

Но строго говоря, начало этому процессу было положено ещё в 1848 году лозунгом «Пролетарии всех стран объединяйтесь» в Манифесте Коммунистической партии. К. Маркс и Ф. Энгельс на основе глубокого анализа доказали, что преодолением раздробленности в глобальном масштабе заканчивается предыстория человечества, а подлинная история начинается с обобществления средств производства и уничтожения частной собственности. Эта миссия возлагалась на пролетариат, чтобы преодолеть главные причины дезинтеграции общества. Попытки восстать против власти капитала предпринимались в Европе, но реализовать идею на практике удалось в 1917 году, пожалуй, в самой неподготовленной к этому стране, в России. Мировое сообщество, те, кто управлял им, восприняли русскую инициативу в штыки в буквальном смысле слова, пытаясь задушить её в зародыше. Сразу не получилось, а позже в 1941 году всей Европой навалились на страну, но эффект оказался совсем иным – идеи социализма распространились на значительную часть мира. Даже 75 лет спустя противостояние этого самого сообщества продолжается, и прикладывается немало усилий, чтобы границы нового мира, как итога Великой Победы, вернуть в прежнее состояние. Важнейшее достижение послевоенного периода – Организация Объединенных Наций – как коллективный Институт равных, суверенных партнёров мирового сообщества, призванный обеспечивать согласованные действия глобального развития, постепенно превращается в дискуссионный клуб без обязательств выполнять принимаемые решения. США, сочтя себя единовластными вершителями судеб, три последних десятилетия утверждали своё мировое доминирование, что постепенно привело к тому, свидетелями чего весь мир стал в наступившем 2021 году. Гегемон явно надорвался, санкции по поводу и без, к противникам и союзникам, желаемого эффекта не дают, других рычагов влияния изобрести не удалось, в запасе остался последний аргумент: организовать всемирную катастрофу, опыт которой на локальном уровне американцами отрабатывался, начиная с Хиросимы и Нагасаки.

       А что же общество развитого социализма, почему оно не смогло сохранить свои позиции в авангарде мирового сообщества? Когда идёшь по пути неизведанного, сохранять лидерство всегда непросто, особенно, когда ему противостоят силы не только извне, но и внутри страны. Внешнее влияние было значительным на протяжении всей истории становления новой формации. Но резкий разворот начала 90-х годов прошлого столетия, разрушивший страну, главным образом, стал результатом активной деятельности своих «демократических» сил. Незаметно для себя понятие «мирового империализма», как ключевого признака противоборствующей стороны, был заменён на нейтральное, и даже снисходительное «загнивающий капитализм», а его «аромат» так вскружил голову многим, что в возможность конвергенции двух систем поверили не только теоретики и политики. И вместо того, чтобы сохранить прежний курс в направлении к подлинной истории человечества, разобраться в причинах, сдерживавших, мешавших этому развитию, принимается самоубийственное решение: вернуться в предысторию – к примитивной рыночной экономике, со всеми мерзостями первоначального накопления капитала, в результате чего страна оказалась в арьергарде движущейся в пропасть экономической системы.

Разбираясь спокойно без эмоций, что не устраивало в том «социализме», который легко променяли на якобы «свободу», стоит вспомнить, от чего отказались. – Отказались от лидерских позиций в мире, отказались от братских отношений всех пятнадцати республик, от бесплатного и качественного образования, от здравоохранения и бесплатного жилья, отсутствия безработицы и гарантированного права на труд, и каждый сможет вспомнить ещё многое, от чего отказались. Вроде объявили День народного единства, но как можно говорить о единстве, когда ежедневный доход у одного доходит до полутора миллионов рублей, прожиточный минимум другого в месяц немногим более 10 тысяч, а прибавку к пенсиям в двести рублей на полном серьёзе обсуждает Государственная дума.


Пытаясь доказать эффективность капитализма, одним из «убийственных» аргументов против того, что удалось сделать в стране за 70 с небольшим лет, приводятся факты якобы жутких потерь населения в результате репрессий 1937 года, итогов коллективизации, ГУЛАГа, в вину даже ставятся потери военных лет. Доказательством тому, что это либо искренне заблуждение, или сознательное искажение фактов, хочется напомнить общедоступную динамику численности, начиная с первой переписи населения 1897 года в России. Тогда статистика зафиксировала в стране 67 млн. 473 тыс. человек. К 1926 г. население возросло до 100 млн. 891 тыс., а до начала 1941 года – еще на 10 млн. человек. То есть несмотря на две революции, участие в Первой мировой войне, Гражданская война, и многие другие исторические события того времени, население страны увеличилось на 43,5 млн. человек. За послевоенный период (помним, что за время Великой Отечественной войны страна потеряла 27 млн. чел.) динамика численности была такой: до 1965 г. ежегодно прибавлялось порядка 2 млн. чел., и далее до 1991 г. – ещё около миллиона каждый год. Всего же за время после войны – за 45 лет – население России увеличилось на 50 млн. человек!

