вторник, 26 октября 2010 г.

Проект ДВФУ обречен на успех

Слева направо: В.И. Курилов, В.В. Миклушевский

Первая совместная пресс-конференция с ректором Дальневосточного федерального университета доктором технических наук, профессором Владимиром Владимировичем МИКЛУШЕВСКИМ и ректором Дальневосточного государственного университета доктором юридических наук, профессором Владимиром Ивановичем КУРИЛОВЫМ прошла 12 октября в здании ДВГУ. Встреча с журналистами состоялась после конференции трудового коллектива, на которой были приняты необходимые изменения в устав Дальневосточного государственного университета, благодаря чему ДВГУ превратился в Дальневосточный федеральный университет. Конференция приняла такое решение абсолютным большинством голосов, при отсутствии голосов «против». Без преувеличения, во Владивостоке произошло историческое событие.

 
В.В. Миклушевский 

Отвечая на вопрос о структуре университета, Владимир Владимирович отметил, что в документах, которые были первоначально представлены в Министерство образования и науки Российской Федерации Дальневосточным государственным университетом, и в которых описывалась процедура формирования Дальневосточного федерального университета, фигурировали три вуза: ДВГУ, на базе которого создается ДВФУ, а также присоединяемые к нему Тихоокеанский государственный экономический университет и Уссурийский государственный педагогический университет. Впоследствии председателем правительства РФ было принято решение о вхождении в состав ДВФУ Дальневосточного государственного технического университета. Консультации с ректорами вузов, которые будут входить в состав ДВФУ, показали, что у коллективов присоединяемых университетов есть понимание выгод от будущего объединения.
Прежде всего, речь идет о дополнительной материальной базе, новых зданиях, которые получит университет на острове Русский после проведения там Саммита АТЭС в 2012 году. Нет сомнения, что новый университетский кампус станет одним из лучших в России. Во-вторых, программа развития университета, направленная на его техническое переоснащение, предусматривает выделение государством пяти миллиардов рублей в течение пяти лет. Эти средства поступят дополнительно к почти двум миллиардам рублей, выигранным ДВГУ и ДВГТУ в конкурсах инновационных и образовательных программ. Имеющаяся уже сейчас хорошая техническая база получит значительное дальнейшее развитие.
Сегодня Минобрнауки рассматривает вопрос о переходе федеральных университетов к новому нормативу соотношения численности преподавательского состава и студентов. От значения один – к десяти планируется перейти к значению один – к шести. Это значит, что университет получит рост фонда оплаты труда и право увеличения штатной численности преподавателей. Важно, что федеральные университеты имеют право вводить свои собственные образовательные стандарты, в отличие от обычных вузов, которые руководствуются стандартами, утверждаемыми Минобрнауки. Этим правом на эксперимент ДВФУ воспользуется в полной мере.
Новая команда намерена серьезно поработать над структурой университета, сформировав ее таким образом, чтобы эффект от объединения университетов стал синергетическим. Ведь давно известно, что именно на «стыках», возникает огромное количество перспективных вариантов дальнейшего развития. Планируется не простое суммирование или объединение подобных структурных единиц вузов, а возможность сложной их комбинации. Понятно, что если, к примеру, в каждом из вузов есть юристы или экономисты, то в ДВФУ не будут созданы три или четыре дублирующие друг друга кафедры. Вместе с тем было подчеркнуто, что все структурные изменения будут произведены очень аккуратно, с учетом мнения преподавательского коллектива. Поскольку университет существует для того, чтобы удовлетворять потребность в высококвалифицированных кадрах, прежде всего предприятий Дальневосточного федерального округа, также будут проведены консультации с работодателями, Дальневосточным отделением Российской академии наук.
Существующий сегодня проект программы развития ДВФУ нуждается в тщательной доработке. По поручению премьер-министра России Владимира Владимировича Путина, концепция ДВФУ должна быть представлена в правительство до 1 декабря. Доработка, прежде всего, связана с вхождением ДВГТУ в состав ДВФУ. Документы должны быть согласованы с администрацией Приморского края, Полномочным представителем Президента РФ в ДВФО, Минобрнауки, Минфином и Минэкономразвития. Если все необходимые согласования будут получены вовремя, финансирование ДВФУ откроется уже в этом году. Поскольку денежные средства поступят в виде субсидий, нет оснований беспокоиться о том, останутся ли они на расчетных счетах университета в следующем году. 

