пятница, 16 октября 2020 г.

Наше будущее – засухи и наводнения?

Лауреаты премии имени выдающихся учёных


Так уж исторически сложилось, что на Дальнем Востоке в большей степени приветствовались исследования леса как ресурса, а не как живой системы. Да и вообще в стране темой лесной экологии занимаются немного исследователей. А ведь без понимания закономерностей устройства леса и его взаимовлияния с человеком можно допустить катастрофические по последствиям ошибки. Ситуация с истощением лесных ресурсов сейчас – один из примеров недооценки масштаба воздействия на лес со стороны человека.

Сегодня лесная наука идёт путём накопления глубоких экосистемных знаний. Когда придёт время, и появится и запрос на серьёзное переустройство лесной политики, наука будет способна ответить на вызовы современности. По мнению Ольги УХВАТКИНОЙ, это самый правильный путь.

Ольга УХВАТКИНА

Старший научный сотрудник сектора лесных экосистем Федерального научного центра биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии Дальневосточного отделения РАН (ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН), кандидат биологических наук Ольга Николаевна Ухваткина знает о лесе пусть не всё, но очень многое. Область её научных интересов включает изучение биологических и экологических особенностей древесных растений и их в роли в организации устойчивых экосистем, а также истории развития и динамики растительных сообществ. Ольга Николаевна – автор более 60 научных и научно-популярных работ, она руководила грантами Российского фонда фундаментальных исследований и Дальневосточного отделения РАН, участвовала в международных исследовательских проектах. В настоящее время её исследования направлены на изучение популяционной организации древостоев хвойно-широколиственных лесов юга Российского Дальнего Востока, влияния глобальных климатических процессов на динамику кедрово-широколиственных лесов. Активно занимается популяризацией проблематики истощения лесов юга российского Дальнего Востока. Не так давно ей присуждена премия ДВО РАН имени профессора А.И. Куренцова за цикл работ «Дендроэкологические исследования кедрово-широколиственных лесов».

– Премией была отмечена работа всей нашей команды, а не исключительно моя, – уточняет Ольга Ухваткина, – за цикл публикаций, посвящённых изучению влияния климатических изменений на наши самые интересные для исследователя и богатые биологическим разнообразием – кедрово-широколиственные леса. Ни для кого не секрет, что сейчас климат меняется резко, быстро и зачастую катастрофично, а наличие леса – это очень важный, сдерживающий катастрофичность процессов фактор. К сожалению, лес подвергается сильнейшей антропогенной нагрузке в результате вырубки, освоения всё новых территорий для нужд человека и т.д. Поэтому важно понимать, как влиял климат на кедрово-широколиственные леса в прошлом, и что может ожидать кедрово-широколиственные леса в новых климатических условиях.

Вот такие кедры были в лесах раньше

– Ольга, какие исследования были выполнены в рамках проекта?

– Для того, чтобы ответить на поставленные нами вопросы, а прежде всего – правильно их сформулировать, пришлось пройти путь длиной в 11 лет, на протяжении которого мы занимались сбором материалов, искали и находили ответы на частные задачи. Это было интересное время… мы прошли в экспедициях весь юг российского Дальнего Востока, искали и находили нетронутые участки лесов по всему их ареалу, изучали историю этих мест и степень влияния на леса различных видов человеческой деятельности и т.д. Проводили и более углублённые исследования глубинных процессов функционирования самих лесов, то есть пытались выяснить, как лесам удаётся самоорганизовываться? Ведь они представляют собой сложнейшую систему, состоящую из огромного числа компонентов. При этом система в целом уравновешена, гармонично устроена и максимально устойчива к внешним разрушающим факторам!

Но, похоже, для полного понимания этой проблемы потребуется не одна человеческая жизнь.

Взятие образцов дуба на изотопный анализ

– А в чём заключается сложность вашей работы?

– Наша команда начала работать в 2009 году, и до настоящего времени мы продолжаем активно заниматься сбором материала. Ведь для того, чтобы сделать обоснованные заключения на региональном уровне, нужно собрать огромное число образцов деревьев из различных точек ареала. Причём важно, чтобы эти деревья росли в условиях отсутствия влияния на них со стороны человека. Конечно, в современном мире найти такие точки исследования очень непросто – человек побывал везде, и даже в самых глухих местах видны следы его пребывания. Поэтому задача сбора материала – одна из сложнейших, и чем дальше, тем сложнее её решать.

В дебрях тайги. Экспедиция по краю, 2018 год

– Ясно. Как и в каких областях могут быть использованы результаты цикла работ?

– Как я уже говорила, лес – это серьёзный сдерживающий катастрофическое влияние климата фактор. Но, с другой стороны, климатические условия сами сильно влияют на состав и качество растительности. Нередко случается, что влияние изменившегося климата приводит к тому, что естественная растительность уже не может восстановиться после такого внешнего воздействия как рубки, пожары и т.д. Например, если климат становится более засушливым, то такие виды, как ель и пихта не смогут расти в данном месте.

