понедельник, 27 февраля 2017 г.

Тайский дневник: новые впечатления

Поездки, путешествия

Декабрь 2016 года. Под крылом приземляющегося самолёта – бирюзовое море с многочисленными деревянными лодочками и густо застроенный домами остров в зелени тропического леса. Я снова на Пхукете, в Таиланде, для того, чтобы немного расширить свой кругозор и получить новые впечатления, которых было довольно много после поездки годичной давности. Решил, кроме дайвинга, поездить и на сухопутные экскурсии.

Но главное – дайвинг. Начал я свои поездки с дайв-сайта (рэка, т.е. затонувшего объекта), на который не попал в прошлый приезд – «King Cruiser». Это название 100-метровой длины пассажирского парома, который в 1997 году затонул, наскочив на скалы. К счастью, всех пассажиров удалось спасти, а паром стал привлекательной достопримечательностью для дайверов всего мира. В первый выход дойти до него не удалось – море разыгралось не на шутку, и мы пошли на другой сайт, где от волн нас прикрыл маленький островок. Последующие две попытки оказались более удачными, и мне удалось подробно рассмотреть этот случайно созданный искусственный риф. Начну с «лирического отступления». Посещение таких мест меня всегда радует – Матери-Природе чаще всего удается использовать, приспособить для своих нужд предметы, которыми Человек – «неразумное дитя биосферы» излишне щедро замусоривает её первозданную чистоту. Дома, в заливе Петра Великого, я неоднократно находил на дне стеклянные бутылки, банки, обросшие известковыми трубками многощетинковых червей и водорослями, нередко с прячущимися внутри рыбами. На остатках сетей и разном железе поселяются водоросли, асцидии, мидии, скрываются хитоны, крабы и многие другие животные. Серые морские ежи сейчас часто цепляют на свои иголки не пустые раковины, гравий и отмершие водоросли, а обрывки пластика, упаковки из-под чипсов и даже гильзы от охотничьих патронов. А известное судно УНИФ ДВО РАН «Кварц», покоящееся на дне у мыса Гамова, давно привлекает богатством морской живности, и стало подводной Меккой для дайверов всей России.

Кораллы альционарии, морские ежи и рыба-крылатка на останках затонувшего парома «King Cruiser»
Так же и «King Cruiser». Лежащий на 30-метровой глубине на чистом песчаном дне паром за прошедшие 20 лет сильно разрушился, осыпался, стал ржаво-красным, но дал приют разнообразным и многочисленным обитателям моря. На его верхней части и в местах с наиболее сильными течениями поселились колонии розовых, жёлтых и белых мягких кораллов. На корпусе поселилось бесчисленное количество устриц, мидий, асцидий, губок и других сидячих животных. Рыбы – плохие пловцы: крылатки, дасциллы, анемоновые, губаны, иглобрюхи, мурены, рыбы-белки, стаи мальков крутятся вблизи корпуса и кораллов, прячась от сильных течений. Стайные пелагические рыбы – луцианы – плотным облаком окружают верхнюю часть рэка, где течение несёт массу планктона и рыбам легче питаться. Часто встречаются здесь каранксы и кобии. Иногда приходят акулы и скаты, но встретить их нам не удалось, поэтому небольшая рыба-прилипала усиленно крутилась вокруг нашего дайв-инструктора Алексея, пытаясь к нему прицепиться, как прилипалы делают с крупными рыбами. Полное впечатление о населении рэка мне получить не удалось из-за кратковременности визитов к нему и мутновато-зеленой воды. Но то, что я увидел – запомнится надолго и останется в фотографиях.

Нерестящиеся трепанги на скале дайв-сайта «Shark Point»
Переходим на соседний дайв-сайт – «Shark Point». Это несколько скал, поднимающихся с глубины 15-20 м и немного выступающих над поверхностью воды. На скалах и прилегающем песчаном дне – многочисленные большие кувшинообразные губки, ветвистые и мягкие кораллы, известковых кораллов мало. Название свое дайв-сайт за три мои погружения здесь не оправдал – акулы не встретились, промелькнули только несколько крупных барракуд. Зато произошла встреча с «любовным треугольником» – троицей каракатиц, у которых начался брачный сезон и мы стали свидетелями «классической» сцены: один самец охранял свою подругу-самку от попыток ухаживания соперника, не позволяя ему близко приблизиться к даме. Присутствие дайверов им нисколько не мешало, и свидетелями этого «романа» оказалась большая группа подводных туристов с нашего катера. Встретились и местные трепанги, у которых также протекал сезон размножения, отчего они принимали вертикальную «стойку» на поверхности скал. Кстати, трепангов, в отличие от зал. Петра Великого, в котором наш вид пора уже вносить в «Красную книгу» из-за беспредельного браконьерства, в Таиланде заметно больше. Во время поездки на очередной остров «Баунти» – Бамбу я, плавая с маской и ластами на глубине до 3 м на песчаном дне вблизи скал, насчитал не менее 30 мелких трепангов на протяжении 100 м. Увы, такое изобилие у нас в заливе уже в прошлом. Кстати, встретил я там и маленькую, 60-сантиметровую черноперую рифовую акулу, которая прогуливалась у побережья и быстро унеслась вдаль, встретив меня.

Ухаживание каракатиц
На суше я съездил на экскурсию «Путь к Аватару», организованную для россиян Анекс Туром. Реклама этого действа в проспекте гласила: «Увлекательное путешествие окунет Вас в настоящую чащу джунглей, покажет недоступные другим туристам красоты южного Таиланда. Вы получите незабываемые впечатления от красивейших водопадов, затерянных исторических музеев, уникальных морских пещер и завораживающих панорам, которые до недавнего времени были недоступны туристам. Завершите свой день на шикарной вилле с большим бассейном, музыкой от профессионального диджея и превосходной кухней».

