К 157-летию города
![]() |
Владивосток
Фото Сергея ЛЕОНОВА
|
Сегодня
мы беседуем с Юрием Алексеевичем АВДЕЕВЫМ, ведущим научным сотрудником
Тихоокеанского института географии ДВО РАН, членом Общественного Совета по
стратегическому развитию Владивостока, кандидатом экономических наук. Он недавно
вернулся из поездки в Южную Корею, где выступал перед депутатами Национального
собрания на тему: почему и как корейскому бизнесу нужно делать проекты на
Дальнем Востоке и во Владивостоке.
Юрий Алексеевич АВДЕЕВ |
–
Юрий Алексеевич, почему такое внимание к корейцам?
– Корейцев я
назвал бы самыми отчаянными инвесторами, из тех, что зашли на нашу территорию. Они
делают хороший бизнес, например, первыми построили во Владивостоке большой
объект – гостиницу «Хёндэ». Напомню, в 1990 году на месте нынешней гостиницы был
котлован, обнесённый забором. Первыми на пустырь в центре города обратили
внимание японцы. Банкир из Niigata Chuo Bank приехал
во Владивосток с проектом строительства гостиницы именно здесь. Кроме этого
проекта, у него было предложение о строительстве японской деревни, как части
программы по повышению уровня культурного обмена в связи с увеличением
туристического потока между нашими странами, под которую японским
правительством были выделены немалые средства – 100 млн долларов!
Во Владивостоке,
Хабаровске и в Москве на вопрос о сроках строительства коммуникаций,
обслуживающих инфраструктуру, инвестор получил ответ – лет десять. Цена вопроса
оказалась также непомерно высока. Поняв, что здесь он ничего не сделает, банкир
вернулся домой, добился перенаправления выделенного финансирования и… в Ниигате
построил на эти деньги русскую деревню.
На освободившееся
место пришли корейцы. Они на своём опыте доподлинно узнали, каков он «бизнес
по-русски», но всё-таки построили «Хёндэ» – первый отель представительского
уровня во Владивостоке. Но для того, чтобы этот бизнес-проект полностью удался,
мало построить здание. Нужно обеспечить поток туристов, создать объекты
туристического показа, поднять на должный уровень обслуживание в магазинах и так
далее, чего здесь не произошло. Поэтому отель работает не в полную силу, около
половины площадей гостиничного фонда сдаётся в аренду под офисные помещения.
Другой не менее серьёзный
проект корейского телекоммуникационного гиганта «Korea Telecom»
– покупка, развитие и последующая выгодная продажа оператора сотовой
и проводной телефонной
связи Приморья
– компании НТК.
–Расскажите
подробнее о мероприятии Сеуле.
– В Сеуле, в здании
Национального Собрания (Парламента) Республики Корея проходил форум, посвящённый
экономическим перспективам Дальнего Востока России. В заседании с корейской
стороны принимал участие депутат Парламента Республики Корея Hyung – Soo Seo,
специальный представитель Президента Республики Корея Young Gil Song. Инициаторами
встречи стали депутаты Национального Собрания, а причина заключалась в обеспокоенности
малой эффективностью входящего к нам бизнеса. Корейцы заинтересовались: что они
делают не так?
Участники форума,
посвящённого экономическим перспективам Дальнего Востока России
|
С российской
стороны было три доклада: генерального директора группы компаний «Беркут» В.А.
Покотилова, руководителя Ассоциации поддержки резидентов свободного порта
Владивосток А.О. Скорика и мой. Я попытался ответить на вопросы: почему именно сегодня,
именно во Владивостоке нужно делать бизнес? Какой бизнес может оказаться самым
востребованным и перспективным? С какими проблемами, главным образом, с дефицитом
трудовых ресурсов, бизнесу приходится сталкиваться, и как решать эту проблему? Обеспокоенность
корейцев объяснима: в экономике Южной Кореи наблюдается заметный спад и,
конечно, корейцы ищут выходы из создавшегося положения.
Специальный посланник президента Республики Корея Сон Ён Гиль
|
В первом ряду, в центре – депутат Национального собрания Hyung Soo Seo |
– Готовы
ли мы к сотрудничеству и насколько заинтересованы в нём?
– Говорить об
этом довольно сложно. Представитель Президента РФ Ю.П. Трутнев, министр по
развитию Дальнего Востока А.С. Галушка активно участвуют в различных, в том
числе и зарубежных мероприятиях, подписывают соглашения, но в действиях не
видно системного подхода. Так, например, в груде хороших кирпичей не просматриваются
контуры строящегося дома.
Отсутствие
государственного проекта по развитию территории приводит к тому, что на местах
бизнесы начинают «толкаться локтями» между собой за близость к принимающим
решения для того, чтобы сказать: я лучше, а остальных не стоит принимать во
внимание! В результате важные проекты не получают должной поддержки.
– Юрий
Алексеевич, в истории страны так было не всегда.
– Конечно. Можно
проанализировать два исторических периода с 1920 по 1945 и с 1990 по 2015 год. Сравните,
чего удалось добиться за 25 лет после Первой мировой войны, Великой Октябрьской
социалистической революции, гражданской войны, разрухи к 1945 году с тем, к чему
мы пришли через 25 лет после перехода на новую экономическую систему? Результаты
несопоставимы. Тогда было построено более 500 заводов (в том числе такие гиганты
как ДнепроГЭС, Магнитка), а что мы сделали нынче? Это не к тому, что сейчас бизнес
плохой, а к тому, что нет внятной государственной политики экономического
развития страны. Я не пытаюсь определить стратегию экономического развития всей
России, но мне ясно, что нужно делать на Дальнем Востоке.
– И
чем же нужно заниматься на Дальнем Востоке?