Поэтому спрогнозировать, как будет себя вести тот или иной вид в меняющемся климате очень важно, особенно если речь идёт о лесообразующих видах, которые обеспечивают стабильность всей экосистемы.

Динамика изменения температуры за последние 500 лет в Приморском крае

– Что нам ожидать, к чему может привести отсутствие учёта воздействия на леса?

 – Например, лесное хозяйство и лесозаготовительная отрасль могут в будущем понести очень большие убытки. К тому же, отсутствие сомкнутых лесов в горном рельефе приведёт к усилению катастрофичности наводнений, а это важно для всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, да и просто для каждого жителя. Не зря сейчас каждый год многие лесные районы Приморского, Хабаровского краев и Амурской области страдают от усилившихся наводнений.

По нашим данным, усиление деятельности тропических циклонов или тайфунов (как их привыкли называть у нас) происходит непрерывно на протяжении последних 100 лет. Эта тенденция сохранится и в будущем, поэтому величина осадков и скорость ветра будут возрастать.

Взятие образцов для климатических исследований

– Не очень радостный прогноз для местных жителей… Так что же? Неужели ничего нельзя изменить?

– Для смягчения последствий этого процесса, необходимо обеспечить укрепление лесного покрова, который будет в состоянии полностью выполнить средозащитные функции. Это невозможно сделать без предварительной оценки угроз для древесных видов и поиска возможных способов минимизации этих угроз. Именно в этом направлении могут быть полезны результаты нашей работы. Вот, например, если изменение климата и дальше будет идти по просчитанным сценариям, то значительные площади ареала кедра корейского на юго-западе, северо-западе и северо-востоке могут быть утрачены. Есть вероятность, что самые богатые кедрово-широколиственные южные леса останутся только в виде небольших рефугиумов, которые будут постепенно угасать. Значит, на этих территориях будет наблюдаться убыстряющаяся аридизация климата, усилятся угрозы наводнений и пожаров. Поэтому здесь необходимо предусмотреть превентивные меры. Например, посадка леса, запрет на его вырубки и т.д.

Срубленный лес

Спутниковые снимки, где видны вырубки леса

– В чём ещё полученные результаты имеют или могут иметь практическое значение?

– Как я уже сказала, результаты наших исследований могли бы сослужить хорошую службу при планировании дальнейшего развития территорий юга Дальнего Востока. Например, помочь в разработке стратегического планирования развития лесного хозяйства и лесной промышленности.

Но и обычным жителям региона результаты наших исследований могут быть интересны, учитывая их связь с климатическими изменениями.

Пожары – бедствие для природы Дальнего Востока

– Согласна, это важно для каждого дальневосточника. Будете продолжать заниматься влиянием климатических процессов на динамику лесов в ближайшие годы или переключитесь на изучение какого-то другого вопроса?

– Мы планируем продолжить те исследования, которые ведутся сейчас. Например, сейчас пытаемся спрогнозировать рост кедра корейского на территории российской части ареала в новом климате (при различных сценариях), а в будущем начнём работу по другому такому же важному виду для лесов Дальнего Востока – ели аянской. Попробуем понять, какие факторы, каким образом влияют на её рост и развитие, и как в будущем изменение климата может отразиться на условиях роста этого вида. У нас есть основания предполагать, что состояние ели очень сильно зависит от влажности воздуха. Поскольку в будущем ожидается усиление засушливости, данный вид может сильно пострадать.

Кстати, в предположении, что климат будет более засушливым при том, что наводнения – усилятся, – нет противоречий. Следует принимать во внимание, что сплошной лесной покров способствует выравниванию климатических условий. То есть климат становится мягче, потому что лес задерживает воду, сглаживая пики наводнений и увеличивая влажность воздуха. Без лесного покрова вода не задерживается в почве, а быстро скатывается, поэтому воздух становится более сухим. Поэтому если мы не сможем спасти леса, то с большой вероятностью нас ждёт усиление аридности климата и катастрофичные наводнения. Но, как говорится, поживем – увидим, доживем – узнаем, выживем – учтём.

В багульниковых зарослях. Амурская область, 2011 год

По моему мнению, наши исследования могут пригодиться при разработке стратегии развития Дальнего Востока. Они позволят избежать серьёзных потерь в лесном и сельском хозяйстве, затрат на устранение последствий природных катастроф. К сожалению, учёт изменения природных условий сейчас не практикуется, что может привести к значительным неблагоприятным последствиям.

«Едем домой с полевых работ!» Выезд из Хинганского заповедника

Фото из личного архива Ольги УХВАТКИНОЙ



Комментариев нет:

Отправить комментарий