вторник, 11 июля 2017 г.

Путешествуя и познавая мир


– В музеях ДВО РАН завершился первый этап семейного маршрута «Наука в путешествии. ПриМорье». Маршрут работает второе лето. Благодаря ему жители нашего города узнали, что в Академгородке есть музеи в Дальневосточном геологическом институте и в Национальном научном центре морской биологии и что за один день можно съездить на остров Попова в музей Дальневосточного морского заповедника. Маршрут позволил прочувствовать, как увлекательно посещать научные музеи, а также Ботанический сад-институт и Приморский океанариум с игровым путеводителем.

Честно говоря, экспозиции наших музеев для маленьких детей не очень приспособлены, а интерес к научным программам для детей высокий. Это стимулировало нас к разработке межмузейного маршрута «Наука в путешествии. ПриМорье», – о том, что такое межмузейный семейный маршрут, и как научные музеи его запускали, рассказывает Лилия Геннадьевна КОНДРАШОВА, руководитель проекта «Наука в путешествии. ПриМорье», координатор образовательных проектов Музея Национального научного центра морской биологии ДВО РАН.

Лилия Геннадьевна КОНДРАШОВА

– Мы были знакомы с опытом наших коллег ‒ организаторов семейных межмузейных путешествий из Санкт-Петербурга, где в 2004 году родилась эта программа, Москвы и Перми – где она получила дальнейшее развитие. Этот опыт подтолкнул к решению создать маршрут, который свяжет путешествие в музеи научных организаций с традиционными приморскими летними поездками на морское побережье. Такая связь очевидна, поскольку наши организации – естественнонаучного профиля.

Первый межмузейный маршрут мы смогли запустить благодаря получению грантовой поддержки проекта «Путешествие в науку. Наука в путешествии» ‒ победителя конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в 2015 году, в номинации «Музей и местное сообщество». Маршрут 2017 года проводится без внешней поддержки.

– А почему – межмузейный семейный маршрут?

– Межмузейный, потому что объединяет пять естественнонаучных музеев институтов ДВО РАН. Музей Национального научного центра морской биологии (ННЦМБ ДВО РАН) ‒ инициатор и координатор маршрута; филиалы ННЦМБ ДВО РАН: «Приморский океанариум», Музей «Природы моря и её охраны» Дальневосточного морского заповедника; Геолого-минералогический музей Дальневосточного геологического института ДВО РАН; Ботанический сад-институт ДВО РАН. Партнёром маршрута стал Зоологический музей ДВФУ.

В маршруте принимают участие всей семьёй. Хотя он и разработан для детей 6-10 лет, но интересен и детям другого возраста. Первый этап проходит в экспозициях музеев. Это – не экскурсия, формат игры – путешествие, поэтому каждый музей разрабатывает игровые путеводители, и у каждого – своя идея, определённый сюжет, свой персонаж, который сопровождает ребёнка в маршруте.


– Маршрут объединяет музеи единой темой?

– Да, и каждый год эти темы меняются. Тема этого года – «В круге жизни». Участники игры-путешествия провели расследование и узнали, откуда морские обитатели получают жизненную энергию, и почему для них так важна вода. Они стали открывателями Чудо-островка, узнали, чей дом лучше и познакомились с чудесными превращениями камня.

Все путешественники получили в каждом музее игровой путеводитель с заданиями и папку путешественника. Папка содержит план расположения музеев на карте города, информацию о режиме работы музеев и контактную информацию.

В каждом музее ребёнок выполняет задания в путеводителе и получает штампы на карте. У него есть возможность собрать своеобразный «волшебный браслет» из пяти «бусин», если он пройдёт все музеи. В каждом музее он открывает «тайну жизни», которая как бусина нанизывается на ожерелье. Путешественники, которые пройдут весь маршрут, смогут открыть «тайны жизни» и собрать волшебный браслет!


– Из каких этапов состоит маршрут?

– Из двух. Первый этап недавно закончился, он проходил с 17 июня по 8 июля. Но в Музее «Природы моря и её охраны» Дальневосточного морского заповедника маршрут работает до 15 сентября.

Этот этап – подготовка к семейной экспедиции. Концепция нашего проекта предусматривает объединение путешествия по музейным экспозициям с отдыхом на морском берегу.

Второй этап – это семейные экспедиции на побережье ПриМорья. Участники могут превратить традиционный летний отдых на море в исследовательскую экспедицию и помочь научным сотрудникам в сборе материала для исследований.

Мы создали виртуальную площадку – сайт http://naukamoredeti.ru/, где размещаем исследовательские задания, определительные материалы, отвечаем на вопросы. Участники второго этапа называются экспедиционным отрядом, они придумывают себе название, имеют возможность пользоваться всеми материалами на сайте, могут скачивать задания для выполнения вместе с детьми, писать в почтовый ящик проекта, задавать вопросы научным консультантам, а также рассказывать о своих находках и приключениях в группах проекта в соцсетях. Желающие смогут подключиться к исследовательскому проекту «Исследуем водоросли вместе» и помочь научным сотрудникам в сборе материалов.


– Задают ли участники проекта вопросы?

– Да, вопросы буквально посыпались на нас уже на первом этапе. Например, одна из экспедиций нашла кладку брюхоногого моллюска, выброшенную на берег моря и заинтересовались: что же это такое? Версия ребёнка оказалась верна. Он участвовал в путешествии в прошлом году, а нынче уже сам высказывает гипотезы.

Во время работы другой семейной экспедиции были найдены древние окаменелости – отпечатки растений. Нам присылают не только вопросы, но и фотографии.