Итак, 7 утра, джип стоит у входа в гостиницу. Едем больше 1,5 часов, проезжаем весь Пхукет, выезжаем на материк, доезжаем до конца асфальтированной дороги. Здесь начинается наш маршрут по джунглям – тропа длиной около 1,5 км с подъёмом вверх по склону метров на 150 и спуском с него. Тропа как в лесопарке Владивостока, немного мокрая, скользкая, дополнительно не оборудована, пересекает несколько ручьев, через которые можно перебраться, осторожно переходя по большим камням, выступающим из воды. Все члены группы, около 30 человек, даже несколько не походного вида женщин в возрасте, благополучно проходят эти препятствия. Джунгли как джунгли: сумрачно, высоко вверху плотный полог леса, кое-где видны гроздья зелёных бананов, висят лианы, опушенные острейшими шипами, где-то кричит птица, изредка промелькивают цветастые бабочки, по берегам ручьев бегают красные крабики, на гнилом стволе дерева копошатся термиты. В общем, практически то же самое, что можно увидеть на экотропах островов Попова и Фуругельма нашего Дальневосточного морского заповедника, меня здесь ничем удивить не смогли.

Следующий пункт тура – музей, принадлежащий бывшему министру МВД Таиланда Р. Бениарану, близкому другу бывшего короля Рамы IX Р. Бениамину. От короля этот богатенький пенсионер получил в дар около 500 га тайской землицы, на которой он и развернулся. Музей – это несколько павильонов, в которых чего только нет! Мне понравился этот подход – человек, имея возможности, собирал просто все, что окружает человека! В витринах – коллекции посуды, инструментов, утюгов, компьютеров, фотоаппаратов, печатных и стиральных машинок, грампластинок, афиш, денег, марок, спиртного, оружия, и прочее, и прочее. Диковины животного мира (огромных размеров пчелиное гнездо, недоразвитые рога оленя, коллекции моллюсков, кораллов), диорама подводного мира с кораллами, пластиковыми рыбками и медузами. Старый французский самолетик, легковые машины, макеты парусников и рудодобывающих предприятий. Владелец – весёлый, улыбчивый дяденька прогуливается рядом и с удовольствием фотографируется со всеми желающими. Дальше на его участке – школа дрессировки слонов и 40-метровый симпатичный водопадик, на фоне которого члены нашей группы и сделали многочисленные «себяшки». Повсюду возле дорог двухметровые штабеля армейских касок, затянутые металлической сеткой. Обед – в открытом ресторане-террасе, обычные тайские блюда.

Диорама кораллового рифа в музее мистера Р. Бениарана
Переезд в маленькую тайскую деревушку на побережье Андаманского моря. Для обозрения туристов – ванна с крабами и съедобными моллюсками. Посадка группы в деревянные лодки, цель – пещера. Подбадриваемый русскими, которые все, как один, любят быструю езду, таец-рулевой выжимает из мотора всё, на что он способен, тот нещадно чадит, но лодка действительно несётся быстро. Подходим к скале-островку, втискиваемся третьим бортом в 8-метровый вход в пещеру, где уже бродят человек сорок туристов с фонариками. Пещера небольшая, метров 40 на 20, 6-7 м высотой, расположена немного выше уровня моря. В ней сыро, скользко, сталактиты, сталагмиты, натёки кальцитов, испуганные летучие мышки, прячущиеся в тёмных углах. Порадовало, что нет уродующих, как часто у нас бывает, надписей из серии «Здесь был Вася из Артёма». Возвращаемся на берег по протоке с мутной водой в мангровых зарослях. Поднимаемся по красной грунтовой дороге на обзорную площадку – панорама мангров и россыпи мелких живописных островков, общее фото на этом фоне, всеобщий восторг – мы все почти «Аватары». Заезд в частный отель: бассейн (маленький), ужин (рулеты из курицы, кальмар, вареная картошка, салат из помидоров и огурцов), музыки не слышал, диджея не видел. Резюме: людям, для которых прогулка в парке – уже приключение, этот тур – как поездка в глухие дебри Амазонки. Для регулярно же путешествующих по нашей тайге, морю и скалам людей – уровень необычного пикника.

Несколько общих впечатлений от поездки. Не совсем повезло с погодой – дождей было больше обычного, отчего чего морская вода была на градус холоднее и почти везде зеленовато-мутная. Порадовало то, что соотечественники, помимо бесцельного валяния на пляжах и у отельных бассейнов, активно посещают экскурсии – все места быстро раскупались, и поездки пришлось заказывать заранее. Удивило, но не очень – купание многочисленных россиян на пляже Ката, на который выходит сточная канава от домов и отелей (копия Второй речки во Владивостоке) – зачем ехать за тридевять земель, если то же «удовольствие» можно получить дома? Правда, там вода в море на 10º теплее, поэтому, вероятно, на помойке находиться приятнее. Порадовало, что увеличилось количество дайверов-россиян. Было бы ещё лучше, если бы кто-нибудь интересовался морской фауной, как любознательные иностранцы, многие из которых ныряют с определительными табличками и отмечают животных, которых им удалось увидеть. Надеюсь, все это ещё впереди, и у меня тоже – новые встречи, новые впечатления.

Александр МАРКЕВИЧ,
научный сотрудник «Дальневосточного морского заповедника» – филиала ННЦМБ ДВО РАН,