 
В.И. Курилов 

На вопрос о руководстве ДВФУ Владимир Владимирович пояснил, что ректор ДВГУ Владимир Иванович Курилов займет ответственный пост в ректорате и, кроме того, будет руководить Юридическим институтом. Из Москвы приедут первый проректор и проректор по финансам. Они уже дали свое согласие. Эти специалисты имеют опыт работы федеральными чиновниками, у них есть свой взгляд на формирование российского образовательного пространства. Приток «новой крови» будет полезен ректорату. Но его основной состав будет сформирован из дальневосточников. В университетах, на базе которых создается ДВФУ, накоплен высокопрофессиональный кадровый потенциал, и было бы недальновидно не использовать его.

 

Вопрос об изменении организационно-правовой формы университета осветил В.И. Курилов. Согласно Закону Российской Федерации от 12 февраля 2009 года, федеральные университеты создаются в форме государственных автономных учреждений. Главное содержание произошедших в связи с реорганизацией изменений заключается в большей самостоятельности университета в образовательной, финансовой, хозяйственной сферах деятельности. Согласно закону об образовании, федеральные университеты являются особым видом учебных заведений, так что выпускники ДВФУ уже со следующего года будут получать более «солидные» дипломы.
До тех пор, пока университет не получит в свое распоряжение кампус на острове Русском, его «штаб-квартира» будет находиться по адресу: улица Суханова, дом № 8, где располагался ректорат ДВГУ.
В связи с присоединением к ДВФУ в ближайшие 2-3 месяца других учебных заведений, будет изменены его руководящие органы, ученый совет.
Кому достанутся старые университетские корпуса? Они принадлежат государству и останутся в его распоряжении. Функции собственника осуществляет учредитель университета – Министерство образования и науки. Руководство ДВФУ планирует выйти в Министерство с просьбой о закреплении зданий за университетом, чтобы и далее использовать их в интересах образования и науки на Дальнем Востоке. 



Владимир Иванович выразил надежду, что вуз будет продолжать расти численно, несмотря на демографический спад. Уверенность, что будут приезжать студенты из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья поддерживается статистическими данными. Если три года тому назад в ДВГУ поступали студенты из 23 субъектов федерации, то в прошлом году эта цифра выросла до 33, а в нынешнем – до 47. Среди студентов есть москвичи и питерцы, жители Подмосковья и европейской части России. После того, как ДВФУ заработает в полную силу, численность иногородних студентов станет еще больше. Что касается числа обучающихся иностранных студентов, то в новых условиях оно может возрасти на порядок. Сегодня рост этой численности ограничивается только нехваткой площадей для проживания студентов.
В.В. Миклушевский подчеркнул, что в ДВФУ должны применяться самые современные образовательные технологии. Если ставится задача привлечения иностранных студентов, нужно создать такие условия, какие имеются для обучения в лучших зарубежных вузах. Как минимум – комфортную среду и современную дружественную инфраструктуру. Не секрет, что студенты там имеют возможность получать доступ к лекционным курсам, даже сидя на лужайке в кампусе.
В соответствии с лицензионными нормативами в кампусе на острове Русский могут быть размещены 25 тысяч студентов очной формы обучения. Но не следует забывать об очно-заочной, заочной формах обучения. Современное образование невозможно представить без информационных технологий. Пройдет еще немного времени, и в понятии традиционного обучения закрепятся такие инструменты, как электронные курсы, электронные библиотеки, новейшие средства обучения и технологии передачи знаний.
Меняются устоявшиеся подходы и методики и, самое главное, меняются потребности современных студентов. Очевидно, что не реагировать на эти перемены нельзя. В условиях развития современного информационного общества эти изменения вполне естественны, но любой переход к чему-то новому – это всегда длительный и сложный процесс, и введение инноваций в образование – не исключение.
Осталось меньше двух лет до того времени, как завершит работу Саммит АТЭС, и в зданиях университета на острове Русский начнется учебный процесс. Не остается времени на выполнение длительных разработок для воплощения хороших идей. Проще купить готовые решения, адаптировать их к нашей действительности и успешно применять.
По мнению ректора ДВФУ, «такой подход позволит существенно снизить трудоемкость учебного процесса, тем самым освобождая время преподавателей для творчества, научной работы. Другое его преимущество – в существенном повышении академической мобильности студентов и преподавателей. Сейчас она ограничена разными причинами: расстояниями, «пробками», отсутствием мест в общежитиях и так далее. Для преподавателя ситуация осложняется еще и тем, что он в своем вузе «по уши» погружен в учебный процесс либо в научную работу. Но если использовать современные образовательные технологии, например, Интернет – трансляции лекций, можно резко улучшить мобильность преподавателей. Правда не географическую, а виртуальную, но положительный эффект от этого меньше не становится».
Случается, что вуз, получая заказ, не может его реализовать по простой причине – у него нет готовой образовательной программы. Проблема заключается в том, что невозможно быстро разработать и утвердить в установленном порядке новый учебный курс. Но ведь его можно купить в другом вузе и не обязательно в России, а даже за рубежом. К сожалению, зачастую вузы руководствуются категориями натурального хозяйства. От этой практики нужно отказываться. Не обязательно все выполнять самим, ряд определенных производственных функций можно передать на обслуживание, как это практикуется при аутсорсинге, высвободив человеческие ресурсы и перенаправив их туда, где они будут использоваться более эффективно. Например, в Сибирском федеральном университете создана очень хорошо оснащенная электронная библиотека. Стоит ли нашей библиотеке заниматься сканированием первоисточников, если можно разместить заказ там?
Углублению сотрудничества между университетами послужит созданная 1 июня в Санкт-Петербурге Ассоциация федеральных университетов, национальных исследовательских центров и двух университетов с особым статусом – Московского государственного университета и Санкт-Петербургского государственного университета. Ассоциация не только возьмет на себя ответственность за новое качество образования, а также интеграции образования и науки, но и направит усилия на выстраивание иного отношения к науке и ее роли в образовании и экономике.
В.В. Миклушевский подчеркнул, что важнейшей задачей сегодня является выполнение поручения председателя Правительства РФ по корректировке программы развития ДВФУ. Для выполнения этого задания формируется рабочая группа, в которой будут представлены вузы, объединяемые в ДВФУ; образовательная элита из Москвы; Дальневосточное отделение РАН; администрация Приморского края (в лице вице-губернатора Любови Николаевны Дроздовой); представительство Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (в лице заместителя Полномочного представителя Александра Борисовича Левенталя). Для более эффективной работы группа будет разделена на подгруппы (по направлениям деятельности), чтобы в короткий срок завершить доработку программы.
В связи с присоединением к ДВФУ Дальневосточного государственного технического университета появилась необходимость корректировать ряд строительных работ. С генеральным подрядчиком строительства ДВФУ, компанией «Крокус», предстоит решать вопросы по вентиляции, спецканализации, отдельным «развязанным» фундаментам под сложное оборудование, энергоснабжению. Генподрядчик и руководство ФГУ «Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития РФ» выразили готовность к конструктивному обсуждению возникающих проблем. 