В прошлом году мы подготовили дневник открывателя морских тайн, в котором был отдельный раздел с объяснением, как составить научную этикетку. Ведь для того чтобы правильно определить находку, важно указать время и место нахождения этого объекта. Конечно, стараемся отвечать так, чтобы наши ответы были понятны как взрослым неспециалистам, так и детям. Но, чаще всего, родители сами доводят наши ответы до детей, потому что в социальных сетях дети 6-10 лет ещё не могут общаться. К тому же родители увлекаются сами и с удовольствием работают с детьми и над вопросами, и над ответами. Конечно, встречаются сложные вопросы, на которые бывает нелегко дать доходчивый ответ, но пока что мы справляемся.


– Много ли участников?

– В прошлом году в маршруте первоначально приняли участие более 300 семей (154 семьи прошли четыре музея), до финального морского фестиваля, на котором мы сделали выставку находок, дошли 67 семей, что мы считаем очень хорошим результатом. Участники находили прибрежные растения, фотографировали их и определяли. По окончании маршрута мы вместе с БСИ ДВО РАН сделали выставку фотографий найденных прибрежных растений.

В этом году по маршруту в музеях прошло 190 семей (работали мы в этом году на неделю меньше.)


– Лилия Геннадьевна, вы говорите, что проект накладывает определённую ответственность на родителей. А для кого он рассчитан: для мам, штудирующих энциклопедии, или же для любых людей?

– Не только мамы, но и папы в нашем проекте тоже очень активны. В прошлом году отдых для пап стал гораздо более интересным, потому что у них вместе с детьми нашлись занятия по исследованию моря. Они придумывали, например, как можно помочь ребёнку безопасно заглянуть под воду. Поэтому, конечно, нужна активность родителей. В любом случае взять ребёнка и привести его в музей – это уже первый шаг и это требует определённых усилий. Потом, если вы увлечётесь, и вам станет интересно, вы будете вместе исследовать, читать, предлагать. Есть очень активные семьи, например, группа «Морские разбойники». Их мама буквально по ночам читала энциклопедии, статьи в интернете, чтобы на следующий день, выходя на море, проводить настоящую экспедицию: отыскивать, фотографировать находки, составлять композиции. Такая работа действительно требует активного участия родителей.

Надеемся, что у некоторых семей появились новые традиции и смыслы летнего отдыха. И это мы считаем очень важным.

В прошлом году установился хороший диалог с научными сотрудниками, которые как волонтёры отвечали на вопросы. Всего с нами работали более 50 консультантов из разных институтов.


– Можно сказать, что ваш проект не только популяризирует науку, выступает связующим звеном между учёными и людьми разных возрастов, но и сплачивает семьи?

– Конечно. Движение «Наука в путешествии» – это возможность сделать посещение музея семьёй интересным путешествием, улучшить коммуникацию внутри семьи.

Мы придумали объединить посещение музеев с нашим морским побережьем, поскольку люди стали больше путешествовать, фотографировать, выкладывать снимки в социальные сети и пытаться выяснить, что же такое они нашли. Очевидно, что есть потребность в компетентном ответе, в научной консультации.

Сотрудникам музеев было важно самим научиться доходчиво объяснять и предлагать увлекательные задания. Конечно, мы много знаем, можем читать лекции, но иногда бывает трудно простым языком рассказать о сложном и увлечь людей разного возраста, особенно маленьких детей. С этой аудиторией мы раньше не работали, поэтому очень рады, что наш опыт оказался удачным.


– Лилия Геннадьевна, расскажите подробнее об исследовательском проекте «Исследуем водоросли вместе».

– Мы запустили пилотный исследовательский проект «Исследуем водоросли вместе». Проект разработан музеем Национального научного центра морской биологии совместно с лабораторией микробиоты и лабораторией физиологии автотрофных организмов ННЦМБ ДВО РАН.

Мы надеемся, что совместные исследования любопытных и активных путешественников и учёных помогут расширить территорию изучения водорослей и представления об их разнообразии, а также внесут вклад в развитие системы регистрации цветных приливов.

Вместе с научными сотрудниками мы подготовили описания методов сбора водорослей, определительные материалы, популярные статьи по тематике проекта. У участников проекта, если они столкнутся с цветными приливами или с заморами рыб, есть возможность зарегистрировать это явление и отправить оперативную информацию, а также собрать пробы микроводорослей и отправить специалистам. Участники маршрута также могут собирать гербарии водорослей-макрофитов, определять их самостоятельно и привозить их в ННЦМБ.

Люди, посещающие разные прибрежные районы края, могут собрать информацию, которая окажется полезной для учёных. Подобные проекты существуют за рубежом. Например, составление баз данных и мониторинг цветных приливов по большей части ведётся силами волонтёров. Такой формат взаимодействия волонтёров и учёных называется «гражданская наука».

К участию в этом проекте мы приглашаем также педагогов, организаторов детских лагерей и экспедиций.


– Для тех, кто не участвует в научном путешествии, но собирается. Расскажите подробнее можно ли ещё подключиться и зарегистрироваться на маршрут.

– Да, конечно, если вы по каким-то причинам не успели попасть в музеи на первый этап, но хотите организовать семейную экспедицию и участвовать, вы можете зарегистрироваться на сайте проекта в разделе «на море» и выполнять исследовательские задания, определять свои находки, задавать вопросы научным сотрудникам.


Фото Евгении КОРНИЛОВОЙ и Анатолия ПЕТРОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий