суббота, 3 августа 2024 г.

Павел МИНАКИР: «В смысле духовного комфорта Дальний Восток – это моя территория»

 Памяти коллеги

Вспоминая Павла Александровича Минакира


     Вот уже год нет с нами Павла Александровича Минакира – руководителя, учителя, наставника, друга. Вот уже год мы пытаемся жить и работать без него, всё так же ощущая его незримое присутствие. Идёт ли учёный совет с разбором выполнения научных планов, формируются ли выпуски научных журналов «Пространственная экономика» и «Регионалистика», готовится ли очередная научная конференция, рассматриваются ли вопросы подготовки аспирантов – мы вновь возвращаемся к нему, к его мнению, его видению, возможным возражениям или возможному одобрению. В годовщину ухода Павла Александровича мы вновь возвращаемся к нему нашей памятью, нашим уважением и восхищением.

     Что формирует человека как учёного, как личность, как гражданина, как борца? Место рождения, национальность, воспитание, повороты судьбы?

     Место рождения – солнечный Крым, Симферополь, декабрь 1947 года. Павел Александрович больше пятидесяти лет прожил на Дальнем Востоке, но преданность солнечному родному городу хранил всю свою жизнь. Солнце Крыма было в его смуглой коже, в памяти детства, не слишком сытного, но пронизанного особой любовью и заботой родных, что так свойственно еврейским семьям.

     Национальность. Еврейские предки семьи П.А. Минакира были выходцами из Польши, расселившиеся на юге Российской империи и в Крыму, в черте оседлости. Семья была большая, три поколения дружных и работящих людей. Но за годы Великой Отечественной войны семья сильно поредела – не все успели уехать в эвакуацию. Отец – Александр Наумович – вернулся с войны инвалидом. Это был человек, по которому позже Павел всегда сверял свои поступки, свою жизнь. Мама – Лариса Григорьевна – была настоящей «еврейской мамой», истинной хранительницей очага.

     Среда и воспитание. Жизнь в Симферополе вспоминалась Павлом Александровичем как исключительно светлое и очень счастливое время. Несмотря на всю тяжесть послевоенной жизни, он никогда не говорил про то время плохо. Семья жила в очень стеснённых и довольно сложных условиях, но дружно и весело.

     Школьные годы (1955 – 1963 годы) запомнились первыми успехами и мудрыми учителями. Это были люди, оставившие глубокий след в душе, оказавшие сильное влияние на формирование П.А. Минакира как учёного, как личность. Каждый был Педагогом с большой буквы. Учителя математики, физики и литературы отмечали значительные способности Минакира, настойчиво рекомендовали продолжать учёбу именно по своему предмету.

     Но вектор жизненного пути определил отец Александр Наумович. После окончания Павлом восьмого класса он настоял, чтобы сын поступил в строительный техникум, получил специальность, а уж потом учился, где захочет. Павел Александрович никогда не считал решение своего отца неверным или несправедливым. Именно отец сыграл в его карьере роль главного соратника, поддерживая в дальнейшем во всех начинаниях.

     Таким образом, в 1963 году Павел поступил в Симферопольский строительный техникум по специальности «монтаж электрооборудования». Практикующим электромонтажником он не стал, хоть и окончил техникум с отличием, но именно в техникуме, на производственной практике на заводе он обнаружил, что многое в организации производства экономически неэффективно и нецелесообразно. Пришло желание всё улучшить, а для этого понять причины того, что правит миром и экономикой. Воскликнул ли он «Эврика!» – неизвестно, но для себя точно сделал открытие, что только наука политэкономия может объяснить причины и следствия взаимоотношения людей в обществе и в производстве, и именно она должна ответить на вопрос, как сделать неправильное правильным. Это стремление и привело его на экономический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

     Студенческие годы всегда вспоминаются с теплотой. Помимо учёбы это и начало крепкой студенческой дружбы, походы, весёлые вечеринки. Да, студенческая дружба осталась на всю жизнь, но вот слова старой песенки «от сессии до сессии живут студенты весело» никак нельзя было отнести к студенту П. Минакиру. Как вспоминали его однокурсники, чаще всего его можно было видеть в библиотеке, с учебниками, с книгами. Нет, он не был «синим чулком», но, видимо, доминирующим мотивом его углублённого погружения в учёбу было стремление во всём дойти до самой сути, да и здоровое честолюбие имело место. Павел серьёзно погрузился тогда в философию Гегеля, философские разделы математики, что очень помогло в дальнейшем в плане формирования мировоззрения.

     А ещё в годы учебы П.А. Минакир преподавал в Экономико-математической школе при экономическом факультете МГУ. Его сокурсник Леонид Маркович Григорьев, кандидат экономических наук, доцент НИУ «Высшая школа экономики» вспоминает: «Его друзья в МГУ, НИУ ВШЭ, Академии гордятся знакомством и дружбой с Павлом Александровичем. Это идёт с тех времен, когда второкурсник Паша учил школьников в Экономико-математической школе на экономическом факультете МГУ на Моховой. Это целая эпоха!». Об этом времени вспоминает и другой сокурсник П.А. Минакира Александр Александрович Аузан, доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета: «ЭМШ – это было особое сообщество, существующее с 1968 года на основе простого принципа «студенты обучают школьников». Это сообщество сформировало многих замечательных людей, министров и учёных. Но Павел Александрович, пожалуй, единственный из ЭМШ, кто стал академиком РАН».

     В 1972 году после окончания МГУ до академика было ещё далеко. А вот первые щелчки судьбы уже пришлось испытать. На пятом курсе Павел уже знал, что будет поступать в аспирантуру. Для того чтобы остаться в аспирантуре, нужна была рекомендация хотя бы одного профессора, у него были рекомендации трёх профессоров, но и этого оказалось мало. В 1972 году вышло специальное постановление Политбюро ЦК КПСС, согласно которому в аспирантуру по общественным наукам принимались только члены партии, либо кандидаты в члены. Всех, кто написал заявление в члены КПСС, приняли, его – нет. Cыграл ли свою роль пресловутый «пятый» пункт или его привычка говорить то, что думает, но аспирантура пока оставалась недостижимой. Вот тогда-то, почти случайно, и возник Хабаровск. Член-корреспондент АН СССР Павел Григорьевич Бунич набирал «десант» в недавно созданный Дальневосточный научный центр.

     Так в сентябре 72-го Минакир вместе с ещё несколькими амбициозными выпускниками МГУ приехал в Хабаровск, в отдел экономики Хабаровского комплексного научно-исследовательского института с твёрдым намерением если не сделать Дальний Восток экономическим раем, то хотя бы внедрить в экономику региона самые передовые модели, усвоенные в университете. Через год поступил в аспирантуру, в 1977 году стал кандидатом экономических наук.

     В 1976 году отдел экономики был преобразован в Институт экономических исследований, формировались новые сектора. Павел Минакир возглавил молодёжную группу, ставшую мозговым центром нового направления – региональной экономики. Группа переросла в сектор, сектор – в отдел.

    Именно в 1970 – 1980 годы П.А. Минакир сформировался как крупнейший специалист в области региональной экономики, экономики Дальневосточного региона, международного экономического сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Именно по этим направлениям в этот период им была создана оригинальная научная школа на Дальнем Востоке, получившая широкую известность и признание в России и за рубежом.

     Здесь, в институте Павел встретил и свою вторую половинку. Кареглазая Валя – Валентина Дмитриевна Горюнова – была лаборантом в секторе сельского хозяйства. В 1976 году сыграли свадьбу, в 1977 году родился сын Саша, в 1980-м дочка Наташа.

Павел Александрович с женой Валентиной Дмитриевной и дочерью Наташей

     В 1980 году в ИЭИ была начата разработка фундаментальной программы по развитию Дальнего Востока. Работа над программой на пять лет стала основной для всего института, а П.А. Минакир стал её координатором. К 1984-му году программа была завершена, в Хабаровске состоялась большая всесоюзная конференция – мероприятие государственного масштаба. О фундаментальности этой программы говорит и то, что её основные положения в дальнейшем фигурировали в концепциях развития региона, разрабатываемых в 1990-м, 1995-м, 2000-м годах. Сейчас это уникальная в своём роде программа, часть которой изначально была засекречена и хранится в закрытых фондах.

     На основе программы «Дальний Восток» П.А. Минакир подготовил и защитил в 1984 году докторскую диссертацию «Долгосрочное планирование регионального экономического развития (на примере Дальнего Востока)». Накануне защиты соискателю пришлось изрядно поволноваться. Дело в том, что незадолго до защиты П.А. Минакир читал лекцию на швейной фабрике в Биробиджане. Привыкший говорить то, что думает, он дал нелицеприятную оценку некоторым экономическим явлениям. На лекции оказался представитель Крайкома КПСС, и тотчас возникло мнение о политической незрелости П.А. Минакира, о преждевременности докторской степени. Директору института В.П. Чичканову удалось отстоять в Крайкоме право соискателя на защиту докторской диссертации, но понервничать пришлось изрядно.

     Да, характер у Павла Минакира был непростой, многие считали его неуживчивым. В принципиальных вопросах он не шёл на компромиссы, не умел лицемерить, говорить и делать то, что устраивает только начальство. Вот как вспоминал о нём член-корреспондент РАН В.П. Чичканов: «Коллектив института был молодым, состоящим, в основном, из 30-летних учёных. Одним из них был Павел Минакир – худощавый, порывистый, энергичный. Он ставил острые вопросы – и чисто профессиональные, и жизненные: философские и бытовые. Уже тогда в нём была очевидна нерушимая принципиальность. Он не мог поступиться нравственными устоями, которые держали и вели его по жизни, не мог пренебречь даже пустяком. Он стоял на своём и доказывал свою правоту до последнего, спорил до хрипоты. Любой компромисс был неприемлем для его чистой и честной души. Такой характер».