Но дальше происходит нечто малообъяснимое. Казалось бы, ни репрессий, ни глобальных воин, а численность с 1993 по 2009 год сократилась на 6,7 млн. человек. Количество умерших за этот период превысило число родившихся на 13 млн. человек, и потери были компенсированы за счёт мигрантов прежде всего из бывших республик СССР. В 2013 году как сенсация прозвучало (nstarikov.ru), что «Россия одержала важную победу на демографическом фронте. Впервые после 1991 года достигнут естественный прирост населения! Родилось на 23 тыс. чел. больше, чем умерло. Это очень немного, лишь +0,016% от всего населения». Но дальше следует оговорка, что «в долгосрочной перспективе демографическое положение России вызывает все ещё большую тревогу, мы лишь только отступили от края пропасти…». Эти опасения подтверждаются прогнозными данными Росстата до 2036 года, а по нашим расчётам при сложившейся динамике выйти на устойчивый рост вряд ли удастся раньше, чем при жизни третьего поколения, то есть к 2075 году.

Почему сложилась такая динамика, что привело страну на «край пропасти»? Современную численность населения в 146,7 млн. человек для России можно, разумеется, считать в некотором роде достижением, а замеченную прибавку в тысячных долях, которую разглядеть можно разве что под микроскопом, как «демографическую победу», но всё это становится ничтожным на фоне прогноза Д.И. Менделеева, который он сделал в 1906 году. По его расчётам к 2000 г. в России могло быть 560 млн., а к 2026 г. – 1 млрд. 200 млн. человек! Понятно, что сегодня о таком даже мечтать не приходится, но если бы в 1961 году (ХХ съезд КПСС) страна не «вильнула» в сторону от глобальной цели, сохранила ежегодный прирост населения того времени в 2 млн. человек, то в России сейчас насчитывалось бы 250 млн. человек.

Обо всем этом можно долго спорить, приводить разные аргументы, но ясно лишь одно, что в стране на протяжении нескольких десятилетий происходила тихая контрреволюция, которая привела к отказу от глобальной цели мирового переустройства. Сегодня некоторые горячие головы с «железной логикой» призывают отказаться от Маркса, как якобы от устаревшей теории смены социально-экономических формаций. Но разве устарело, или перестало быть актуальным требование перехода к общественной собственности на средства производства, к плановой экономике? Да, наша страна опередила время, у неё тогда не было тех возможностей, какие появились в последнее время, которые позволили бы наладить и производство средств производства, и производство средств потребления, удовлетворяющие запросы и хозяйства в целом, и индивидуально каждого. Но это не значит, что тот опыт был плох, что от него нужно категорически отказаться. За эти десятилетия во многих других странах складывались и были реализованы элементы социального общества, которые могут и должны быть учтены при формировании новой социально-экономической формации.

Юрий Алексеевич АВДЕЕВ

Но, пожалуй, главное, с чего, собственно, и начинался разговор: при сохранении частной собственности реализовать идею глобализации невозможно. То, что демонстрируют Соединенные Штаты, свидетельствует о неспособности восстановить мировой порядок, когда интересы отдельных государств, транснациональных корпораций, частного бизнеса вступают в неразрешимые противоречия. Предельным выходом из складывающейся ситуации является последняя мировая война, реально «конец» истории. То, что планетарную целостность необходимо восстанавливать, всё более настойчиво сигнализирует нам окружающая среда. Восстановить её просто в отдельной стране, и даже на континенте не получится, потому что планета – единый организм, и относиться к нему следует только так. Лозунгами и заклинаниями тут делу не поможешь, а договариваться и начинать совместные действия можно только с теми, кто к этому готов. Инициатива на стороне России. С Европой вряд ли в ближайшее время получится договориться. Соединённым Штатам пока не до этого. Но с Азией, судя по тому, насколько привлекательной становится площадка Восточного экономического форума во Владивостоке, можно и нужно искать проекты совместной деятельности, пусть то в области освоения Мирового океана, освоения Космоса, решения энергетических проблем, продовольствия, предотвращения стихийных бедствий и во многих других областях. Именно здесь может быть положено начало интеграционным процессам на принципиально новой основе, которая будет отвечать потребностям глобального мироустройства.

Юрий АВДЕЕВ,

ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, 

кандидат экономических наук

Фото и иллюстрации – из архива автора

и из свободного доступа сети интернет


Комментариев нет:

Отправить комментарий