 

Планируется, что вся инженерная, технологическая часть ДВФУ, которая в большей степени сформируется на основе нынешнего ДВГТУ, будет организована по кластерному принципу, в котором сочетаются не только наука и образование, но и начала инновационной цепочки – стартапы или новые проекты (малые предприятия) в сфере высоких технологий. Успехи в инновационном процессе будут главным критерием этой деятельности. Примером здесь может служить технопарк Московского государственного института электронной техники. Понятно, что инновационная экономика не может существовать без наукоемкого бизнеса. Но следует понимать, что университет не будет заниматься средним или крупным предпринимательством. Инновационная цепочка начинается с научной разработки и малого инновационного предприятия. Уместна такая аналогия. В гидрометаллургии, изучая процессы роста новых фаз, говорят о критическом размере зародыша. При недостаточных размерах он растворяется, но если будут созданы необходимые условия, он начнет успешно расти. Так вот задача технопарка или бизнес-инкубатора в вузе заключается в следующем: ободрить, согреть и вырастить до запланированного объема стартап. После чего эту компанию должны выкупить (внешние инвесторы или через IPO). Вот из таких ростков и вырастет инновационная экономика России. Но вуз не занимается производством – это не его задача.
Владимир Владимирович отдельно остановился на вопросе о будущем взаимодействии ДВФУ с Дальневосточным отделением РАН, рассказал о недавней встрече с председателем ДВО РАН академиком РАН В.И. Сергиенко, отметил хорошие традиции тесного сотрудничества ДВГУ с ДВО РАН. Сообщил, что достигнута договоренность о вхождении его представителей в состав рабочей группы по корректировке Программы ДВФУ. Очень важно, чтобы Дальневосточное отделение РАН самым деятельным образом участвовало в корректировке структуры университета. Университету не следует замыкаться в собственной скорлупе, у него должен быть внешний заказчик, внешний эксперт и, в некотором смысле, внешний арбитр.
В завершение встречи на вопрос о его планах через 10 лет, Владимир Владимирович ответил, что хотел бы продолжать руководить ДВФУ. Ему интересна эта работа, и он настроен служить стране здесь. 

 

Мы стоим на пороге знаменательных событий в новейшей истории высшего образования на Дальнем Востоке России. Все вузы, которые присоединятся к Федеральному университету, не просто стабилизируют свое положение, они получат мощные дополнительные образовательные, научные, социальные преимущества. Создание ДВФУ выгодно не только Дальнему Востоку, Приморскому краю, науке, образованию, но и каждому отдельному человеку, который занят в сфере образования, будь это преподаватель или студент. 

Фото Леонида Макогина 

Комментариев нет:

Отправить комментарий