     С 1985 года П.А. Минакир – заместитель директора института по научной работе, в июне 1991 года был назначен директором Института экономических исследований.

     И это было не последнее назначение в этом году. Следующее последовало уже от новой российской власти. Назначенный на должность главы администрации Хабаровского края Виктор Ишаев пригласил П.А. Минакира стать заместителем по экономике. Минакир согласился, но эти полтора года «государевой» службы были очень тяжёлыми – такое было время.

     С 1991 по 2016 годы П.А. Минакир был директором Института экономических исследований ДВО РАН, с 2016 по 2023 годы – научным руководителем ИЭИ. За годы его руководства институт стал не только одним из центров высококачественных прикладных работ для правительства страны и региональных властей, но и ядром новой исследовательской школы. Здесь были подготовлены фундаментальные работы по теории экономического развития социально-экономических систем различного уровня и методам их исследования, концептуальным основам пространственной экономики. По мнению Вячеслава Евгеньевича Селиверстова, доктора экономических наук, заведующего Центром стратегического анализа и планирования ИЭИОПП СО РАН, «П.А. Минакир был не только выдающимся учёным-регионалистом, но и сильнейшим организатором науки, а это немногим большим учёным удаётся. Так, отдавая должное всем предыдущим директорам Института экономических исследований ДВО РАН, следует объективно признать, что по большому счёту именно П.А. Минакир завершил формирование этого творческого коллектива».

«Прораб экономики». П.А. МИНАКИРУ – 60

     Особо следует отметить стиль его руководства. Помимо научных вопросов была масса бытовых, технических, которые приходилось решать в ежедневном режиме. И Павел Александрович вникал буквально во всё: в финансовые вопросы, содержание здания, ремонт крыши, которая из-за ошибок в конструкции постоянно протекала, обеспечение офисной техникой, все кадровые вопросы – не было темы, которой бы он не владел! Сотрудники шутили, что без ведома Минакира не забивается ни один гвоздь в институте. Сегодняшняя прекрасная материальная база института создана, в основном, благодаря его усилиям и административному таланту.

     А как он умел говорить! Его лекции отличались глубокой компетентностью и вместе с тем простотой изложения. Аудитория слушала его доклады как высокохудожественное произведение. «Однажды, – вспоминает Александр Аузан, – в конце 1990-х годов мне довелось в Хабаровске выслушать двухчасовое объяснение Павла Александровича о том, как устроены отраслевые структуры, бизнес-группы и интересы в различных регионах Дальнего Востока. И эта его добровольная индивидуальная дружеская лекция стала для меня инструментом понимания многих событий и трендов в дальневосточных регионах на десятилетия вперед, до сих пор не утратив актуальности. Потому что это глубокое понимание того, что происходит в экономике, и не только в экономике Дальневосточных регионов».

Павел Александрович МИНАКИР на лекции

     А в полемике был интеллигентен, но твёрд. Вспоминая П.А. Минакира, Александр Владимирович Котов, кандидат экономических наук из Института Европы РАН отмечает «его мягкую, но сухую и холодную иронию, которой он в разгорающейся полемике давал возможность прорываться. Но при этом абсолютно не замечалось, чтобы он становился нетерпеливым или раздражительным. Это был респектабельный уровень научной строгости и выдержки, принципиальной готовности настаивать на своём, не разделять вопросы на большие или маленькие, если они действительно интересны и судьбоносны для развития страны».

     Неудивительно, что Павел Александрович был любимцем дальневосточной прессы, потому что никто иной не мог столь же тонко и чётко обозначить, что происходит в данный момент в экономике края, Дальнего Востока, страны и мира, так же интересно прокомментировать происходящие в этой сфере события.

     Пятьдесят с лишним лет Павел Александрович Минакир писал страницы экономики Дальнего Востока, писал так, как никто другой написать бы не смог, не скупясь на затраты душевных и физических сил. Для него, южанина, этот «некомфортный» край стал родным и «комфортным».

     «Для меня комфорт не только быт и материальные блага, – говорил Павел Александрович, – есть ещё такая малоосязаемая вещь, как ощущение твоей нужности. Ощущение некоего удовлетворения от того, что делаешь, и от понимания, что кроме тебя этого ТАК никто не сделает. В смысле духовного комфорта Дальний Восток – это моя территория».

     Да, Дальний Восток – это была его территория, и он по-прежнему нужен коллегам, соратникам, ученикам, всем, кто помнит его и понимает значимость высокой духовности и глубокой научной компетентности этой неординарной личности.

     Валентина БУЛДАКОВА, 
    зав. отделом внешних взаимодействий Института экономических исследований ДВО РАН

     Фото предоставлены автором