суббота, 6 апреля 2019 г.

Выставка Екатерины КРАВЦОВОЙ. Автопортрет в камне

Екатерина Анатольевна КРАВЦОВА
 
4 апреля в Геолого-минералогическом музее УНМ ДВФУ ШИГН состоялась презентация коллекции камней с полуострова Краббе художника Екатерины КРАЦОВОЙ. Эта выставка для тех, кому близко творчество Екатерины, она адресована тем, кому интересны минералы, туризм и природа.



Виновница торжества родилась, живёт во Владивостоке и любит свой город. Екатерина совершенно не представляет свою жизнь без звука, запаха и вкуса моря, без морских туманов и специфического «сопочного» рельефа. Она всегда хотела рисовать, поэтому сначала окончила Владивостокское художественное училище (ВХУ), затем факультет живописи, мастерскую В.А. Гончаренко Дальневосточного государственного института искусств (ДВГИИ). С 2015 года она – член Приморского отделения Союза художников России.

Уже 14 лет Екатерина Кравцова преподаёт дисциплины, связанные с изобразительным искусством. Сначала в «Политене» (Дальневосточный политехнический институт им. В.В. Куйбышева), теперь в ДВФУ, работая в должности старшего преподавателя Департамента искусств и дизайна.

– Екатерина, вы из тех людей, кто не останавливается на достигнутом. Реализовавшись как художник, вы стали радовать ваших почитателей отличными фотографиями. Это было сложно?

– Всё сложилось естественным образом. Для того, чтобы фотографировать свои нарисованные работы, пришлось освоить фотографию. Примерно в этот период появилась и широко распространилась цифровая фотоаппаратура, с которой управляться стало гораздо проще, чем с плёночной, при том что композиционные приёмы – одни и те же. Постепенно увлеклась и пейзажной фотографией, попутно для себя определив, что «умножать сущности, без необходимости» в живописи и графике мне неинтересно. И смотреть на чужое копирование реальности тоже неинтересно, так как стадия мимезиса хороша, только пока мы учимся.
 


 
– А когда вас заинтересовали камни?

– С детства. Мне нравилось сидеть у дорожки на нашей даче, и ковырять яшмовую гальку. Хорошо, что я не знала тогда о том, что в этом районе попадается окаменевшее дерево, иначе «стала бы кротом». Учась в Институте искусств, практически 20 лет назад, однажды забрела в магазинчик Приморских минералов, что на улице Петра Великого, к Ирине Анатольевне Мойсюк. Понемногу, разговаривая о камнях, листая книжки, увлеклась коллекционированием. Как водится, на первом этапе это были кристаллики кварца, друзочки кальцита и всякое такое. Но позже проявилась настоящая любовь – скрытокристаллические кварцы! Короче говоря – опалы, агаты и яшмоиды Приморского края.
 


 
– В изобразительном искусстве ваш выбор – живопись и графика, в фотографии – природа, ландшафты, а в камнях?

– Художник – это не столько профессия, сколько образ мышления. Перед любым художником в своё время встаёт вопрос: в каком направлении двигаться? Изобразительное искусство – это всегда выражение, выражение себя. Психология помогает в понимании, что всё, что мы делаем – наш «автопортрет». А искусствоведение, с момента своего появления, бьётся над вопросом соотношения формы и содержания. Для самой себя, чтобы разобраться с этой проблемой, оказалось проще перевести её в другую координатную сетку. Вещество с определённой химической формулой и кристаллической решёткой имеет соответствующую физическую форму и свойства, и никак иначе. То есть то, что в живописи может быть расплывчато и малодоказуемо, с точки зрения химии, кристаллографии и геологии обретает законченный смысл. Пока художник не меняется внутри, не меняются и его работы. Это же очевидно.

Теперь, взяв в руки кусок опала с полуострова Краббе, я не вижу там ни цветочков, ни собачек, ни пейзажей. Скорее могу представить, какие процессы происходили, когда эта миндалина образовывалась. Вот и среди друзей появляется всё больше людей, занимающихся естественными науками...
 


 
– Но вы ещё краевед и экскурсовод, любимая многими туристами, на маршрутах полуострова Краббе и Дальневосточного морского заповедника. Как все эти увлечения совмещаются в одной личности?

– В этом нет ничего удивительного. Увлёкшись фотографией, как-то раз я посетила полуостров Краббе – одно из красивейших мест Приморского края. Остановилась на одноименной базе поснимать пейзажи. Как оказалось, туристы, отдыхающие там, любили ходить в походы, а не лежать на пляже. Географы-студенты, работавшие на базе экскурсоводами, водили туристов по местным «пампасам» без особого энтузиазма. Ну а меня, напротив, это место и его история просто захватили. Я напиталась энергетикой полуострова Краббе и не могу не передать её тем, кто меня окружает. Мои туристы, приезжающие на базу «Краббе» со всей страны, зимой общаются в соцсетях, летом – на экскурсионных тропах и зачастую становятся друзьями-единомышленниками. Вот так и получилось, что уже восьмой год в период летних отпусков я – гид по югу Приморья и не вижу моего лета по-иному.

Разумеется, увлечение краеведением и туризмом не может не отразиться на том, что я делаю как художник.
 


 
– Природа южного Приморья очень ранима. Могут ли ежегодные пожары, непродуманные строительные проекты нанести природе невосполнимый ущерб?

– Могут и наносят. Жаль, что полуостров Краббе так и не включили в список природных памятников Приморского края, при том что антропогенная нагрузка на него постоянно растёт. Являясь, по сути, геологическим музеем под открытым небом, его богатства растаскивается любителями камушков. Собранные дилетантами мягкие опалы без воды усыхают и умирают. Оставшиеся в прибрежной полосе разрываются по трещинам льдом, а бесконечная мельница моря перетирает их в пыль.

Поэтому я предпочту забрать, обработать и сохранить интересный образец. Собрав коллекцию, можно заняться сравнением, систематизацией и показать камни даже если они не всегда вскрыты «по правилам». Моя задача как художника – увидеть красоту, задача как учителя и экскурсовода – объяснить не всеми видимую ценность окружающего мира и, если потребуется, навязать идею бережного отношения к миру, единственному, который у нас есть.

Поэтому мне нравится смотреть не на пол из полированных агатов, а на чудесные подвески из местных камней.

– И самой их носить?

– Конечно!
 


 
Не зря говорят, что глаз художника видит не так, как глаз обычного человека. Увидеть красоту, скрытую за непрезентабельной оболочкой «булыжника», каких на берегу не счесть, это не каждому дано. Екатерине Кравцовой – дано!

С чем нас и поздравляю! Нас – потому, что Екатерина эту красоту делает очевидной для всех, кто зайдёт в Зоологический музей ДВФУ, что на Октябрьской, 27 (напротив Покровского парка).

Приходите, не пожалеете!

Александр КУЛИКОВ
 

Фото автора и Анны ЧЕРНОВОЙ

 
 

1 комментарий:

  1. Добрая и приятная женщина! Творческих успехов Вам Катерина!

    ОтветитьУдалить