– С каким бы новым
продуктом дальневосточники не выходили на внешний рынок, мы не будем там конкурентоспособны.
Льготы и преференции в этом не помогут. Выходить на рынок нужно в тех сферах,
где страна уже обеспечила мировой приоритет. С программами, в которых
заинтересованы многие страны при том, что ни одна из этих стран не в состоянии их
самостоятельно осуществить.
Прежде всего, речь
о космосе. Здесь востребованы телекоммуникации, робототехника, точное машиностроение,
связь, прогнозы погоды и так далее. Авторитет нашей страны позволяет добиться
реализации этих проектов путём объединения ресурсов разных стран.
– Так
вот зачем нужен космодром Восточный!
– А почему бы
нет? Нужно разработать программу, в которой будут заняты многие страны. Привлекая
их к совместной деятельности, а не к конкуренции, мы исключаем почву для
конфликтов, приводящих к войнам. В выигрыше будет каждая участвующая страна.
– И
международные связи укрепятся!
– Конечно. Не
менее важное направление – освоение Мирового океана и, в частности, Арктического
шельфа. Нужно делать платформы, предназначенные для бурения скважин и добычи углеводородного сырья, залегающего под дном моря.
Есть множество проектов, связанных с энергетикой, со строительством
приливно-отливных станций. Так давайте создавать кооперацию со всеми заинтересованными
странами!
А третье
направление – это то, что связано с культурой. Оно не выбивается из общего
списка, а, наоборот, составляет цементирующее основание, которое позволяет нам
так или иначе объединять усилия. Культура как бы вырабатывает интегральный язык
понимания друг друга. Это понимание в конечном итоге приводит к тому, что мы и
в других сферах начинаем находить общий язык.
– А
какой может быть роль Владивостока?
– Владивосток
следует рассматривать как плацдарм для выхода в АТР. Мировые центры Токио,
Сеул, Пекин – расположены ближе к Владивостоку, чем к Москве, поэтому миссия
Владивостока – стать мировым городом России в АТР, восточной столицей России.
Владивосток должен получить статус субъекта федерации и стать городом
федерального значения, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Новую роль
города должны обеспечить такие механизмы, как «Территории опережающего развития»,
«Свободный порт Владивосток», «Дальневосточный гектар». Нужно преодолеть существующие
ограничения для мигрантов, встраивающихся в стратегию развития территории.
Владивостокская
агломерация, а это города Владивосток и Артем, а также Надеждинский, Хасанский
и Шкотовский районы, население которых сегодня не дотягивает до миллиона,
обладает значительными пространственными ресурсами, в процессе развития может вырасти
до 2,5-3 млн. человек. Береговая линия залива Петра Великого в пределах
агломерации – более трехсот километров, наш важный ресурс, которого нет ни у
одного города России. Здесь колоссальные возможности для развития морской
инфраструктуры, как портовой, так и туристско-рекреационной.
Нужен, наконец, Генеральный
план Владивостокской агломерации, в основу которого была бы положена идея
(концепция) российского мирового города в Азии, проработана морская
специализация как наиболее эффективного выхода России в Мировой океан, ну и,
конечно же, в нём должны быть синхронизированы решения социально-экономических
проблем, входящих в агломерацию муниципальных образований, имея в виду развитие
социально-инфраструктурного комплекса, эффективного и экологически выдержанного
использования береговой зоны.
![]() |
Фото Сергея ЛЕОНОВА |
–
Откуда возьмутся люди?
– Возможно, это
кому-то не покажется, но в моём представлении Владивосток в будущем – это
многонациональный город, в котором есть место всяким языкам и народам. Важно
только, чтобы уже сегодня здесь закладывались нормы цивилизованной жизни, не
вчерашней, а будущей. Создаваемые условия для самореализации человека будут
решающим аргументом для того, кто захочет себя проявить и проявиться. Я встаю
на дыбы, когда кто-то начинает говорить о необходимости «закреплять» население
на Дальнем Востоке, понятно, что в головах ещё сохраняются атавизмы крепостного
права. Но задача в том, чтобы здесь у человека не было препятствий для
реализации самых смелых и созидательных проектов, чтобы над ним не висели
веригами «нельзя» и «запрещено», свобода творчества (вместо бесплатного
гектара).
Агломерация
самоценна тем, что появляется возможность в рамках единой стратегии произвести
территориальное упорядочение как производственных объектов, так и селитебных
зон. Если раньше преобладал принцип «завод, а вокруг него жильё», то теперь и
предприятия могут размещаться по иным критериям, и мобильность населения
возросла, что позволяет решать городские проблемы принципиально иначе. У
исторического центра Владивостока постепенно складывается новая функция, в
которой неуместной выглядит сборочное автомобильное производство, тогда как бухта
Золотой Рог настоятельно требует рекультивации. Думаю, если бы городу удалось
решить только эту задачу, количество привлекаемых инвестиций возросло бы на
порядки.
![]() |
Фото Сергея ЛЕОНОВА |
Нам,
жителям Владивостока, далеко не всегда понятно, в каком городе доведется жить
нашим детям и внукам, которым можно начать завидовать уже теперь. – Потому что
это не просто муниципальное образование, каких немало в стране, а единственный
город на острие взаимодействия со странами АТР, с крупнейшими экономиками мира.
Это предстоит осознать не только нам, но и федеральному центру, сформулировать
это в виде стратегической цели Тихоокеанской России, мобилизовать
инвестиционные ресурсы и созданную законодательную базу, сориентировать бизнес,
и сделать ключевым вопросом повестки Восточного экономического форума!
![]() |
Фото Сергея ЛЕОНОВА |
Комментариев нет:
Отправить комментарий